на главную страницу

3 Июня 2009 года

История Отечества

Среда

Письмо, адресованное потомкам

Ирина ПАВЛЮТКИНА, «Красная звезда».



На Всесоюзной выставке 1947 года в Третьяковской галерее одним из экспонатов стала картина художника Александра Лактионова «Письмо с фронта», которая привлекла внимание всех посетителей. Многие приходили сюда, чтобы увидеть именно это полотно. Чуть ли не каждая вторая запись в выставочной книге отзывов посвящалась этой работе. А вот изначально академики из отборочной комиссии картину определили как «идеологически невыдержанную». Мол, интерьер убогий, женщины в неказистой одежде и стоптанной обуви... А что подумают иностранные гости? Жить в стране, победившей в войне, советские люди должны как-то иначе. «Письмо с фронта» повесили в углу проходного зала, чтобы картина не бросалась в глаза.
А она вот не позволила себя спрятать. С полотна словно бы лучилось солнце, исходил особый, духовный свет великой грядущей радости: Победа не за горами, скоро близкие люди вернутся с фронта домой! И жизнь, конечно же, станет совсем другой: солнечной, праздничной, светлой! Все, кто подходил к картине, надолго возле нее останавливались, многие плакали. Около полотна Лактионова постоянно толпился народ.
И если поначалу художнику было обидно, что его детищу отвели столь непрезентабельное место, то книга отзывов посетителей его окрыляла и вдохновляла. Несколько папок с отзывами на свою работу Лактионов отнес в Комитет по делам искусств и в ЦК партии. Теперь никто не скажет, случайно или нет, но в Третьяковку заглянул всесильный тогда Жданов. Он попросил поднести картину ближе к свету - и «увидел» ее. Буквально на следующий день полотну «Письмо с фронта» определили лучшее, достойное ему место в галерее. Вскоре Лактионов был награжден Сталинской премией I степени, его избрали членом Академии художеств, выделили квартиру в Москве. Репродукции картины солидными тиражами разошлись по стране, сразу сделав автора широко известным.
Если говорить образно, Лактионова можно считать «художником одной картины». Хотя он был великолепным мастером: ему удавались и жанровые картины, и портреты, и особенно пейзажи. Но в историю живописи и страны он вписан на самом деле только этой работой - «Письмо с фронта».
Картина и сейчас живет не только в выставочном зале, но и в памяти миллионов. Редко, но ее продолжают тиражировать в репродукциях, она известна по учебникам, кстати, выпускаемым не только в нашей стране. Своей солнечной энергетикой она продолжает бередить души уже послевоенных поколений. Как оказалось, ее герои и поныне здравствуют, живут, как и прежде, в Подмосковье, в Сергиевом Посаде, где художник работал над полотном...


     Сергиев Посад, тогдашний Загорск, - место известное. Троице-Сергиева лавра придает городу особый, духовный статус. Может быть, и поэтому солнышко здесь - частый гость. Вон как лучится оно на картине Ларионова! В годы войны северная монастырская стена была превращена практически в большую коммунальную квартиру-общежитие. Арочный проем заложили кирпичами и разделили перегородками. В каждой такой комнате-клетушке обитало несколько человек. В одной из них и поселился с семьей художник Александр Ларионов. Войну он встретил в Ленинграде. Работал на строительстве укреплений, тушил «зажигалки» на крышах, рисовал антифашистские плакаты. Из блокадного города Ленинградскую академию художеств эвакуировали в Самарканд, а позже, в начале 1944 года, он с семьей переехал в Загорск. Здесь и нашел сюжет своей новой работы. Однажды у Банного корпуса лавры Ларионов встретил солдата с рукой на перевязи. В стоптанных сапогах, в видавшей виды шинели он искал дом своего друга, чтобы передать его семье письмо с фронта. Так появилась идея, стержень картины. А дальше на жизнь картины повлияло... солнце. Как-то жена художника поднималась по ступенькам крыльца с ведрами воды, вся озаренная его лучами. И Ларионов решил, что и герои его картины будут стоять в солнечных лучах на крыльце. А в перспективе будет виден не монастырский двор, а как бы площадь маленького провинциального городка.
     Об этом и многом другом, связанном с написанием картины, рассказала заведующая отделом краеведческого музея города Валентина Протопопова. Она же помогла найти тех, кто мог бы дополнить рассказ о тех, кто позировал художнику.
     Солдата, который принес весточку с фронта в семью друга, найти оказалось просто. Стать одним из героев картины в то далекое время согласился знакомый Ларионова, фронтовик-десантник Владимир Нифонтов. В ту пору ему было 24 года. Он преподавал физкультуру и рисование в Загорской школе № 7. Его хорошо помнит коллега, Маргарита Борисовна Киневская. В свои 84 года она рассказывает о том времени, как будто это было вчера. Вот он, Володя Нифонтов, высокий, красивый, ладный идет по школьному коридору... У него необыкновенно красивая улыбка. Ходил он долго в гимнастерке: одежды-то другой и не было после войны, жили бедно. Человеком был образованным, любая работа у него ладилась. Служил он в армии вместе с сыном Сергея Есенина - Константином и вернулся домой, зная наизусть чуть ли не все стихи известного поэта. Есенина в те времена почти не печатали, и осталось в памяти Маргариты Борисовны, как читал им Володя наизусть поэму «Анна Снегина». Нифонтов был человеком набожным, считал, что святое место - лавра, его словно бы охраняло на войне от смерти. А вот погиб нелепо в 1960-е годы, уехав из Загорска с семьей на жительство в другой город - надо было как-то устраиваться в мирной жизни. И однажды возвращался с покоса на грузовике, устроившись на сене, возвышавшемся над кузовом. Навстречу машина везла лес. Вот и задело его веткой, сбросило под колеса. Все родные и знакомые считали, что если бы он остался в родном Загорске, рядышком с лаврой, жил бы себе и жил...
     А позировал Владимир Ларионову старательно. Хотя и тяжело было стоять по 3-4 часа на солнцепеке. Художник вообще работал над картиной только в солнечные дни. Писал прямо на холсте, не делая предварительных этюдов. В прямом смысле - с натуры.
     Особо непросто пришлось из-за этого еще и героине картины - Ольге Быстровой. Молодая красавица в центре полотна - ее полная копия.
     Музейные работники давно разыскали Ольгу Павловну в городе, живет она теперь в спальном районе Сергиева Посада в квартирке на первом этаже. Две проходные комнаты, крохотная кухонька, весьма скромный быт. Но улыбка у хозяйки квартиры такая же лучезарная и добрая, как на картине. Сразу понимаешь: да, это она! И сейчас энергии этой женщины 1930 года рождения вполне могут позавидовать юные. Ясный ум, грамотная и точная речь, хотя получить хорошее образование ей не удалось - так и осталась с тремя классами. А вот почетных грамот за ударный труд, за смекалку у Быстровой целый ворох.
     Ольга Павловна и сегодня в центре жизни. Ведет свадьбы, разного рода юбилеи, всегда душа компании. А как задорно поет частушки, какие острые на тему нынешних реалий сочиняет! И, как заслуженно хвастается, в танце фору даст любой молодухе. Был бы муж жив - на жену не нарадовался бы.
     Не так давно она побывала в Третьяковской галерее у картины «Письмо с фронта». В том момент рядом были туристы из Португалии. Узнав от гида, что Ольга Павловна - та самая девушка с картины, окружили ее, стали благодарить. Рассказали, что репродукция полотна напечатана в их школьных учебниках. Стали интересоваться, как она сейчас живет. Что им могла сказать Ольга Павловна? Что ютится к комнатенке-пенале, где только и помещаются две кровати да столик, вместе с приемным сыном-алкоголиком? Что пенсии - кот наплакал? Да не одна она такая. Зато дочка умницей выросла. Двух внуков подарила. Ну и пусть, что в тесноте живут. Старшую внучку-красавицу замуж недавно выдали, к мужу переехала. Ох, только бы счастлива была!
     А что счастье ходит рядом с горем, Ольга Павловна знает. Страшной зарубкой у нее остался 1953 год. Она только замуж вышла, ждали с мужем первенца. Ольга была на восьмом месяце беременности. О том, что умер Сталин, услышала, когда с лестницы спускалась. Сознание потеряла от такой новости - упала со ступенек. Сынишка родился мертвым. Так случилось, что ее соседка по палате, родив, отказалась от ребенка, тоже мальчика. Врачи уговорили Ольгу его усыновить. Муж был не против. Так у них появился Слава. Только вот повзрослев, в детстве умный и такой славный мальчуган выбрал почему-то бесславную жизнь алкоголика.
     Нашел же свою героиню Ларионов совсем рядом. Семьи дружили. Жена художника, тоже Ольга, когда соседка собиралась на танцы, наряжала ее как куколку в свои ленинградские платья. В Загорск семья Быстровых попала в 1941 году. Из Смоленской области, где жили на хуторе, эвакуировались перед приходом гитлеровцев в чем были. Волей судьбы оказались в Загорске, где им дали комнатку в стене лавры, в Уточкиной башне. Отец Ольги сгинул без вести на фронте. Ни от него, ни от старшего брата, который подался к партизанам, поредевшее семейство не получило ни одной весточки. Позже узнали, что брат погиб, подорвался на мине. Так вот сложилось, что в жизни героини полотна не было ни единого фронтового письма от близкого человека.
     Слева на картине стоит маленькая девчушка с косичками, в юбочке и кофточке с вышивкой. Это Риточка Лобанова. Сегодня ее зовут уже иначе - Маргарита Николаевна. В стену лавры, как звали свое обиталище ее временные жители, семья Риты попала тоже дорогами эвакуации. Война застала их в Смоленске, где старший Лобанов работал на авиационном заводе. Потом вместе с заводом они уехали в Куйбышев, откуда уже в 1942 году отца направили на фронт. Жить стало невыносимо: холод, голод, полная нищета. Спасла тетка, которая устроилась в Семхозе под Загорском, пригласила к себе. Так еще одними соседями художника стали Лобановы. Младший сын Ларионова, Сережа, был практически Ритин ровесник, они все время проводили вместе. И оба позировали Александру Ивановичу. Сережа сидел на табуретке и читал письмо, а Рита стояла, облокотившись о косяк двери. А с другого края стояла Ритина родная бабушка Клава. «Натурщице» тогда было под шестьдесят, и долго стоять неподвижно ей было сложно. Так что до окончания работы над картиной она не выдержала - отказалась «печься на солнце». На картине от бабы Клавы остались только очки, юбка да ноги в стоптанных тапочках. Окончательной «моделью» для художника стала уже его теща, которая приехала навестить дочку с внуками из Ленинграда. Кстати, косички у девочки на картине тоже не Ритины, а падчерицы Лактионова Светланы. Рите тогда пришлось на время уехать. И кофточка вышитая - тоже Светина.
     Когда Лактионову дали Сталин-скую премию (кстати, часть ее он отдал «на восстановление народного хозяйства), он презентовал Рите красивую большую куклу в шикарном розовом платье. Но как-то быстро она потерялась, словно убежала от послевоенной нищеты в лучший мир.
     Маргарита Николаевна вспомнила такой эпизод. Ее старший брат, 12-летний Анатолий вместе с другом «пускал дым» художнику. Там, на картине, струится дымок от солдатской сигареты. Дымить часами подряд одному человеку не под силу, вот мальчишки и чередовались. Толин же силуэт и на заднем плане полотна, где по площади идет военный.
     Семья Лобановых тоже не получила от отца ни одного письма с фронта, он тоже пропал без вести. Считалось, что в страшном Ржевском котле. Но вот сейчас появилась новая информация. Данные о пропавших в огненном горниле войны отцов наших героинь мы передали в одну из поисковых организаций. И уже стало известно, что отец Маргариты Николаевны погиб и похоронен в районе Сталинграда, так что вероятна возможность найти могилу. Об этих поисках мы расскажем позднее.
     После войны Рита окончила десять классов и техникум по специальности «Холодная обработка металла». Уже работая технологом, сумела заочно окончить химико-технологический институт. Работала на совесть, числилась передовиком производства. А вот с личной жизнью как-то не заладилось. Муж выпивал, семья распалась. Она поднимала сына одна, помогать особо-то и некому. Был бы жив отец - кто знает, как сложилась бы ее жизнь. Как сложились бы судьбы миллионов ее сверстников, чьи близкие не вернулись с войны и чьи письма с фронта бережно хранят в семьях. А вот Рите с мамой и братом ни единой весточки не пришлось получить...
     Теперь мир Маргариты Николаевны сузился до ветхого барака на окраине города, где она так и живет со своим уже повзрослевшим сыном в одиночестве. Она обратила внимание, что я вглядываюсь в репродукцию картины, где запечатлен кусочек ее детской жизни, и, грустно улыбнувшись, сказала: «Это из журнала «Огонек». Вырезала на память да в рамочку вставила». Память...
     С картины «Письмо с фронта» Ларионов сделал еще шесть копий. Успешно работал и над другими полотнами. Но они не были восприняты с той же народной любовью. Видно, в том письме, которое читает маленький мальчик, были какие-то особые, заветные слова. Слова, не позволяющие нам забыть о том времени, о той войне, которая отражена на полотне поистине Великой Отечественной...

     На снимках:
     Владимир НИФОНТОВ.
     Оля БЫСТРОВА.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex