на главную страницу

3 Июня 2009 года

Армия и общество

Среда

Медицинский аспект

Вооруженные Силы: проблемы и перспективы

Геннадий МИРАНОВИЧ, «Красная звезда».
Фото Александра ЗЕМЛЯНИЧЕНКО и Юрия ШИПИЛОВА



В Общественной палате РФ прошли слушания по проблемам медицинского обеспечения военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей. В них приняли участие представители Совета Безопасности, Федерального Собрания, Счетной палаты, Контрольного управления Президента РФ, Минздравсоцразвития и подчиненных ему департаментов, медицинских служб и учреждений силовых ведомств, ветеранских организаций, ученые, эксперты, журналисты.


     Инициаторами слушаний стали две комиссии палаты - по делам ветеранов, военнослужащих и членов их семей (председатель Александр Каньшин) и по здравоохранению (председатель Леонид Рошаль). Это выглядело вполне логичным, поскольку речь, как мы увидим дальше, шла о проблемах, касающихся не только военных.
     Итак, выступивший с докладом временно исполняющий обязанности начальника Главного военно-медицинского управления Минобороны генерал-майор медицинской службы Александр Фисун сообщил собравшимся о том, что предстоящая в процессе формирования нового облика Вооруженных Сил реорганизация военно-медицинской службы предполагает замену значительной части - до 30 процентов - врачей в погонах гражданскими специалистами, а ряд вузов, где готовят военных медиков, подлежит перепрофилированию или расформированию. Естественно, у присутствующих сразу же возник вопрос: откуда в таком случае военное ведомство будет брать кадры для своих мед-учреждений?
     Врио начальника ГВМУ доложил, что часть гражданских должностей планируется комплектовать добровольцами из числа офицеров, увольняемых в запас, а часть - выпускниками гражданских медицинских вузов. По его словам, на базе этих вузов уже создано четыре учебных центра, где на 5-6-м курсах со студентами заключаются контракты, по которым их впоследствии распределяют в военные округа. Генерал также подчеркнул, что замене подлежат в основном военные медики узких специальностей - онкологи, эндокринологи, часть терапевтов и так далее. То есть те, кто по большому счету не определяет боевую готовность медицинской службы. А все должности военных хирургов, травматологов, анестезиологов-реаниматологов, эпидемиологов и других значимых военно-медицинских специальностей будут по-прежнему комплектоваться преимущественно офицерами. Непосредственно же в войсковом звене вообще предполагается иметь большей частью врачей в погонах. В первую очередь ими планируется комплектовать медицинские бригады, которые будут сформированы во всех видах Вооруженных Сил и родах войск.
     Существенно должна повыситься и эффективность действий медслужбы передового района. Так, современная медицинская рота способна в короткие сроки развернуть до 100 коек. Там, где раньше был один врач общей практики или в лучшем случае хирург, сейчас имеются офтальмолог и другие специалисты, которые готовы к работе в полевых условиях. Показательным в этом плане является, например, тот факт, что во многом именно благодаря качественной работе военных медиков передового района 50 процентов раненых в ходе боевых действий в Южной Осетиии военнослужащих вернулись в строй даже без предоставления им отпуска по болезни.
     Говоря о новом облике медицинской службы Вооруженных Сил, генерал Фисун сообщил также, что к 1 декабря 2009 года в ее структурах останется 13 центральных, окружных (флотских), базовых военных госпиталей и 101 филиал военных госпиталей. Действующие военные госпитали планируется сохранить прежде всего там, где дислоцируются части и соединения постоянной готовности. При этом было подчеркнуто, что сокращение общего количества госпиталей никоим образом не означает снижения качества медицинского обслуживания в целом. Напротив, предполагается, что в результате технического переоснащения военно-медицинских учреждений, внедрения современных видов диагностики и высокотехнологичной медицинской помощи оно улучшится.
     

     СПРАВКА. По данным ГВМУ, предусмотренное законами право на получение медицинской помощи по линии Минобороны в настоящее время имеют около 7 млн. человек. В их числе почти 1 млн. пенсионеров и более 4 млн. членов семей военнослужащих кадра и запаса.
     

     Одним из факторов, определяющих целесообразность шагов, предпринимаемых руководством военного ведомства в области медицинского обеспечения, специалисты ГВМУ считают наличие развитой базы здравоохранения в регионах России. Это дает возможность перевести некоторые госпитали в амбулаторно-поликлинические учреждения с дневными стационарами и отказаться от тех поликлиник, которые не соответствуют современным стандартам размещения оборудования и не могут пройти лицензирование, то есть получить право на предоставление всего комплекса услуг для прикрепленного к ним контингента. Предстоит также определить порядок лицензирования деятельности военно-медицинских учреждений, дислоцированных за пределами России.
     В числе проблем, возникающих в связи с формированием нового облика медицинской службы Вооруженных Сил, Александр Фисун назвал проработку вопроса о передаче сокращаемых госпиталей Минобороны в муниципальную (федеральную) собственность с условием, что они и в дальнейшем будут оказывать медпомощь ветеранам и членам их семей. По его мнению, ветеран Вооруженных Сил должен иметь такой же статус, как и ветеран Великой Отечественной войны, как участник боевых действий. Важно, чтобы эти люди, придя в регистратуру обычной поликлиники, в том числе гражданской, видели внимание и заботу о себе.
     При обсуждении данной проблемы председатель комиссии Общественной палаты РФ по здравоохранению Леонид Рошаль заострил внимание представителей военного ведомства и Минздравсоцразвития России на необходимости более тесного взаимодействия в целях недопущения негативных моментов, связанных с оптимизацией медицинской службы Вооруженных Сил. В частности, было предложено рекомендовать Минздравсоцразвития рассмотреть вопросы организации внеочередного оказания медицинской помощи военнослужащим, ветеранам войны, боевых действий, Вооруженных Сил, размещения их в палатах повышенной комфортности в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения при отсутствии в гарнизонах военно-медицинских учреждений.
     Выступивший затем представитель этого министерства Владислав Романов сообщил, что там уже создана рабочая группа, которая займется проблемными вопросами, связанными с передачей сокращаемых госпиталей и других медицинских учреждений Минобороны в муниципальную или федеральную собственность и их перепрофилированием. По словам Владислава Романова, в Минздравсоцразвития также рассматривается вопрос об организации высококачественного медицинского обеспечения ветеранов, военнослужащих и членов их семей в соответствии с федеральными стандартами.
     Само собой разумеется, подчеркивали выступавшие, что никакие мероприятия по формированию нового облика медицинской службы не должны лишать права на получение медицинской помощи ветеранов войны и Вооруженных Сил. В то же время военная медицина, выполняя социальные задачи, не может подменять функции государства, связанные с решением их проблем. Особенно когда речь идет о ее ресурсообеспеченности. Между тем, как следует из выступления аудитора Счетной палаты РФ Николая Табачкова, проверка расходов на военную медицину в 2008 году показала: законодательное право граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, в том числе ветеранов, на обеспечение ежегодно во время отпуска санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом в оздоровительных учреждениях было реализовано лишь на 3,5 процента. И это при том, что Министерство обороны, как заметил Александр Фисун, не снизило объем финансирования военно-медицинских учреждений ни на один рубль.
     С тревогой говорили участники слушаний о состоянии здоровья молодого пополнения Вооруженных Сил. В условиях демографической ситуации, сложившейся в стране, этот вопрос приобретает особое значение. Собравшимся были представлены результаты работы «горячей линии», организованной комиссией Общественной палаты РФ по делам ветеранов, военнослужащих и членов их семей на базе Национальной ассоциации объединений офицеров запаса Вооруженных Сил «Мегапир» и ее региональных структур с целью осуществления общественного контроля за проведением призыва на военную службу. Многочисленные телефонные звонки, письма и обращения потенциальных призывников и их ближайших родственников свидетельствуют: комплектование армии и флота, других силовых структур призывниками, к сожалению, по-прежнему осложняется состоянием их здоровья.
     Удивляться тут не приходится. По данным Росстата, около 40 процентов детей в нашей стране рождаются больными. А это, по сути, мина замедленного действия, которая закладывается в том числе и под военную безопасность России. Вот результат, который мы имеем уже сегодня, - только 37,8 процента призывников осени 2008 года оказались годными к военной службе в полном объеме, 31,7 процента - с незначительными ограничениями, 24,4 процента - ограниченно годными, 5 процентов - временно годными и 1,1 процента - негодными полностью. При этом более 10 тысяч призванных служить испытывали проблемы с весом, а около 800 были склонны к употреблению алкоголя и наркотиков. В целом же, как свидетельствует статистика, 30 процентов юношей из числа допризывной молодежи не могут проходить военную службу по состоянию здоровья.
     Эта проблема, говорили участники слушаний, заслуживает пристального внимания еще и потому, что в случае призыва в армию с ослабленным здоровьем молодой человек может усугубить болезнь во время прохождения военной службы и быть уволенным в связи с приобретением заболевания. Практика показывает, что данная категория военнослужащих ежегодно составляет 11 - 18 тысяч человек. А ведь это молодые люди в возрасте 18 - 20 лет. Как правило, до призыва в армию они не успели получить профессиональное образование, обзавестись жильем, семьей, сформировать устойчивые социальные контакты. Большинство из них не могут получить по месту жительства медицинскую помощь в полном объеме, освоить доступную специальность, найти работу. Депрессия, одиночество и безысходность нередко толкают их на путь алкоголизма, наркомании, суицида, криминала.
     В ходе дискуссий на форуме было еще раз подчеркнуто, что качественная диагностическая работа среди допризывной молодежи, полноценное медицинское обеспечение военнослужащих и членов их семей, а также ветеранов, вне зависимости от места их жительства, являются залогом не только соблюдения прав граждан, но и обеспечения национальной безопасности страны. Говорилось также о необходимости создания целостной системы подготовки молодежи к военной службе, совершенствования работы медиков и психологов как в ходе призыва, так и непосредственно в воинских коллективах, постоянного взаимодействия военной и гражданской медицины. А для этого необходимо, чтобы в ходе проводимых в армии преобразований был сохранен бесценный опыт отечественной военно-медицинской школы. В этом, как заявил, подводя итоги слушаний, председатель комиссии Общественной палаты по делам ветеранов, военнослужащих и членов их семей Александр Каньшин, видится одна из важнейших задач как военного ведомства, так и гражданского общества в целом. Он сообщил, что в Общественной палате создается экспертная группа для выработки предложений по обсуждавшимся проблемам, которые будут направлены руководству страны и Вооруженных Сил.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex