на главную страницу

17 Июня 2009 года

Кинематограф нового века

Среда

Под защитой «золотого витязя»

Ирина ПАВЛЮТКИНА, «Красная звезда».
  Фото автора



В шахматах есть такой термин - «защита». Это отражение наступательных действий соперника. Один из ее вариантов - активные действия, которые создают максимум трудностей противнику и помимо отражения непосредственных угроз предусматривают встречное наступление. Наиболее действенный способ защиты - контратака. На самом деле такой подход возможен и при защите духовных сфер, когда в обществе, скрываемая под гламурным флером витиеватых пустых речей о необходимости сбережения нравственных устоев, идет жесткая, планомерная война за человеческие души. Особенно это касается России. И, как у Гоголя в его «Мертвых душах», есть те, кому по разным причинам было бы выгодно, чтобы такого знакового понятия, как «русская душа», просто не существовало. И замечательно, когда на передовую линию по сбережению национального, православного самосознания выходит... кино. Даже целый кинофорум под знаковым названием «Золотой Витязь». Получается такая позитивная «кинозащита» под добрым лозунгом: «За нравственные, христианские идеалы. За возвышение души человека». Фестиваль «Золотой Витязь» берет начало с 1992 года, времени сумбурных и бестолковых попыток переоценки традиционных ценностей страны в области культуры. Вместо развития всех положительных сторон духовного наследия на Россию в «полный рост» пошла психическая атака эрзац-культуры. И идет до сих пор. Если первый «Витязь» проводить считали «нецелесообразным» тогда, то нынешний, уже 18-й по счету Международный кинофорум «Золотой Витязь», поддержали на самом высоком государственном уровне. На таком же подъеме прошел и весь кинофестиваль, состоявшийся в конце мая в Липецке.
  Кинофестиваль «Золотой Витязь» не имеет постоянного «места жительства». В разные годы местами его проведения были Минск, Тамбов, Тирасполь, Нови Сад (Югославия), Киев, Москва, Иркутск, Серпухов, Ставропольский край. Это, может, и хорошо. Потому что таким образом идет культурное объединение страны посредством создания некоего «русского киноклуба». Решение о проведении нынешнего фестиваля в Липецке принималось еще в «докризисное» время. Но губернатор Липецкой области Олег Королев не только не отменил решение, но позаботился, чтобы руководство города и области помогло форуму состояться как должно. И за честь посчитали, что фестиваль такого уровня проходит в их краях.
  Марка «Золотой Витязь» - это не только ежегодное культурное событие в жизни кино. Ее наполнение масштабнее и зрелищнее. «Золотой Витязь» стал, как и задумывал его президент-основатель народный артист России Николай Бурляев, активно действующим международным форумом славянских и православных народов. Но в числе его единомышленников не только славяне и христиане. В нем принимают участие все, кому близок его девиз. Кроме кинофестиваля, регулярно проводится одноименный Международный театральный форум, Международный форум «Русского боевого искусства», действует благотворительная программа, направленная на помощь обездоленным детям, акция милосердия «Ветеранам российского театра и кино». По сути, «Золотой Витязь» - проводник всего доброго и светлого. В нем исконная сила русских богатырей, защитников и охранителей земли русской, и золото куполов православных храмов, указывающих на духовное, божественное начало человеческой личности.

     На этот раз в конкурсной программе фестиваля приняли участие кинематографисты из 22 стран. За 11 дней зрители смогли посмотреть около 260 фильмов из 24 стран. Только в конкурсной программе, состоящей из семи номинаций, было показано 200 картин.
     Кинофорум состоялся в год 200-летия со дня рождения Николая Васильевича Гоголя. И среди номинантов конкурса игровых полнометражных фильмов сразу два были посвящены великому писателю. Это «Тарас Бульба» режиссера Владимира Бортко и работа Натальи Бондарчук «Гоголь. Ближайший». Как раз они по решению жюри, возглавляемому заслуженным артистом РСФСР, народным артистом Республики Беларусь Владимиром Гостюхиным, и завоевали основные награды. Гран-при отдали ленте Владимира Бортко «За вдохновенную экранизацию повести Н.В. Гоголя», а статуэтка «Золотой Витязь» досталась Наталье Бондарчук. «Золотой Витязь» уехал и в Сербию к режиссеру Горану Марковичу, представившему фильм «Гастроли». Серебряный и бронзовый «Витязи» соответственно заслужили режиссеры Александр Прошкин за картину «Живи и помни» (Россия) и Виталий Дудин за ленту «Кадет» (Беларусь).
     Завоеванные в разных номинациях «Витязи» разъехались по миру: в Сербию, Швецию, Германию, Украину и Белоруссию. Но еще восемь остались в России.
     О «гоголевских» фильмах российский зритель услышит еще не раз, да и посмотрит. Так же как и работу Александра Прошкина. Сейчас модно снимать что-либо «по мотивам». В данном случае - по известной одноименной замечательной повести Валентина Распутина. Только вот режиссер привнес в работу писателя свое видение. По-моему, излишне натуралистическое, а порой даже малоэстетичное. «Половой» подход к жизни сибирской деревни с элементами этнографической, достаточно условной стилистики фильма, некорректен. А вот актриса Дарья Мороз совершенно заслуженно получила за свою работу в картине диплом за лучшую женскую роль.
     Теперь о сербском фильме «Гастроли». События 1993 года. Актеры из Белграда едут в охваченную войной Сербску Краину. Надо на что-то жить, надо работать в любых условиях. Они наивны, ввязавшись в настоящую игру со смертью. Зрителя ждут «опасные гастроли». Полные невероятных злоключений.
     Белорусский «Кадет» обращен к первому послевоенному лету в Западной Белоруссии. Война в прошлом, но мир никак не может установиться в этих краях. Люди в недавнем прошлом - добрые соседи. Но вдруг становятся непримиримыми врагами. Другая сторона войны. Испытание душ и сердец...
     На «Золотом Витязе» можно было отметить любопытную тенденцию. Хотя фестиваль и международный, школа некогда мощного советского кинематографа видна до сих пор. И не только в определенной стилистике подачи разных тем, но и обращением к притягательным, например «чеховским», мотивам. Полная жизни трагикомическая лента режиссера Владимира Краева «Разговоры о пустяках», сценарий которой написан по мотивам пьесы Антона Павловича Чехова, стала своеобразной киноверсией русской классики на сугубо болгарском материале. Действие происходит в современной Болгарии сразу же после вступления ее в Евросоюз. Глубокая провинция, где есть огромное кладбище, психиатрическая больница, постоянно ломающееся оборудование на ветхой от старости очистной станции, - и ни одного младенца на всю обширную округу. Что делать? Кто виноват? Это уже посыл к другому русскому писателю - к Чернышевскому. Нет в фильме и излишнего натурализма, и чернухи, так любимой ныне отечественным кинематографом в рассказе о такой вот далекой от «цивилизации» глухомани. Но есть столь нужный градус доброты и мягкого юмора, что сохраняется-таки надежда на возрождение таких вот местечек.
     Тяжелый, а скорее, грустный фильм Стефана Арсениевича «Любовь и другие преступления» (Сербия) тоже по скрытому накалу страстей отсылает зрителя к Чехову. И - к Пушкину, который «звучит» там цитатой из «Евгения Онегина». В фильме есть тихая любовь и нелепая смерть в «экономических» криминальных разборках сегодняшней Сербии. Но нет «смакования» убийств, как в наших недавних «Бумерах». И пусть в хорошей, но неоднозначной дилогии про «Брата».
     ...Известный режиссер Валентина Гуркаленко, председатель жюри конкурса документального кино, отметила, что «нынешний фестиваль едва ли не единственный в России, где так широко представлено документальное кино». Это более 60 фильмов из России, Европы, Азии и Америки. Документальное кино призвано в том числе отражать и прошлое, и настоящее. Но наряду с работами, например, о выдающихся деятелях культуры все еще остра военная тема.
     Сербская картина «Сараевская окровавленная рубашка» напоминает о событиях в Боснии и Герцеговине в 1992 году. Название документальной ленты «Цхинвальская притча» режиссера Вадима Цаликова, чьи работы не раз вызывали зрительский интерес на «Золотом Витязе» и других кинофестивалях, говорит само за себя. Может, эти фильмы кому-то и «неудобны», такое обращение к современности всегда тревожит и заставляет выбирать твердую гражданскую позицию. Но предостережением о том, что уроками истории нельзя пренебрегать, послужила лента «Илья Гутман. Человек войны и мира», созданная на основе кинохроники Великой Отечественной войны.
     Среди лент на историческую тему споры вызвала показанная на открытии кинофестиваля картина режиссера Бориса Лизнева «Царское дело». Основа ее - подлинные тексты наставлений и посланий Ивана Грозного. Это фильм-размышление словно бы самого царя о времени, о власти, о духовном предназначении России. Работать над лентами, которые уходят в глубь веков, сложно. Чтобы полнее воплотить свой замысел, режиссеру пришлось совместить работу и сценариста, и оператора.
     Традиционно сильно представлена на «Витязе» и анимационная составляющая. Очень интересно развивается в этой области жанр православного мультфильма. Работа Станислава Подивилова «Твой крест» органично сочетает живую, ручную «акварельную» рисованную фактуру и компьютерную графику. Такая кропотливая работа с бумагой оправданна: православной тематике претит диснеевская манера. Не только детям, но и их родителям стоит обратить внимание на этот мультфильм, настолько в нем бережно и без нарочитых нравоучений предпринята попытка обратить внимание человека на его духовный мир, на свое предназначение на земле.
     Вообще мультипликаторы имеют замечательную возможность без лобовых назиданий показывать подрастающему поколению суть отношений между людьми через взаимоотношения пусть и сказочных, но - зверей. Вроде бы смотрит ребенок мультик про мышку, медведя, зайчика. А учится жить в мире людей и заодно бережно относиться к животному миру. Как в мультфильме «Про зверей и людей» Алексея Зайцева.
     ...В рамках МКФ «Золотой витязь» состоялся «круглый стол» «Будущее российского государства и текущие задачи национального кинематографа». Более 70 кинематографистов, политиков, общественных деятелей, среди которых были председатель Союза кинематографистов России Никита Михалков, советник президента РФ Юрий Лаптев, советник председателя Совета Федерации Александр Щипков, депутат Госдумы Владимир Мединский, губернатор Липецкой области Олег Королев, народные артисты Александр Михайлов, Инна Макарова, Сергей Никоненко, Юрий Назаров, Владимир Гостюхин, обсуждали вопросы нравственности современного кино и телевидения. Итогом этой работы стал «Манифест кинематографистов», опубликованный на сайте кинофорума и доведенный до сведения первых лиц государства.
     Цель кино - в первую очередь возвышение души, а не касса и прибыль. Так образно определил путь настоящего кинематографа в отличие от его нынешней рыночной направленности президент МКФ Николай Бурляев. Народный артист России «живет» в кино уже полстолетия и уверен, что сейчас самое время выводить культуру из рыночного унижения. Для этого нужна новая культурная политика. Ведь культура нации первична при определении поиска национальной идеи. Это именно то ядро, сплотившись вокруг которого можно растить мощь государства. Кино - безусловный проводник этой идеи и мощный воспитательный фактор.
     Николай Васильевич Гоголь, дух которого незримо витал на «Золотом Витязе», некогда оставил такой завет потомкам, особенно тем, кто имеет способность влиять на мировоззрение других: «Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое. Но ему не простится...»
     Время пришло собирать лучшее и чествовать лучших. Что и делает «Золотой Витязь».
     На снимках: Каким будет кинематограф завтрашнего дня?; Народная артистка Украины Раиса НЕДАШКОВСКАЯ и драматург, продюсер из Сербии Йован МАРКОВИЧ.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex