на главную страницу

17 Июня 2009 года

Фан-клуб

Среда

Сварим ли победный лед?

Леонид ХАЙРЕМДИНОВ, «Красная звезда».



Летом принято говорить в основном о летних видах спорта, но нынешнее лето особенное - представители зимних видов проводят важнейшее предолимпийское межсезонье. В преддверии Игр-2010 этот период времени, когда спортсмены не соревнуются, а только готовятся к главному старту четырехлетия, - чрезвычайно важен и интересен, и обходить его стороной, не уделяя должного внимания, мы не имеем права. О межсезонье лыжников и биатлонистов мы уже рассказывали, сегодня настал черед затронуть один из самых проблемных видов спорта - конькобежный. Кто-то может возразить, что и в лыжах, и в биатлоне у россиян немало трудностей - от допинга до методики тренировок и невнятных результатов. Но в коньках при всех построенных аренах, при всех радужных надеждах после удачной Олимпиады-2006 мы пребываем в еще более сложной ситуации, чем в других видах спорта, - по итогам последнего чемпионата мира на отдельных дистанциях, который проходил на катке будущей Олимпиады, на счету российских мастеров скоростного бега на коньках ни одной медали. И это удручает...

     
Особое мнение Журовой

     - Чуда действительно не произошло, хотя на него все надеялись, а спортсмены нам его даже, как я поняла, обещали, когда говорили, что на спринтерском чемпионате мира в Москве бегут немного хуже ради того, чтобы показать лучшие результаты в Ванкувере, - эмоционально говорила наша олимпийская чемпионка Светлана Журова по окончании мартовского чемпионата мира на отдельных дистанциях в канадском Ричмонде, где в феврале 2010 года пройдут олимпийские соревнования. - Но, к сожалению, этого не произошло. Была надежда, что что-то случится с соперниками, но все произошло наоборот: лидеры на чемпионате мира не только не провалились, но даже добавили.
     Комментируя феноменальные достижения американца Шани Дэвиса, установившего два мировых рекорда под занавес сезона, и сравнивая это с очень скромными результатами россиян (лучшими в Ричмонде были Юлия Немая на 500 м и Иван Скобрев на 10.000 м, ставшие пятыми, а девушки заняли четвертое место в командной гонке), Журова констатировала:
     - Способным людям ничто не мешает выигрывать везде. Рекорды Дэвиса в конце сезона как раз говорят, что он с тренерами сделал ставку на финиш года, апробировал методику подготовки к Олимпийским играм -2010. А физическое состояние нашей команды, что в Москве, что в Ричмонде, ничем не различалось. Нам обещали пик формы, прямо что-то невероятное, но улучшения я не увидела. Значит, были допущены какие-то методические ошибки. Я знаю, что сейчас Женя Лаленков и Иван Скобрев подумывают, чтобы работать с иностранными тренерами. В 1998 году я также уезжала тренироваться за рубеж, но не от хорошей жизни: в России условий для тренировок просто не было. Знаю, что иногда смена тренера и отъезд дают результат. Рискованно пробовать что-то новое в олимпийский год, но с другой стороны, есть примеры, когда после смены обстановки спортсмен выходит на новый уровень. Особенно, наверное, попробовать было бы полезно Ване Скобреву - он человек очень эмоциональный, и для него этот всплеск может быть особенно важен.
     - Определенно, нужно что-то делать, - заключала Журова. - И в первую очередь - посмотреть программу, по которой сейчас работает наша команда, услышать мнение спортсменов. Потому что, если есть какой-то психологический дискомфорт или недопонимание с тренерским составом, добиться результата в конькобежном спорте невозможно. Понимаете, даже прыжки через лавочку могут дать результат, если работать командой единомышленников и верить в успех. Я не знаю, как сами спортсмены оценивают свои отношения с тренерами, это тема для отдельного обсуждения. Со стороны вижу только, что желание работать, выступать и выигрывать у спортсменов есть, но физическое состояние оставляет желать лучшего.
     
А единства нет

     Журова не случайно затронула тему о команде единомышленников. То, что внутри Союза конькобежцев и самой сборной не все в порядке, было ясно еще в прошлом сезоне, когда общественность узнала о конфликте между двумя российскими спортсменками - Екатериной Лобышевой и Екатериной Абрамовой.
     24 февраля 2008 года россиянки, лидировавшие на тот момент в общем зачете Кубка мира и в зачете командных гонок, должны были выступить на финальном этапе Кубка мира в голландском Херенвейне. Однако в последний момент Екатерина Абрамова отказалась выходить на старт. Свой отказ она мотивировала усталостью. Однако на самом деле не имела никаких реальных проблем со здоровьем и общим состоянием. Это было подтверждено медицинской справкой, подписанной врачом сборной России. К тому же агентство «Весь спорт» имело информацию одного из источников, процитировавшего и другую фразу Абрамовой: «И вообще, меня эти призовые за победу в Кубке мира не интересуют, у меня муж богатый». Екатерина Лобышева в эмоциональной форме указала коллеге, что она не права. Произошла острая словесная перепалка, едва не закончившаяся потасовкой. В итоге Абрамову заменила спринтер Светлана Кайкан, команда заняла в Херенвене четвертое место и в общем зачете Кубка мира свалилась на третье место. А на чемпионат мира в Нагано Союз конькобежцев России вообще решил не отправлять участниц командной гонки, и, таким образом, медаль в этой дисциплине, которая декларировалась главной (и единственной) задачей женской команды в том сезоне, так и осталась всего лишь заявлением функционеров.
     В этом году таких вопиющих случаев, к счастью, удалось избежать, однако радости от этого было немного, поскольку зародился новый конфликт между руководством СКР и членами мужской сборной.
     Лидер мужской сборной России Евгений Лаленков по окончании сезона встретился с президентом Союза конькобежцев России Владимиром Комаровым, чтобы обсудить будущее мужской сборной в многоборье. Однако общего языка так и не было найдено, даже несмотря на предшествующую этому встречу руководства команды с министром спорта Виталием Мутко. По словам Лаленкова, во время разговора с Комаровым он был вынужден просто встать и уйти: «Эту встречу я вообще вынужден был прервать, в какой-то момент развернулся и ушел, - цитирует спортсмена агентство «Весь спорт». - Насколько я понимаю, мужской сборной в многоборье на следующий год как таковой вообще не будет. То есть существуют женская сборная, спринтерская команда, а вот команды мужчин-многоборцев не планируется.
     Мне такая позиция непонятна. Мало того, что у нас есть молодые ребята, которым надо где-то тренироваться, так ведь нужно же еще развивать сборную, привлекать туда кого-то, пытаться сделать команду сильнее, а не наоборот. Как быть с планами выиграть олимпийскую медаль в мужской командной гонке? Эта задача, как я понимаю, с повестки дня уже снята. Ситуация подвешенная, никаких решений еще не принято».
     Суть конфликта Лаленкова с СКР заключается в том, что Евгений продолжил работу на тот момент со старшим тренером мужской сборной России Вадимом Саютиным, чьи отношения с СКР далеки от идеальных. А наш основной стайер Иван Скобрев намеревался в очередной раз готовиться по индивидуальному плану. «Ситуация, когда они просто станут вести подготовку по своему разумению, нас категорически не устраивает», - признавался главный тренер сборной Николай Гудин.
     Тогда, в середине апреля, Гудин опроверг информацию об отставке Саютина: «Сразу скажу, что никто Вадима Александровича никуда не выгонял, как об этом писали. Замены ему нет и даже не ищется».
     Однако такая словесная конструкция и стандартное опровержение не внесли ясности и оставили смутные подозрения о грядущих переменах. Так и вышло.
     
«Камбэк» Филиппова

     Первая кадровая перестановка произошла в середине мая. Тренер олимпийской чемпионки Светланы Журовой, знаменитый специалист Владимир Филиппов вернулся в сборную России - в качестве старшего тренера объединенной (мужской и женской) спринтерской команды, сменив на этом посту Сергея Клевченю.
     - Я действительно вернулся в сборную, - прокомментировал свое возвращение сам Владимир Филиппов. - Вторым тренером со мной будет работать Дмитрий Дорофеев (серебряный призер Олимпиады в Турине. - Прим. авт.). С женской командой продолжит работу Валерий Муратов.
     Отвечая на вопрос, почему он вернулся в команду, Филиппов говорил: «Знаете, как бывает: смотрю на команду и хочется все-таки помочь. Меня просили об этом и ребята, и девчонки. А какие результаты у нас были последние сезоны, вы сами видите. Я решил, что неправильно будет оставаться в стороне. Чем смогу - я помогу».
     Для самой Светланы Журовой новый приход в сборную ее бывшего тренера не стал неожиданностью:
     - Мы уже разговаривали с Владимиром Сергеевичем до этого. Знаю, перед сезоном у руководителей СКР было несколько вариантов. Один из них - пригласить иностранного тренера. Но в условиях кризиса выделять сумму, которую попросил иностранный специалист, показалось нецелесообразным. К тому же непонятно, стоит ли за год до Олимпиады все кардинально менять и приглашать иностранного тренера, ведь ему обязательно потребуется время на адаптацию. Поэтому руководители приняли решение вернуться к тому тренерскому составу, который работал перед Олимпийскими играми - 2006 в Турине, вернув в команду сначала Валерия Муратова, а теперь и Филиппова. Другое дело, возникает вопрос: а зачем тогда было убирать этих людей, чтобы через три года вернуть их обратно?
     - Возвращение тренеров - это, безусловно, попытка что-то изменить, - продолжала Журова. - Попытка сделать так, чтобы добиться результата в Ванкувере. Я надеюсь, самое главное, Филиппову удастся навести в команде строгую дисциплину. С женщинами это часто бывает непросто. Но дисциплина, порядок, хороший климат в команде - очень важные слагаемые успеха в спорте. Владимир Сергеевич решил, что может себе позволить вернуться в спорт. Он консультировал спортсменов, болел, переживал. И, видимо, дошел до такого состояния, что больше не было сил смотреть со стороны, захотел помочь изнутри.
     В то же время действующая спортсменка - Екатерина Лобышева - не ждет, что возвращение Филиппова принесет успех команде: «Когда мне позвонили и сказали, что теперь тренировать спринтерскую группу будет Владимир Филиппов, я, честно говоря, была в шоке, - заметила Екатерина Лобышева. - Впереди - олимпийский сезон, до Игр остается всего восемь месяцев. Для меня очевидно, что не нужно что-то менять именно сейчас, когда до Ванкувера так мало времени. Я с большим уважением отношусь к Владимиру Сергеевичу, он подготовил олимпийскую чемпионку Светлану Журову - это говорит само за себя. Но ведь Журову он привел к «золоту» Олимпиады не за восемь месяцев. Сколько лет с ней работал, и только потом это дало результат. А за восемь месяцев, на мой взгляд, что-то изменить очень сложно. Мне просто сейчас очень больно и обидно, что опять накануне сезона меня бросили к новому тренеру».
     
С Италией и Казахстаном

     Однако самые главные перемены произошли позже - на заседании исполкома Союза конькобежцев России. Подозрения насчет отставки Саютина подтвердились: он по собственному желанию прекратил работу с российской командой и заключил контракт с казахстанской федерацией.
     Кроме того, после длительных переговоров, проведенных СКР, было достигнуто соглашение о том, что два сильнейших российских конькобежца - Иван Скобрев и Евгений Лаленков - будут готовиться к Играм в Ванкувере вместе со сборной Италии под руководством Маурицио Маркетты, наставника двукратного олимпийского чемпиона Энрике Фабриса.
     «В том, что ребятам предложено тренироваться за границей, нет ничего удивительного, - объяснил генеральный секретарь СКР и менеджер российской сборной Александр Кибалко, назначенный ответственным за подготовку Скобрева и Лаленкова. - У нас вид спорта, можно сказать, международный, и подобное очень часто практикуется. Японцы тренируются с американцами, голландцы - с немцами... Это нормальная практика. Я сам в 2000 году, когда у нас не было ни одного крытого катка, тоже готовился за границей и остался очень доволен. Самое главное преимущество, которое получат Скобрев и Лаленков, - сильные спарринг-партнеры. Ведь у нас тот же Скобрев все время кого-то «выкатывает», а сам «стоит» на пятых местах, хотя тот факт, что он держится на таком уровне в течение нескольких лет, свидетельствует о таланте спортсмена. Может, действительно ему стоит попробовать что-то изменить в подготовке. А может, просто нужен эмоциональный всплеск... То же самое и с Лаленковым. Он, спаррингуясь с итальянцами, даст им, грубо говоря, скорость, а они ему - выносливость. То, чего ему как раз не хватает на дистанции 1.500 м».
     Но вскоре Лаленков отказался от отъезда в Италию и предпочел остаться с Саютиным.
     «Иван Скобрев уехал в Италию готовиться со сборной этой страны, - заявил главный тренер сборной Николай Гудин. - Женя Лаленков принял решение продолжить тренироваться с Вадимом Саютиным, который в свою очередь заключил контракт со сборной Казахстана. Лаленков еще раз встречался с президентом Союза конькобежцев России Владимиром Комаровым, и после этой встречи было принято такое решение. Мы предлагали Жене готовиться с итальянцами, с норвежцами, но он решил, что хочет тренироваться только под руководством Саютина, то есть со сборной Казахстана. Насколько я понимаю, Вадим Александрович хочет внедрять в команде Казахстана методику, по которой он начинал с российской командой. Соответственно, и с Лаленковым он хочет продолжать работу, начатую в российской сборной. В чисто методических вопросах, я, как главный тренер, с Саютиным не во всем согласен, у нас есть спорные моменты. Но, как говорится, спорт есть спорт, и нет пророка в своем отечестве. Может быть, прав Саютин, а может быть, и я. Всех рассудит результат».
     При этом, по словам Гудина, отбираться в сборную России и Лаленков, и Скобрев будут на общих основаниях. Кибалко, в свою очередь, высказался, что отказом от работы с итальянцами Лаленков совершает ошибку: «Дело не в его желании работать именно с Саютиным - в этом я как раз ничего плохого не вижу, а в отсутствии рядом сильных спарринг-партнеров. У нас хоть и индивидуальный вид спорта, но, только работая командой, ты можешь в нем чего-то добиться. И печальных примеров, когда великие конькобежцы эту истину игнорировали, к сожалению, предостаточно».
     Итак, за 8 месяцев до Олимпиады в Ванкувере в сборной произошли серьезные изменения. Принесут ли они медали на олимпийском катке? Светлана Журова не теряет оптимизма: «Нельзя однозначно сказать, что в Ванкувере у нас медалей не будет. По сезону было видно, что возможности выиграть медаль есть у Лаленкова, Лобкова, Скобрева, у женщин в командной гонке. Может что-то показать на 1.000 м Катя Лобышева, если сумеет добавить». Вот только очень смущает и даже настораживает обстановка внутри команды, а также ряд организационных и бытовых проблем. Многое будет зависеть от предсезонных сборов и стартов перед Олимпиадой. Пока олимпийские медали Ванкувера в этом виде выглядят чем-то несбыточным, однако, готовясь к худшему, мы будем все же верить в лучшее.
     На снимке: победа Светланы ЖУРОВОЙ в Турине-2006 стала ярчайшем событием Олимпиады, повторение такого результата российскими конькобежцами в Ванкувере будет сродни чуду.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex