на главную страницу

5 Июня 2009 года

Армия и общество

Пятница

РОССИЙСКИЙ «СОЮЗ» В ТРОПИЧЕСКОЙ ГВИАНЕ

Анна ПОТЕХИНА, «Красная звезда». Фото Александра ПИМЕНОВА.



В то время, когда на космодроме Плесецк продолжаются летные испытания ракеты-носителя «Союз-2», во Французской Гвиане (Южная Америка) идет полномасштабное строительство стартового комплекса под новую модификацию ракеты «Союз-СТ».
   Сейчас на санкт-петербургском терминале готовится третий теплоход для отправки оборудования на Куру (первый груз был отправлен в июле, второй – в декабре 2008 г.) Практически завершен монтаж всех стартовых систем, доставленных первыми кораблями из России. С начала июня они проходят автономные испытания. В настоящее время ведутся заводские испытания и комплектование мобильной башни обслуживания для отправки ее на Куру. В Гвианский космический центр (ГКЦ) доставлен первый совместный боевой расчет.

     
Распределение ролей

     Ракета-носитель «Союз-2» будет использоваться для запуска полезных нагрузок из Гвианского космического центра (ГКЦ) в рамках совместного проекта Федерального космического агентства, «ЦСКБ-Прогресс», компаний Starsem, EADS и Arianespace.
     Проект «Союз» в Гвиане» реализуется на основании межправительственного соглашения между Россией и Францией, подписанного в ноябре 2003 г. Общая стоимость проекта составляет 344 млн. евро.
     Зоны ответственности строго распределены между его участниками. Российская сторона отвечает за разработку требований к системам комплекса запуска «Союзов» в инфраструктуре космодрома Куру, адаптацию ракеты-носителя «Союз», разгонного блока «Фрегат» и наземного оборудования к запускам в условиях влажного и жаркого климата Французской Гвианы, а также за изготовление, поставку, монтаж и эксплуатацию российского оборудования и компонентов ракетного топлива для разгонного блока «Фрегат» и для носителя «Союз».
     Французская сторона несет ответственность за проектирование сооружений и технических систем комплекса запуска «Союзов», строительство сооружений комплекса, реконструкцию и дооснащение инфраструктуры космодрома Куру, обеспечение работ российских специалистов, включая предоставление транспорта, электроэнергии, а также заключение контрактов и подготовку зарубежных космических аппаратов, которые будет выводить на орбиту российская ракета.
     
Экваториальное преимущество

     Космодром Куру, расположенный между городками Куру и Синнамари на побережье Атлантического океана, предназначен в основном для вывода на орбиты геостационарных спутников.
     Благодаря расположению ГКЦ в экваториальной области Земли модернизированная российская ракета «Союз-СТ» сможет выводить на орбиты более тяжелые спутники, чем при запусках с космодромов Байконур и Плесецк.
     Стартовая площадка для запусков «Союзов-СТ» на космодроме Куру во Французской Гвиане расположена идеально с точки зрения баллистики (в точке с координатами 5 градусов северной широты и 52 градуса западной долготы), недалеко от французской площадки, предназначенной для запусков европейских носителей «Ариан».
     
«Семерка» на экспорт


     Наша справка. Ракета-носитель «Союз-СТ» разрабатывается на базе ракеты «Союз-2», которая является модификацией ракеты Р-7, созданной еще в 60-х годах ХХ века. Предназначена для обеспечения коммерческих запусков космических аппаратов с космодрома Куру. «Союз-СТ» адаптируется к требованиям Гвианского космического центра в части безопасности (прием телекоманд с Земли на прекращение полета), системы телеизмерений (передатчики, работающие в дециметровом диапазоне с европейской структурой кадра телеметрии) и условий эксплуатации (повышенная влажность, морская транспортировка и другие).
     Ракета-носитель «Союз-СТ» оснащается соответствующим международным требованиям головным обтекателем типа СТ, что в сочетании с использованием разгонного блока «Фрегат» обеспечит выведение на орбиту самого широкого спектра полезных нагрузок.
     Первые две ракеты практически готовы, их отправка во Французскую Гвиану запланирована на сентябрь
2009 г.


     За свою почти 50-летнюю историю и более чем 1.700 пусков наша «семерочка» зарекомендовала себя отлично. Отечественная «семерка» являет собой классический образец надежного комплекса, не превзойденного на сегодняшний день в мире. Поэтому основным условием контракта с европейской стороной было сохранение российских технологий, применяемых для подготовки и старта ракеты
     «Союз-2». Соблюдены и все технологические операции, связанные с подготовкой ракеты на старте. Однако при сохранении основных конструктивных особенностей на стартовом и техническом комплексах да и на самой ракете
     «Союз-СТ» были использованы новые элементная база, комплектующие и металлы, соответствующие тропическому климату.
     Организация строительства отечественных стартов отличается от европейской практики. В связи с этим процедура согласования проекта с подробным размещением российского и европейского оборудования в помещениях и сооружениях была более длительной. Во-вторых, новой для российских специалистов стала процедура рассмотрения конструкторской документации с привлечением независимых европейских экспертов на предмет выполнения требований безопасности, в ходе которой они вынуждены были провести доработки действующих агрегатов и систем. В-третьих, в отличие от российской традиционной схемы, когда после монтажных работ на космодромах проводятся автономные и комплексные испытания оборудования, на европейских космодромах проводятся еще приемочные и квалификационные испытания, по результатам которых выдается сертификат о соответствии оборудования европейским требованиям.
     - Для Гвианского космического центра нами были разработаны и принципиально новые системы. Так, впервые для подготовки российской ракеты-носителя среднего класса на европейском старте будет использована мобильная башня обслуживания, – рассказал «Красной звезде» главный конструктор стартового комплекса по проекту «Союз» в Гвиане» Анатолий Баранов. – Во-первых, она обеспечивает установку головной части (полезную нагрузку и разгонного блока «Фрегат» под головным обтекателем) на третью ступень вертикально установленной ракеты-носителя. Во-вторых, защиту ракеты во время тропических дождей и служит ей своеобразной крышей. В-третьих, комфортную работу боевого расчета на агрегатах старта. В-четвертых, в процессе заправки не допускает нагрева ракеты прямыми солнечными лучами.
     Как рассказал Анатолий Николаевич, впервые сборка ракеты будет происходить на старте. Подобные технологии на «семерках» не применялись. Поэтому при разработке и создании систем российские специалисты вынуждены были изучить огромное количество нормативной европейской документации и провести дополнительные изменения в конструкции агрегатов и систем. Как пример, работа агрегатов заправки керосином блоков ракет-носителей будет проводиться в автоматическом режиме, чего на российских стартах нет.
     Так сложилось, что на российских космодромах строительство стартовых сооружений модернизировалось по мере усложнения ракеты-носителя: к нему добавлялись необходимые сооружения для размещения дополнительного оборудования. Поэтому обслуживание систем, расположенных в разных сооружениях и помещениях, усложняло процесс подготовки к пуску. В отличие от российского старт на Куру получился достаточно компактным, с небольшим количеством технологических сооружений, позволяющим комфортно работать боевому расчету в количестве всего 90 человек (в отличие от российских 300 номеров боевого расчета). Кроме того, в этом стартовом сооружении заложено очень много резервных возможностей, что при необходимости позволит без особых строительных затрат его модернизировать.
     - Но это «удобство» не связано с тем, что мы выполняем старт в «экспортном» варианте, – добавил Баранов. – Просто, когда начинаешь создавать что-то новое, всегда стремишься учитывать опыт предшественников. Да и потом, мы не можем в XXI веке использовать конструкторские принципы прошлого века. Если в нашем государстве возникнет возможность создавать новые старты, а не модернизировать уже имеющиеся, мы, несомненно, создадим такой старт, который бы по своему удобству и безопасности не отличался от европейского.
     Начиная с июля 2008 г. в Гвиану отправились сразу несколько команд российских специалистов из Роскосмоса, Конструкторского бюро общего машиностроения (КБОМ), «ЦСКБ-Прогресс», корпорации Монтажспецстрой, которые работают вахтовым методом по 3–9 месяцев в зависимости от специализации. В настоящее время в ГКЦ трудятся более 100 российских специалистов. В составе боевых расчетов и бывшие военнослужащие Космических войск, которые служили в свое время на космодромах Плесецк и Байконур. Среди них подполковник запаса Александр Пименов – больше 20 лет отдал он космодрому Плесецк. С 2002 г. он принимал участие в модернизации стартового и технического комплексов ракеты-носителя «Союз-2», а сейчас исполняет обязанности технического руководителя, помощника генерального конструктора КБОМ по созданию стартового комплекса «Союз-СТ».
     - Сложность заключается в том, что ГКЦ находится в 500 км от экватора. Это значит, что в своей работе мы постоянно должны делать поправку на экваториальный климат: высокую температуру, которая достигает 34 градусов, и влажность 90% и более. Это приходится учитывать и в мелочах – даже винты и гайки должны быть в «тропическом» исполнении. Например, покраску оборудования можно проводить только по специальной технологии и специальными красящими веществами, – рассказал Александр Пименов. – Кроме того, нельзя забывать, что в Южной Америке все имеет «зубы»: листья, деревья, трава, не говоря уже о различных тропических животных. Укусы их могут вывести из строя любого специалиста на неопределенное время. Особенности привносит и русско-французский перевод во время общения с нашими европейскими партнерами.
     ...Кроме тех средств, которые предполагает контракт с европейской стороной, участие нашей страны в проекте «Союз» в Гвиане» можно расценивать и как обретение огромного практического опыта по созданию старта в экваториальных условиях. Российские специалисты, которые доведут стартовый и технический комплекс до летных испытаний с ракетой, смогут работать в любых климатических условиях. А те навыки, которые они обрели на стадиях проектирования, разработки, создания и монтажа технологического оборудования для ракеты «Союз-СТ», обязательно будут применены и в период создания новых российских стартов, в том числе и на космодроме Восточный.
     На снимке: инфраструктура стартового комплекса на космодроме Куру.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex