на главную страницу

17 Июня 2009 года

Кинематограф нового века

Среда

Киномиры Зазеркалья

Ирина ПАВЛЮТКИНА, «Красная звезда».
  Фото автора



     В старинномрусском городе Иваново и в городах области - Плесе, Шуе, Кинешме, Юрьевце - прошел III Международный кинофестиваль имени Андрея Тарковского «Зеркало». С Иваново, в прошлом Иваново-Вознесенского, давнее название которого гораздо ближе духовным истокам края, знаменитого режиссера связывает кровное родство. Режиссер родился в селе Завражьем, что сегодня в двух часах езды от Иванова, здесь же был крещен, а после жил неподалеку - в Юрьевце. Именно эти места и запечатлел Тарковский в фильме «Зеркало», известном киноманам во всем мире.
     Возглавляет оргкомитет одноименного фестиваля по праву губернатор Ивановской области Михаил Мень. Это он инициировал проведение первого кинофорума, который прошел в год 75-летия со дня рождения Андрея Тарковского и стал значимым событием в культурной жизни страны. Для того чтобы поднять планку нравственного воспитания общества, несомненно, нужны достойные равнения образцы. И именно фильмы Тарковского, которые близки и понятны, в том числе и мировому зрителю, имеют столь мощные, корневые духовные устои.
     Фестиваль традиционно проводится при поддержке Администрации Президента РФ, Министерства культуры РФ, Федерального агентства по культуре и кинематографии РФ, Комитета по культуре Госдумы РФ, Госфильмофонда РФ, Союза кинематографистов РФ.
     Знаково, что, несмотря на финансовые мировые бури, кинофорумы в стране не канули в Лету. Кино по-прежнему востребовано. И в Иванове в том числе. Михаил Мень по этому поводу сказал определяющие слова: «Ничего бы не получилось, если бы не было поддержки жителей области. Сегодня они уже гордятся тем, что на нашей земле проходит фестиваль такого уровня. Как губернатор и хозяйственник, я в конечном итоге ставлю перед собой сложную задачу: сделать все, чтобы Ивановскую область знали не только в России, но и в мире, где интерес к фигуре Тарковского как к мастеру кино чрезвычайно высок. Соответственно проведение фестиваля, связанного с его именем, поможет созданию положительного имиджа региона и тем самым даст импульс к его развитию».
     Конечно, для жителей области это очень важно. Здесь нет подземных богатств, поднимать промышленность, пришедшую в упадок за постперестроечные годы, в нынешних условиях трудно. И важно, что к «текстильной» визитной карточке этого края прибавятся новые строки: «Родина автора замечательных фильмов - «Андрей Рублев», «Солярис», «Иваново детство» - и других образцов золотого фонда мировой киноклассики».
     Город Иваново давно уже стал не столько городом невест и ткачих, как с легкой руки поэтов-песенников его окрестили в советские времена, сколько городом молодежи. Ныне он один из крупнейших университетских центров страны, соответственно и на просмотрах около ста двадцати фестивальных картин - игровых, документальных, мультипликационных - в кинозалах было большинство молодежи. Девять площадок (в том числе и областных), где показывали фильмы и проходили творческие встречи с актерами и режиссерами, посетили более 18 тысяч зрителей. И здесь стоит отметить, что, по наблюдению организаторов, любители кино в Ивановской области - публика особая, творческая. Ведь края эти имеют свои, редкие запасы духовного богатства - талантов его обитателей. Эти места - родина многих замечательных российских художников и скульпторов: И. Левитана, А. Морозова, П. Корина, Н. Дыдыкина, И. Голикова. Отсюда берет начало знаменитая палехская лаковая миниатюра.
     ...Фильму «Зеркало» в этом году исполняется 35 лет, а «Сталкер» отмечает свое 30-летие. Если задуматься, то ведь чуть ли не каждая работа Мастера достойна отдельного тематического фестиваля. Как нынешний. На самом деле название очень символично: кино в том числе отражает и окружающую действительность, как «зеркало».
     В этом году таким отражением стали более 120 картин, показанных в десяти программах фестивальной недели. Часть из них представили режиссеры и продюсеры. Это фильмы из Словении, Германии, Боснии и Герцеговины, Македонии, Хорватии, Венгрии, Нидерландов, Польши, Великобритании, Норвегии, Дании, Канады, Швеции, Финляндии, Швейцарии, Франции, Южной Кореи, Казахстана, Армении, России. Заметим, что шесть из десяти конкурсных представленных работ российские зрители увидели впервые. Отечественных фильмов было два. Картина Рустема Абдрашева «Подарок Сталину» скорее интернациональная, это совместная работа кинематографов Казахстана, России, Израиля и Польши. Она, кстати, завоевала на фестивале приз зрительских симпатий. Действие фильма разворачивается в 1949 году в Казахстане. Это время новой волны жестоких репрессий и год 70-летия вождя. Небольшой казахский аул, где живут в том числе и репрессированные, стал эпицентром слез, предательства, любви и надежды, недолгой радости и тихой грусти.
     А вот главный приз достался российской ленте Андрея Хржановского «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину», посвященной поэту Иосифу Бродскому. В некотором смысле замечательного мастера слова можно считать и соавтором картины, так органично показал его жизнь и судьбу режиссер. Кстати, картина получила признание и от гильдии киноведов и кинокритиков, а также приз от АКБ «Инвестторгбанк» «За оригинальное режиссерское решение». Фильм идет долго, но оригинальное сочетание игры актеров, документалистики и анимационных моментов дает возможность такому пространству, органично сочетающему временные пласты. Фильм - «дышит». Интересно, что экранное жизнеописание поэта навевает множество параллелей с судьбами тех, чье творческое видение прошлого и настоящего порой предвосхищает дальнейшее развитие событий. В частности, с судьбой Андрея Тарковского.
     Так что говорить о том, что жюри сделало реверанс в пользу родины кинофестиваля, нет резона. Председатель представительного жюри, известный режиссер, драматург и продюсер России и Азербайджана Рустам Ибрагимбеков - человек с жесткой профессиональной позицией. Он признанный мастер в мире кинематографа, автор более 50 сценариев телевизионных и художественных фильмов, названия многих из них говорят сами за себя. Это «Белое солнце пустыни», «Храни меня, мой талисман», «Восток-Запад», «Урга, территория любви», «Утомленные солнцем», «Сибирский цирюльник».
     В жюри вошли представители разных стран. Кристофер Камышев - режиссер, искусствовед из США, Марта Отте - директор Международного кинофестиваля в норвежском Тромсе, Питер Хеймс - историк кино, кинокритик из Великобритании и наша Лариса Садилова - режиссер, сценарист и актриса.
     Звание лучшего режиссера, по их мнению, на этот раз заслужил Микка Соини из Финляндии за фильм «Томас». Приза за лучшую мужскую роль удостоился Эмир Хаджихафизбегович. Он великолепно сыграл в картине «Армин» (Хорватия - Германия - Босния) режиссера и сценариста Огниена Свиличича. Приз за лучшую женскую роль достался Элси де Брау, сыгравшей в фильме «Между нами» (Нидерланды) режиссера Майке де Йонг. Хотя, по правде говоря, его в большей степени заслужила наша Алиса Фрейндлих, точно и тонко раскрывшая образ матери Иосифа Бродского в фильме, завоевавшем главный приз. Специальный диплом жюри завоевал фильм «Мой лучший враг» (Южная Корея) режиссера и сценариста Ли Юн-ки.
     Сказать о том, что каждый конкурсный фильм стал открытием и потрясением для ивановцев, значит, покривить душой. Но достаточно ровный по творческому уровню подбор фильмов позволил увидеть некоторые тематические тенденции, выяснить, что интересует в том числе и зарубежного зрителя. За эту кропотливую работу, особенно сложную в силу немалого количества достойных кинофестивалей в стране и мире, спасибо директору кинопрограмм «Зеркала» Сергею Лаврентьеву.
     В программе ивановского киносмотра можно было увидеть обширную панораму российских фильмов «Наше новое кино». Это реальный срез отечественного кинопроцесса, возможность наблюдать современные тенденции российского кинематографа. С интересной работой Станислава Говорухина «Пассажирка» соседствовали неоднозначный фильм Алексея Учителя «Пленный», достаточно провокационная заявка молодого режиссера Павла Бардина «Россия 88». Вызвал зрительский интерес полнометражный режиссерский дебют «папы» детского юмористического киножурнала «Ералаш» Бориса Грачевского «Крыша».
     Понятный зрительский ажиотаж вызвала новая работа режиссера Сергея Соловьева «2-АССА-2». Об этом продолжении культовой ленты «АССА» 1987 года «Красная звезда» уже писала. Скелет современного формата «клиповых картинок» Соловьев облек в плоть таких человеческих страстей, что глубинный замысел режиссера оценит и будущее поколение молодых.
     Показать настоящее через прошлое попыталась и известная постановщик-документалист Галина Евтушенко. Ее игровую картину «Новые времена, или Биржа недвижимости» показывали на фестивале трижды. События августа 1991 года до сих пор памятны, мы и в 1980-е, и в 1990-е, да и сейчас все ждем перемен. И жесткое вторжение того самого ожидаемого «нового» ломает жизни и судьбы, меняет сам характер государства. И каждый раз вспоминается безысходное некрасовское: «Жаль только жизнь эту прекрасную уж не увидеть ни мне, ни тебе». Братья-режиссеры, снимите же наконец добрый фильм-надежду. Пусть это будет сказка, но так хочется чего-то доброго, теплого! Ведь получился такой фильм, правда документальный, у Галины Долматовской «Серебряковы. Французские этюды». Эта лента, словно ожившее художественно-музыкальное полотно, рассказывает о замечательной художнице Зинаиде Серебряковой, которая вторую половину жизни провела во Франции, и ее творчество того периода у нас мало известно. В фильме мы имеем возможность увидеть ее полотна. В России художница создала один из шедевров мировой живописи - автопортрет красивой двадцатипятилетней женщины перед зеркалом. Хотелось бы, чтобы на Родине знали все ее работы. Галине Долматовской удалось своей лентой «вернуть» Серебрякову в Россию.
     На одной волне с Долматовской работала режиссер и сценарист Елена Лобачева-Дворецкая. Ее документальный фильм «Слепи меня, Господи» рассказывает о творчестве молодой ярославской художницы Анжелики Романовой. Ее отец, Владимир Романов, создает уникальную берестяную скульптуру, аналогов которой нет в мире. Работы отца и дочери не вписываются в стандартные представления об искусстве. Такие талантливые художники из деревенской глубинки - душа народа, самобытная и творящая. Так, через документальный фильм мы имеем возможность узнать о династии Романовых - создателях известной далеко за пределами родной деревни авторской необычной игрушки.
     Среди программ «Зеркала» зрители могли увидеть и ретроспективу фильмов к 85-летию «Мосфильма», которым в свою очередь исполняются «круглые» солидные даты: «Белое солнце пустыни», «Баллада о солдате», «Веселые ребята» и другие. Повезло и маленьким ивановцам. Они смогли посмотреть замечательную подборку анимационных фильмов «Семейная мульткарусель», а в программе «Ветхий Завет. Библейские истории» талантливые мультипликаторы посредством анимационного кино показали зрителю древнейшие притчи рода человеческого. Специальные программы были посвящены работам Кшиштофа Занусси и Андрея Тарковского. Перед началом показа фильмов Тарковского присутствующие почтили минутой молчания память актера, режиссера, народного артиста СССР Олега Янковского, который сыграл одну из главных ролей - отца режиссера - в фильме «Зеркало».
     На фестивале присутствовала и сестра Тарковского Марина Арсеньевна, которая привезла в дар землякам уникальный новый альбом «Арсений и Андрей из рода Тарковских». Она приняла участие и в научно-практической конференции «Феномен Андрея Тарковского в контексте мирового кинопроцесса», которая состоялась в конференц-зале Ивановского химико-технологического университета. С докладами на ней выступили искусствоведы, киноведы, ученые и кинематографисты, в том числе из Великобритании, Испании и Румынии.
     ...Рейтинг любого кинофестиваля определяется и количеством знаменитых гостей. На этот раз в Иванове побывали знаменитый польский режиссер Кшиштоф Занусси, российские звезды Наталия Бондарчук, Лидия Федосеева-Шукшина, Юлия Рутберг, Юрий Назаров, Станислав Говорухин, Сергей Соловьев, Ирина Мирошниченко, Валентина Талызина, Борис Грачевский, Галина Бокашевская, Анатолий Лобоцкий. Практически все они либо дружили, либо снимались в фильмах Мастера. С необычным подарком в гости к ивановцам приехала Ирина Мирошниченко, которую, обратив внимание на ее «иконописное лицо», режиссер пригласил сниматься в роли Марии Магдалины в «Андрее Рублеве». Она привезла портрет Андрея Тарковского, созданный их общим другом, актером и художником Геннадием Бортниковым. После его смерти в 2007 году родственники нашли этот портрет среди живописных работ Бортникова и подарили Мирошниченко. Актриса решила в свою очередь передать его в музей Тарковского в Юрьевце, что и сделала на торжественном закрытии фестиваля.
     ...На первом же после фестиваля заседании правительства Ивановской области глава региона Михаил Александрович Мень заявил, что кинофестиваль «Зеркало» значительно улучшил положение области в инвестиционном рейтинге. На широкой в этом году информационной волне интерес к кинофестивалю проявил сам Квентин Тарантино, заполучить которого в качестве участника или почетного гостя мечтают организаторы самых престижных кинофорумов мира. В частности, он связался с губернатором Ивановской области и попросил выслать ему для ознакомления подробную информацию по фестивалю и подборку прессы...
     На снимках: Мэтры польского и российского кинематографа Кшиштоф ЗАНУССИ и Сергей СОЛОВЬЕВ; Красавицы из «города невест» с дипломами будущих победителей кинофестиваля; Добрые пожелания известного режиссера Кшиштофа ЗАНУССИ.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex