на главную страницу

10 Июня 2009 года

Геополитика

Среда

Чем грозят арктические игры

Андрей ДИЕВ, эксперт Института
  геополитической информации «Энергия».



Американский научный журнал Science представил на днях результаты первого комплексного исследования и оценки нефтегазовых запасов Арктики. Специалисты из геологических служб США и Дании высказали предположение, что в этом регионе залегает 30 процентов неразведанных мировых запасов природного газа и 13 процентов нефти. Большинство нефтяных запасов располагается у берегов Аляски, а газовых - вблизи российских берегов. «Голубого топлива» в Арктике может быть около 1.550 трлн. кубометров, что в течение 14 лет покрывало бы потребности всего человечества. Откликаясь на этот доклад, многие эксперты высказали мнение, что его публикация даст дополнительный импульс уже развернувшейся борьбе арктических стран за энергоресурсы региона.

     ЗАПАДНЫЕ СМИ ранее сообщили, что Канада, проводящая картографическую съемку территории Арктики, осуществила исследовательские полеты за пределы Северного полюса в районы, на право владения которыми претендует Россия. Источником этой информации стало министерство природных ресурсов Канады, с точки зрения специалистов которого подводный хребет Ломоносова может оказаться продолжением североамериканского континентального шельфа. В настоящее время канадцы ведут активный сбор научных доказательств, которые позволили бы Оттаве претендовать в структурах ООН на обретение права владения обширными арктическими водными акваториями.
     Представитель геологической исследовательской службы Канады Джейкоб Верхоф подтвердил, что канадские исследовательские полеты имели целью провести «быструю рекогносцировку». Для полного анализа данных, собранных во время аэрофотосъемки, понадобится до шести месяцев. «Да, мы были в тех районах, на которые в своем первоначальном представлении претендует Россия», - заявил он. Это, по утверждению Верхофа, «дает нам (канадцам. - Ред.) представление о том, проходит ли хребет Ломоносова до полюса или немного дальше».
     В научном споре о геологической природе подводного хребета Ломоносова, возможно, не было бы ничего предосудительного, если бы не политизация этого вопроса и стремление определенных сил создать еще одну потенциальную «горячую точку» на планете - на этот раз в полярных широтах. С позиции здравого смысла разумно дождаться результатов научных исследований, а затем решать этот вопрос за столом дипломатических переговоров в рамках Конвенции ООН по морскому праву. К тому же арктические пространства настолько огромны, что поля экономической деятельности хватит для всех арктических стран. Демонстративные же действия, приобретающие характер телевизионных шоу и PR-кампаний, лишь накаляют обстановку.
     В этой связи не могут не обращать на себя внимание некоторые публикации западных СМИ, которые достаточно синхронно в минувшем мае подняли тему арктической активности Канады. Например, в канадской The Globe and Mail отмечается, что правительство Стивена Харпера запустило агрессивную кампанию по всей Европе, призванную укоренить в сознании представление о Канаде как об «арктической державе» и о владелице трети оспариваемых земель и ресурсов Заполярья.
     И дело здесь не только в соперничестве с Москвой. Реально канадцев беспокоят и некоторые тенденции в политике Евросоюза. Оттава, как отмечает The Globe and Mail, пытается парировать попытки других северных держав и Европейского союза предъявить претензии на Северо-Западный проход и открытые моря высокоширотной арктической зоны.
     «Канада - это арктическая нация и арктическая держава», - заявил министр иностранных дел Лоуренс Кэннон на встрече с европейскими лидерами в Тромсо (Норвегия) в конце апреля. Одновременно канадским дипломатам даны указания взять более напористый тон в разговорах о будущем канадских владений в Арктике. Словосочетание «арктическая держава», как заметили журналисты, стало все чаще появляться в официальных сообщениях и речах канадских чиновников.
     Оттаву, судя по всему, беспокоит позиция Евросоюза в арктическом вопросе. Европейский парламент недавно заявил, что заинтересован в подписании международного соглашения по Арктике - подобного тому, которое регламентирует поведение всех стран в Антарктике. И США, и ЕС отвергают канадские претензии на единоличное владение Северо-Западным проходом. У Франции теперь есть полярный посол, бывший премьер-министр Мишель Рокар, и это притом что самая северная точка Франции находится в 1.500 километров от Полярного круга.
     КАНАДСКОЕ внешнеполитическое ведомство пытается противодействовать попыткам ЕС получить статус постоянного наблюдателя в Арктическом совете, в который входят восемь арктических государств: Канада, США, Исландия, Норвегия, Дания, Швеция, Финляндия и Россия. В качестве формальной причины называется европейский запрет на импорт продукции из канадских морских котиков, но на деле Оттава обеспокоена вмешательством штаб-квартиры Евросоюза в договоренности между арктическими странами.
     О намерении бюрократии ЕС принять участие в разделе «арктического пирога» имеется немало свидетельств. Весной 2008 года на саммите Евросоюза состоялось представление доклада (был подготовлен под руководством верховного представителя Евросоюза по вопросам внешней политики и политики в области безопасности Хавьеры Соланы), в котором рекомендуется ЕС возглавить процесс подготовки новых документов, регламентирующих хозяйственную и военную деятельность в Арктике. Осенью того же года представители ЕС стали высказывать мнение о том, что проблема энергообеспечения Европы в перспективе может быть решена за счет освоения Арктики. Разработан проект европейского исследовательского корабля «Северное сияние» (ледокол с глубоководным буровым оборудованием) для плавания в полярных морях.
     Евросоюз попытался также выступить с инициативой принятия ООН «Закона моря» - международного экологического договора, призванного, в частности, определить меры по «защите Арктики». Но против предложения ЕС выступили страны Арктического совета.
     ЕЩЕ ОДНА «болевая точка» Канады - статус Северо-Западного прохода, постепенно освобождающегося ото льдов. Это кратчайший путь из Северной Атлантики в Тихий океан. По сравнению с маршрутом по Панамскому каналу проход сократит путь из Сиэтла (западное побережье США) до Роттердама на четверть. Оттава считает, что он находится на ее территории и не является международными водами, как считают в Вашингтоне.
     Еще в августе прошлого года премьер-министр Канады Стивен Харпер заявил о расширении юрисдикции Оттавы в Арктике. Главная цель этого шага - именно установление контроля над Северо-Западным морским путем. Все иностранные корабли, находящиеся ближе 200 миль от берегов Канады, обязаны будут уведомлять канадскую береговую охрану о своем присутствии.
     Официально это решение мотивируется заботой об экологии и безопасности судоходства в условиях, когда все больше стран проявляют заинтересованность в морских путях в «канадской части Арктики». По словам Стивена Харпера, «Канада берет полную ответственность за охрану окружающей среды и юрисдикцию в своих арктических водах». Действие канадского закона о предотвращении загрязнения арктических вод распространено на расстояние до 233 миль от побережья Канады (до этого было 100 миль), а закона о судоходстве - на расстояниие до 200 миль.
     США публично не стали противиться канадской инициативе. Может быть, сказалась загруженность Вашингтона международными проблемами в других регионах. У США, взявших на себя миссию «мирового полицейского», не хватает ресурсов на повсеместное присутствие, и «разделение труда» с одним из наиболее близких союзников кажется им оптимальным вариантом.
     Канадцы в последнее время проявляют демонстративную активность в своих районах Крайнего Севера, которая отчасти носит военный характер. Организовано патрулирование арктической территории с помощью самолетов и наземных патрулей, увеличена численность подразделения рейнджеров, идет речь о создании новых военных баз. Все это сопровождается публичными заявлениями о том, что «принцип суверенитета» ныне звучит так: либо Канада использует Арктику, либо ее потеряет. Арктическая активность Канады преподносится как способ установить новый принцип международного законодательства - «используй или потеряешь».
     Этот принцип, кстати, не так уж безобиден применительно к России, если принять во внимание, что ее огромные азиатские пространства остаются фактически безлюдными, а созданные в советское время населенные пункты в труднодоступной местности постепенно деградируют.
     В «АРКТИЧЕСКОЙ игре» в недалеком будущем может появиться еще один участник. Гренландия, этот крупнейший на планете остров, пока принадлежит Дании. Но в конце 1970-х годов она получила широкую автономию и возможность избирать собственное правительство, чьи компетенции ограничены пока внутриполитическими вопросами и экономикой. Датские власти не возражают против полного отделения Гренландии.
     Обнаружение запасов углеводородного сырья в прибрежных районах позволяет гренландцам надеяться на свое «светлое будущее». Нефтяные компании Дании, Великобритании и Канады уже получили лицензии на разведку и разработку нефти. А таяние ледников открывает большие перспективы для гидроэнергетики. Известно, что гренландское правительство вело переговоры с алюминиевой компанией Alcoa о строительстве на острове второго по величине в мире металлургического комбината.
     Пока Дания выплачивает Гренландии 400 млн. евро в год в качестве дотации. Но как только доходы острова от добычи углеводородного сырья достигнут 800 млн. евро, стороны вступят в переговоры об условиях «цивилизованного развода». Очевидно, что сама по себе Гренландия с населением около 50 тыс. человек существовать не сможет и неизбежно окажется под «патронажем» одного из мировых центров силы.
     Сегодня к Арктике начинает присматриваться даже далекий от полярных широт Китай. Китайский ледокол «Снежный дракон», по имеющейся информации, уже трижды совершал походы в Северный Ледовитый океан для изучения геологических и биологических особенностей Арктики, а также «ее влияния на климат Китая». Сообщалось также, что китайцы открыли свою научную лабораторию на Шпицбергене. Осенью 2008 года в Беринговом море было обнаружено китайское судно «Бин Хай», на борту которого находилось оборудование для комплексного исследования континентального шельфа.
     Разумеется, не остаются пассивными на арктическом направлении и США. Перед самым уходом с поста президента США Джордж Буш-младший подписал директиву по национальной безопасности, в которой изложено видение Вашингтоном своей региональной политики в Арктике. Согласно этому документу от 9 января 2008 года «Соединенные Штаты имеют широкие и основополагающие интересы национальной безопасности в регионе Арктики и готовы действовать независимо или совместно с другими государствами для защиты этих интересов. Эти интересы включают такие вопросы, как противоракетная оборона и раннее предупреждение, развертывание морских и воздушных систем для стратегической доставки по воздуху, стратегическое сдерживание, морское присутствие, морские операции по безопасности, а также обеспечение свободы навигации и пролета воздушного пространства». В президентской директиве отмечается, что от США требуется «обеспечить более активное и влиятельное национальное присутствие для защиты своих арктических интересов и для демонстрации морской мощи по всему региону».
     Под свободой навигации в Вашингтоне понимают режим свободного транзитного прохода как через Северо-западный проход, так и через Северный морской путь. И это предопределяет существование потенциального международного конфликта, который приобретет зримые очертания, если наступит предрекаемое многими западными климатологами потепление.
     Сейчас порядок судоходства по Северному морскому пути регулируется Россией, которая исходит из Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Там имеется специальная статья («Покрытые льдом районы»), действие которой распространяется на морские маршруты, покрытые льдом более шести месяцев. Американцы конвенцию 1982 года не ратифицировали и рассматривают Северный морской путь с его проливами (Карские ворота, Югорский Шар, Маточкин Шар, пролив Вилькицкого и др.) как проход через Гибралтар, то есть с режимом свободного плавания.
     Нетрудно представить, что может произойти, если наступит глобальное потепление. Караваны судов под американским флагом самостоятельно пойдут по освободившемуся ото льда маршруту, даже не ставя в известность российскую сторону...
     НЕЛЬЗЯ не отметить наличие еще одной проблемы. Группа российских парламентариев, установив на океанском дне во время рекордного погружения на батискафе флаг из титана, вольно или невольно дала старт своеобразному международному соревнованию ученых по определению геологической принадлежности хребта Ломоносова. Западные специалисты при поддержке своих правительств активно приступили к исследованиям.
     Российские ученые также включились в работу. Но в апреле с.г. отечественные СМИ сообщили о проблемах с финансированием подводных работ по геолого-физическому обоснованию внешней границы континентального шельфа РФ в Северном Ледовитом океане. Есть еще проблема технологическая. По мнению директора Института географии РАН академика Владимира Котлякова, доказать, что хребет Ломоносова - продолжение нашего шельфа, умозрительно или традиционными исследованиями с борта корабля невозможно. Необходимо бурить глубокие скважины в приполюсной акватории Северного Ледовитого океана с борта судна, прямо в океане. Сейчас выясняется, что технология такого подводного бурения в Арктике весьма сложна, требуется дорогостоящее импортное оборудование. Наиболее «продвинуты» в этих вопросах норвежцы, а претендующие также на подводный хребет Ломоносова Канада и Дания - их союзники по НАТО...
     Западные СМИ, отслеживающие ход «битвы за Арктику», предрекают обострение борьбы в следующем десятилетии. Вот как пессимистично рисует недалекое будущее британская газета Daily Mail: «2020 год. Мир содрогается в конвульсиях из-за серии конфликтов по поводу истощающихся энергетических ресурсов, которые сотрясают весь мир от Ближнего Востока до Нигерии. Последние неосвоенные запасы нефти и газа лежат в высоких широтах, где условия для жизнедеятельности человека самые экстремальные. Они скрываются под шапкой Северного полюса, на дне Северного Ледовитого океана, и объемы этого богатства оцениваются в 100 миллиардов баррелей.
     Свои права собственности на эти ничейные территории оспаривают Россия, Дания, Норвегия, США и Канада. В ходе этой все более отчаянной битвы за ресурсы каждая из сторон начинает подкреплять свои претензии силой. <...> Битва за Северный полюс станет самой холодной из «холодных войн». Вести ее придется в замерзшей ледяной пустыне... В случае возникновения конфликта в Арктике будет привлечен весь арсенал оружия эпохи «холодной войны».

     Впрочем, скорее всего, это останется в области фантастики. Арктические страны имеют все шансы достичь компромиссных решений. Да и некоторые авторитетные ученые предрекают наступление «малого ледникового периода». Заведующий лабораторией космических исследований Главной астрономической обсерватории РАН Хабибулло Абдусаматов утверждает, что в ближайшие 40 лет человечеству стоит ждать не таяния льдов, а, напротив, их постепенного нарастания из-за 200-летнего цикла солнечной активности (в СМИ просачивается также информация о якобы замедлении теплого течения Гольфстрима, обогревающего круглый год большую часть территории США и всю Западную Европу). Так что богатства Арктики могут остаться недоступными для человечества, и ему придется искать иные источники энергоресурсов.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex