на главную страницу

6 Июня 2009 года

Страна и мир

Суббота

Сообща восстановить диалог

Олег ГОРУПАЙ, «Красная звезда».



Россия не может позволить себе политической роскоши оставаться равнодушной к происходящему в Закавказье. Вопрос стабильности в регионе - это и вопрос стратегической безопасности РФ. Обеспечение стабильности в бывших республиках Закавказья - принципиальное условие для мирного развития внутри самой России, сохранения ее государственной целостности. Россия - кавказское государство. Поэтому Москва не вправе снимать с себя ответственность за предотвращение насилия и несправедливости по отношению к малым народам Закавказья и удивлена нежеланием ОБСЕ вести конструктивный диалог о своем присутствии в этом регионе.

     Таков лейтмотив прозвучавшего в четверг в Вене на заседании постоянного совета Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) выступления статс-секретаря - заместителя министра иностранных дел России Григория Карасина. «На фоне последовательных действий России по стабилизации обстановки на грузино-югоосетинской и грузино-абхазской границах вызывает удивление и непонимание позиция ряда наших партнеров по ОБСЕ», - подчеркнул он при этом.
     Постоянный совет ОБСЕ до сегодняшнего дня так и не смог дать объективной оценки варварским действиям Грузии против Южной Осетии в августе прошлого года, оправдания которым нет и не будет. Президент Грузии принял тогда безответственное и преступное решение атаковать мирный Цхинвал в первый день проведения летних Олимпийских игр 2008 года всей накопленной огневой мощью своих спецподразделений. Под огнем грузинских ракет и орудий оказались тысячи мирно спавших людей самых разных национальностей, в том числе и грузины. Именно поэтому 8 августа 2008 года навсегда войдет в историю Грузии как трагическая дата. Лозунг «Грузия для грузин» сделал свое дело...
     Сегодня задача мирового сообщества, продолжил Григорий Карасин, состоит в том, чтобы сохранить международное присутствие в Грузии, Южной Осетии и Абхазии, сообща помочь этим государствам восстановить нормальный политический диалог в новых политико-правовых условиях региона в интересах созидательного развития своих народов. «Попытки же силой опровергнуть право Южной Осетии и Абхазии самим определять свою судьбу и затеять эшелонированное давление на Россию, чтобы заставить ее изменить решение о признании независимости этих республик, бесперспективны», - подчеркнул при этом российский дипломат.
     Григорий Карасин напомнил постсовету ОБСЕ, что в Вене уже длительное время идут дискуссии по вопросу о продолжении деятельности наблюдателей ОБСЕ в Грузии и Южной Осетии, но результата так и нет. В создавшейся ситуации, отметил замглавы МИД РФ, выбор невелик - или совместно дать «зеленый свет» продолжению работы наблюдателей ОБСЕ, или и впредь оставаться заложниками «тупиковой политизированной ситуации». «Казалось бы, чего проще - согласовать практические параметры их работы по обе стороны границы с должным учетом мнений принимающих сторон, то есть не только Тбилиси, но и Цхинвала», - выразил официальную точку зрения МИД Григорий Карасин.
     Именно в этом ключе, по его словам, составлен российский проект решения постсовета ОБСЕ о создании двух групп наблюдателей (в Грузии и в Южной Осетии). Однако партнеры России упрямо настаивают на том, что Москва пытается решить таким образом свои статусные вопросы. При этом греческий проект решения об офисе ОБСЕ в Тбилиси как раз и составлен на основе нереальной посылки о территориальной целостности Грузии. «Очевидно, что без согласия Цхинвала работа мониторинговой миссии на территории Южной Осетии будет невозможна. И это хорошо известно. Так записано в Хартии европейской безопасности», - подчеркнул Карасин.
     Объявление ОБСЕ о приостановке консультаций в Вене, о своей деятельности в Грузии и Южной Осетии выглядит, по мнению российской стороны, слишком категоричным. «Нам не совсем понятен выбранный при этом ультимативный подход - проекты мандатов, дескать, меняться не будут и смогут быть приняты, только если Россия «надумает» присоединиться к консенсусу, - отметил Григорий Карасин. - Такая линия противоречит функции ОБСЕ как форума гибкого и равноправного политического диалога».
     При этом Россия расценивает как политическую недальновидность поддержку некоторыми странами Запада перевооружения Грузии. «Дальнейшее перевооружение грузинской армии, содействие в восстановлении военной инфраструктуры, подготовке сил спецназначения со стороны некоторых стран Запада лишь поощряют официальный Тбилиси к продолжению воинственного курса, политики угроз и провокаций в отношении своих соседей, к росту напряженности в регионе. Обидно, что далеко не все в мире понимают опасность поддержки авантюрного курса сегодняшнего грузинского руководства», - заметил замглавы МИД РФ. Дипломат также отметил стремление ряда западных государств «скрыть военное сотрудничество с грузинской стороной, в том числе путем его маскировки под «гуманитарную помощь в преодолении последствий конфликта».
     Военное же сотрудничество России с Абхазией и Южной Осетией полностью соответствует всем международным нормам. «Как бы кому-то ни хотелось представить дело обратным образом, реализация межгосударственных соглашений между Россией, Абхазией и Южной Осетией в сферах военного сотрудничества и охраны границ полностью соответствует нормам международного права», - подчеркнул Григорий Карасин. При этом он отметил, что российские военные базы в Южной Осетии и Абхазии развернуты по приглашению и с согласия властей принимающего государства, а также на основе соответствующих межгосударственных соглашений. «Их размещение абсолютно легитимно и активно поддерживается населением республик. Кстати, таким же образом недавно были развернуты военные базы США в Румынии и Болгарии», - добавил он.
     Россия исходит из того, что обеспечение прочной стабильности и безопасности в столь чувствительном регионе невозможно без участия международного сообщества. В этом плане Москва считает полезной созданную на основе договоренностей Медведева - Саркози женевскую дискуссионную площадку, рассматривает ее в качестве хорошего вспомогательного рычага для принятия решений в ООН и ОБСЕ. «Если мы действительно хотим стабильности в регионе и налаживания нормального языка общения (что является единственно возможным условием для Грузии восстановить добрососедские отношения с близкими ей народами), то нужно оставить наблюдателей ОБСЕ и в Южной Осетии, и в Грузии, найдя приемлемые компромиссы. Грузинской политической элите пора умерить геополитические амбиции и приступить к поэтапной нормализации отношений с соседями. В конечном счете, именно это даст возможность Тбилиси занять достойное место в региональной политике», - подчеркнул Григорий Карасин.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex