на главную страницу

9 Июня 2009 года

События. Комментарии

Вторник

Пиратов — к ответу!

Виктор ИВАНОВ.
Фото Евгения УСТИНОВА.




     Мировое сообщество уже не одно десятилетие ищет пути решения проблемы пиратства, в том числе применяя силу. Одно время казалось, что острота проблемы снижается. Совместными согласованными действиями Индонезии, Малайзии, Сингапура и Таиланда удалось вдвое сократить число нападений на суда в районе Малаккского пролива и островов Индонезийского архипелага. Однако ситуация резко обострилась у побережья Сомали, в Аденском заливе. Если в 2003 году там была зафиксирована лишь 21 пиратская атака, то в прошлом, 2008 году число инцидентов возросло до 111. При этом 42 корабля были захвачены и 815 моряков оказались в числе заложников. В их числе были и россияне.
     Речь идет о стратегически важном районе Мирового океана. По кратчайшему пути между Европой, Азией и Африкой - через Суэцкий канал, Красное море и Аденский залив в Индийский океан и обратно ежегодно проходят более 20.000 судов. Любое из них, если не обеспечена надежная защита, может быть атаковано и захвачено морскими разбойниками.
     Причем не только сомалийцами, представителями государства, где центральные власти не в состоянии противостоять преступным сообществам. К Африканскому Рогу потянулись охотники за морской добычей из ряда других стран. К примеру, среди 29 пиратов, задержанных в конце апреля экипажем БПК «Адмирал Пантелеев», сомалийцев было лишь 11. Среди прочих - 12 пакистанцев и 6 иранцев. Это ли не признаки «эпидемии пиратства», способной распространиться и на другие районы региона да и Мирового океана в целом?
     И еще об одной особенности момента. Если раньше пиратские сообщества у Африканского Рога комплектовались в основном из разорившихся местных рыбаков, то ныне таких в бандах уже единицы. Их потеснили охотники за быстрой наживой, которых тунец никогда не интересовал. Они все чаще нападают на суда за пределами сомалийских территориальных вод, действуют на удалении сотен миль от берега. В пиратский бизнес вовлекаются даже структуры власти.
     Военные корабли ряда государств, обладающих крупными военно-морскими силами, взяв под охрану морские трассы, всего лишь вынудили пиратов совершенствовать разведку, менять тактику, увеличивать суммы выкупа за захваченные суда.
     В последнее время стали особенно ощутимы пробелы в международном морском праве, регулирующем борьбу с пиратством. Неясно, что делать с морскими разбойниками, задержанными военным кораблем. Часть пиратов, захваченных нынешней весной, пришлось отпустить, часть пристроить в государствах, готовых применить к ним какие-то санкции.
     На недавней встрече с Генеральным прокурором РФ Ю.Я. Чайкой Президент России Д.А. Медведев высказался за необходимость проработки с Министерством иностранных дел, другими заинтересованными ведомствами, а также с зарубежными коллегами единого и эффективного ответа на пиратский произвол в районе Сомали. Была высказана мысль и о целесообразности создания международного суда по пиратству.
     Развернута практическая работа по реализации этой идеи. О ее целях и содержании мы расскажем читателям «Красной звезды» в следующем номере, опубликовав беседу с заместителем Генерального прокурора РФ Александром Звягинцевым.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex