на главную страницу

10 Июня 2009 года

Россия и мир

Среда

Отшлифованная память

Виктор РУЧКИН.



     Именно ее демонстрируют сегодня те чешские «деятели», кто вновь нагнетает ситуацию вокруг памятника, который установлен в Кралово поле (район города Брно) на месте погребения 326 красноармейцев, погибших в апреле 1945 года при освобождении столицы Южной Моравии от гитлеровцев. Он был построен чехами, пережившими ужасы фашистской оккупации, на собранные ими средства в 1946 году и все эти десятилетия оставался символом их благодарности павшим воинам-освободителям. Однако начавшийся процесс пересмотра чешской истории 1945-1948 годов не пожалел и этот памятник: ночью 25 июня 2007 года заместитель старосты района Рене Пелан при помощи точильного камня устранил с монумента серп и молот, заявив при этом, что они являются символами запрещенного тоталитаризма.
     Этот акт вандализма вызвал негодование в чешском обществе. Так, Андела Дворжакова, председатель чешского Союза борцов за свободу, заявила: «В настоящее время модно устранять старые символы. Как, например, в Брно или Злине. Веря, что таким образом мы оставляем воспоминание незапятнанным. Это абсурд. Те, кто здесь воевал, не занимались политикой, они жертвовали свои жизни. У них даже времени на политику не было. Мы должны смотреть на это с высоты сегодняшнего дня и сохранять памятники в таком виде, в каком наши родители построили их освободителям». А газета «Людове новины» тогда писала: «Россия выиграла Вторую мировую войну. Поэтому в Центральной Европе стоят памятники с серпами и молотами, а не со свастикой... И никто не может просто так прийти с отбойным молотком и изменить внешний вид памятника, который отдает дань памяти павшим воинам. Более того, этот объект служит братской могилой, по сути, кладбищем». Перед оскверненным памятником несколько дней подряд собирались граждане республики: они приносили живые цветы, зажигали свечи, выражая тем самым дань уважения погибшим за их свободу советским воинам.
     С официальной нотой протеста, направленной в адрес МИД Чехии, выступило российское посольство, напомнив, что согласно межправительственному соглашению по воинским захоронениям власти обязаны поддерживать военные мемориалы в должном порядке, и потребовало вернуть памятнику первоначальный вид. С пониманием к этому отнеслась и администрация города. Как заявил мэр Брно Роман Ондерка, «серп и молот являются не свидетельством тоталитаризма, а официальными символами Красной Армии, которые были обязательны в 1945 году и как таковые должны присутствовать на памятнике в честь погибших советских солдат». По его словам, городской совет Брно не намерен переписывать историю заново и решил вернуть серп и молот на памятник. На эти цели были выделены 25 тыс. евро.
     27 апреля этого года, в день освобождения Брно от фашистских захватчиков, представители городских властей в торжественной обстановке открыли отреставрированный памятник с возвращенными на него символами – серпом и молотом. Однако, похоже, точку на этом ставить рано, так как буквально на следующий день члены краловопольского отделения гражданской демократической партии (ГДП) начали сборы подписей под петицией с требованием убрать восстановленную символику. Характерно, что кампания местного отделения ГДП смыкается с лозунгами борьбы против «красной опасности» и «возврата тоталитаризма», поднимаемыми руководством этой партии в ходе подготовки к предстоящим осенью выборам в парламент Чехии.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex