История Челябинского высшего военного автомобильного командно-инженерного училища началась в июне 1944 года. Будучи сначала небольшим учебным заведением по подготовке офицеров-техников для артиллерийских частей, оно затем превратилось в высшее военное училище, ведущее с 1968 года подготовку командных кадров, а спустя 10 лет - военных инженеров автомобильной специальности для всех видов Вооруженных Сил Российской Федерации. За весь период существования в училище было подготовлено около 19 тысяч офицеров-автомобилистов. И сегодня ЧВВАКИУ продолжает традиции подготовки офицерских кадров для автомобильных подразделений, частей и служб.
Великая Отечественная война показала возросшую роль артиллерии, которую фронтовики окрестили «богом войны». Советское правительство прекрасно понимало это и оснащало Красную Армию самой современной боевой техникой. К 1944 г. вся артиллерия Резерва Верховного Главнокомандования с конной тяги была переведена на механическую - появились мощные автомобили, тягачи и тракторы. В этих условиях возник острый дефицит квалифицированных специалистов, способных грамотно эксплуатировать сложную автомобильную и гусеничную технику.
В январе 1944 г. в городе Куйбышеве (ныне г. Самара) были сформированы курсы автотракторных техников Главного артиллерийского управления Красной Армии. Первыми курсантами стали солдаты и сержанты артиллерийских частей действующей армии, имеющие удостоверение водителя или тракториста. Однако программа курсовой подготовки не позволяла готовить офицерские кадры автотракторной специальности, которые соответствовали бы всем жестким требованиям, предъявляемым боевой обстановкой. И в том же 1944 г. приказом народного комиссара обороны курсы были преобразованы в училище автотракторных техников артиллерии Красной Армии. 16 июня стало днем рождения автомобильного училища. Именно в Челябинске - городе тракторостроителей и металлургов - суждено было ему расположиться.
Несмотря на сложности, связанные с переездом к новому месту дислокации, учеба не прекращалась ни на час: фронту были остро необходимы офицерские кадры. В августе 1944-го состоялся первый выпуск офицеров - автотракторных техников. В связи с переездом училища экзамены курсантам пришлось держать прямо на воинской погрузочной площадке станции Куйбышев.
Всего в период Великой Отечественной войны из стен училища было произведено четыре выпуска (в сентябре 1945 г. состоялся заключительный выпуск офицеров по программе военного времени). Успешно сдавшим экзамены курсантам присваивали звание младший техник-лейтенант. Теперь им предстояло во фронтовых условиях держать марку родного училища. И они это делали с честью, участвуя в боях за освобождение Венгрии, Чехословакии, в битве за Берлин, а затем и в войне с Японией.
Училище развивалось, постепенно улучшался быт курсантов, совершенствовалась учебная материальная база. Весной 1946 г. руководство учебного заведения приняло решение строить автотрактородром. В свободное от учебы время курсанты и офицеры своими руками создавали искусственные препятствия, моделировали участки дорог, перекрестки, железнодорожные переезды - все, что необходимо для обучения курсантов искусству вождения автомобиля и трактора.
В 1946 г. набор курсантов впервые проводился в основном из числа гражданской молодежи. Хотя были и участники Великой Отечественной войны. Среди них и старший сержант Михаил Медяков, Герой Советского Союза, оставленный по выпуску преподавателем училища. На бывших фронтовиков равнялись вчерашние школьники.
23 апреля 1948 г. учебное заведение посетил командующий войсками Уральского военного округа, трижды Герой Советского Союза Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков. Ознакомившись с учебой и бытом курсантов, выдающийся полководец сделал ряд замечаний, направленных на улучшение организации учебного процесса, но в целом остался доволен училищем.
В том же году произошло важное организационное событие: училище было переведено в систему Главного автотракторного управления. Это сразу же расширило горизонты выпускникам вуза - теперь они могли служить во всех родах войск Советской Армии.
Руководство учебного заведения постоянно работало над повышением качества образования, и 29 сентября 1954 г. директивой Генерального штаба училище было переименовано в Челябинское военное автотракторное училище, а его выпускникам стали выдавать дипломы общесоюзного образца с присвоением квалификации «техник-механик по эксплуатации и ремонту автомобилей и гусеничных машин».
В августе 1968 г. Челябинское автомобильное училище было преобразовано в высшее военное автомобильное командное училище. Теперь выпускники покидали стены училища инженерами-автомобилистами.
Мероприятия по преобразованию училища затронули абсолютно все направления его деятельности. Перестраивалась система подготовки, внедрялись новые формы и методы обучения и воспитания курсантов, коренным образом пересматривались учебные программы и тематические планы. На вновь созданных кафедрах приступили к работе кандидаты технических и педагогических наук приглашались для преподавания в училище профессора и доценты учебных заведений города. С изменением статуса училища повысились требования не только к преподавателям и качеству обучения, но и к курсантам. Хорошая учеба поощрялась, вместе с этим высоко ценились творческие, конструкторские и изобретательские способности.
Спустя десять лет, в июле 1978-го, училище вновь ждала реорганизация. Оно становилось высшим военным автомобильным инженерным училищем с пятилетним сроком обучения. И это не было простой сменой вывески. С переходом на пятигодичную программу обучения курсантов учебно-материальная база кафедр требовала серьезного обновления и расширения. Отныне все практические занятия проводились на вновь созданном учебно-производственном комплексе кафедры ремонта. В 1980-1983 гг. были введены в строй лаборатория кафедры двигателей, новая четырехэтажная казарма, поликлиника.
Настоящая гордость училища - автомобильный парк. Для будущих офицеров-автомобилистов это место, где они с первых дней учебы практически претворяют в жизнь свои теоретические знания. За короткий срок по индивидуальным проектам были построены четыре теплых гаража вместимостью по 40 машин в каждом. Позднее возвели пункт технического обслуживания автомобилей. На новом месте полевой учебной базы были построены искусственные препятствия, укрытия для машин, железнодорожные переезды и платформы, площадка для сдачи экзамена, командный пункт, тренажерный зал, площадка для вождения автомобилей в зимних условиях.
19 мая 1982 г. постановлением Совета Министров СССР училищу было присвоено имя главного маршала бронетанковых войск Павла Ротмистрова. Вся жизнь и деятельность этого талантливого военачальника - яркий пример служения Родине.
1980-е - начало 1990-х гг. прошлого столетия стал непростым периодом как для страны, так и для Вооруженных Сил. В конце 80-х в коллектив училища влилось немало офицеров с боевым опытом, полученным в условиях Афганистана. Этот бесценный опыт в сочетании с педагогическим мастерством обеспечивал высокие результаты в обучении курсантов. Возросли требования к подготовке офицерских кадров в условиях современной боевой обстановки. Практической части занятий стали уделять особое внимание. Курсанты имели реальную возможность выполнять обязанности офицера автомобильной службы, командира взвода, ремонтника. Прочно вошли в практику ежегодные комплексные тактико-специальные учения. Марш, решение тактических, специальных, ремонтных и других задач - вот лишь немногое из того, что приходилось выполнять курсантам в ходе подобных учений.
В то же время дальнейшее развитие училища было немыслимо без научно-исследовательской работы. С переходом на инженерный профиль участие курсантов и преподавателей в ней стало обязательным: в штате появился научно-исследовательский отдел. Именно ему Главное автомобильное управление поручило разработать руководство по регламентированному техническому обслуживанию и ремонту основных марок автомобилей Минобороны.
Важное значение для развития научно-исследовательской базы училища имело создание вычислительного центра. Сегодня просто невозможно представить учебный процесс без использования компьютеров с широким набором мультимедийных возможностей, прочно вошедших в практику повседневной жизни училища. В тесном сотрудничестве с челябинскими учеными в процесс обучения активно внедрялись компьютерные программы и новая вычислительная техника. Новые условия способствовали повышению интереса к работе военно-научного общества, дальнейшему развитию рационализаторской и изобретательской деятельности.
Курсанты-автомобилисты активно участвуют во всесоюзных конкурсах студенческих работ по общественным наукам. Особый успех принес IX Всесоюзный конкурс студенческих работ. Курсанты училища были награждены дипломами II и III степени, а также дипломами Министерства высшего и среднего специального образования СССР. На следующий год на X Всесоюзный конкурс от училища было представлено уже свыше 200 научных работ. С увлечением занимались автомобилисты в курсантском конструкторском бюро: исследовали разные типы двигателей. Под руководством преподавателей кафедры был сконструирован новый дизельный двигатель с воздушным охлаждением для автомобиля УАЗ-469.
Многие офицеры вспоминают исторический приказ министра обороны РФ о совершенствовании системы военного образования, который определил основные направления реформирования высшей военной школы. Менялись сама методика преподавания, подходы к организации образовательного процесса в свете принципиально новой стратегии развития Вооруженных Сил страны. 29 августа 1998 г. Правительство Российской Федерации приняло постановление № 1009 «О преобразовании Челябинского высшего военного автомобильного инженерного училища имени главного маршала бронетанковых войск П.А. Ротмистрова в Военный автомобильный институт».
После перехода к новой организационной системе и современным образовательным стандартам различные комиссии неизменно подтверждали соответствие уровня подготовки офицеров-автомобилистов новым требованиям. Так, в январе 2003 г. военный автомобильный институт посетил министр обороны Сергей Иванов. Он детально ознакомился с жизнью и бытом института, организацией и ходом учебного процесса. Сергей Борисович непосредственно на учебных местах беседовал с будущими офицерами. По итогам визита министр обороны дал высокую оценку как состоянию учебно-материальной базы, так и действиям преподавателей и обучающихся.
В новом семестре юбилейного учебного года значительные силы и старания были направлены на подготовку к аттестации и аккредитованию. В результате военный совет Приволжско-Уральского военного округа из десятка учебных заведений, дислоцированных в округе, присудил переходящее знамя Военному автомобильному институту. В свою очередь совместная комиссия Министерства образования и науки и Министерства обороны, проводившая лицензионную и аттестационную экспертизы, признала высокий уровень подготовки офицерских кадров в институте.
Сегодня курсантам и преподавателям есть чем гордиться. В училище хорошо оборудованы аудитории и лаборатории, в повседневном учебном процессе широко используются новейшие компьютерные технологии. Золотой фонд училища - высококвалифицированный командно-инженерный и профессорско-преподавательский состав. Многие командиры и преподаватели приобрели богатый опыт службы в войсках, немало преподавателей имеют ученые степени докторов и кандидатов наук, звания профессоров и доцентов.
Отдел кадров, учебный и научно-исследовательский отделы много внимания уделяют повышению квалификации кадрового состава института. Курсы и факультеты переподготовки и повышения квалификации, стажировка в вузах и войсках офицеров и преподавательского состава - неотъемлемая часть системы непрерывного повышения квалификации педагогов училища. Только в 2007 - 2008 учебном году на курсах переподготовки и повышения квалификации обучение прошли свыше 40 преподавателей и 30 офицеров. За последние три года 11 офицеров защитили диссертацию, и сегодня столько же готовы к защите. Численность ученых в автомобильном институте заметно возросла. Среди педагогов училища 21 доктор и 96 кандидатов наук, восемь профессоров и 23 доцента. Это серьезный научный потенциал, позволяющий качественно решать сложные учебные задачи.
65-летие Челябинского высшего военного автомобильного училища - это очередной рубеж в его истории. За этот период в коллективе прославленного учебного заведения зародилось немало добрых традиций, создана солидная материально-техническая база, разработаны инновационные программы обучения. Однако уже сейчас перед военным автомобильным институтом ставятся перспективные задачи, открываются современные горизонты нового облика Вооруженных Сил. А идти вперед можно, только бережно сохраняя все ценное, что накоплено за предыдущие десятилетия, и неустанно умножая лучшие традиции.