на главную страницу

18 Июня 2009 года

Армия и общество

Четверг

СЧАСТЬЯ ТЕБЕ, КУТМАНБЕК!

Виталий АНЬКОВ, «Красная звезда». Фото автора.



     С этим человеком я познакомился еще летом прошлого года. На него нельзя было не обратить внимания. Крепкого телосложения, яркой среднеазиатской внешности с умопомрачительной - мечта фотографа - улыбкой. Кстати, я не стал бы называть ее голливудской, как это сейчас модно, - столько в ней неведомых заокеанским звездам теплоты и искренности.
     Тогда мне не довелось пообщаться с гвардии матросом Кутманбеком Билишовым. Выяснилось, что службу на гвардейском ракетном крейсере «Варяг» он только начинает. Впереди еще был испытательный срок, лишь после которого контрактника можно, по большому счету, называть контрактником.
     И вот - новая встреча. Корабль совершал переход в китайский порт Циндао, на верхней палубе шла интенсивная работа по подготовке к визиту, поэтому боцмана с неповторимой улыбкой просто нельзя было не заметить. На этот раз ни один из стоящих над ним начальников не высказал сомнения: конечно, достоин того, чтобы рассказать о нем со страниц «Красной звезды». Специальностью овладел на вполне приличном уровне, старателен и трудолюбив...
     И вот уже на обратном пути к родным берегам мы сидим с гвардии матросом Билишовым в носовом кубрике корабля, где располагается боцманская команда. К тому, что Кутманбек старательный и трудолюбивый, можно еще добавить: очень скромный. Он никак не может понять, отчего к нему такое внимание. Я честно признаюсь, что просто хочется рассказать читателям, как выходец из Средней Азии стал матросом российского корабля. Глядишь, другим пример будет. Иначе как еще выполнять задачу стопроцентной профессионализации флота? А может быть, причина в ностальгии по старым временам, когда очень и очень часто героями моих снимков и зарисовок становились казахи, киргизы, узбеки, таджики?.. Вполне возможно. Как бы то ни было, слово за слово, разговор наш нехитрый все-таки состоялся...
     Сразу выяснилось, что Кутманбек по национальности киргиз. Родился в 1979 году в селе Барты Джелалабадской области Киргизской ССР. Там вырос, окончил школу с единственной четверкой в аттестате. Все остальные оценки - отличные. В селе проживали и до сих пор живут представители различных национальностей. Поэтому наш герой очень прилично говорит на казахском языке. На русском - практически без акцента. Владеет разговорным английским, который проходил в школе, и даже немного... турецким.
     - У пацанов сельских научился, - улыбается Кутманбек.
     После школы немного поработал и был призван на срочную службу, которая проходила в комендантской роте учебной авиационной части. И так ему служба понравилась, что, оказавшись на «гражданке», без особых раздумий вновь надел военную форму. Теперь уже в качестве контрактника. Когда и этот период жизни миновал, встал вопрос: что делать дальше? Ответ подсказал старший брат Алтынбек, который уже давно перебрался с семьей в российский город Омск и работал там на стройке. В общем, в 2005 году Кутманбек переезжает к брату, а потом, оформив соответствующие документы, становится гражданином России.
     Где только ни приходилось зарабатывать на хлеб насущный. В принципе на жизнь хватало. Но вот когда еще один брат, двоюродный, приехал с Камчатки да рассказал много интересного, будущий матрос Тихоокеанского флота опять засобирался в дорогу. Не в тот же день, конечно. Сначала, как положено, побывал в военкомате, сообщил о своем желании служить на надводном корабле, потом комиссию прошел и еще ждал месяца полтора, пока документы оформлялись...
     В военной комендатуре Владивостока офицер взял в руку предписание, с которым Кутманбек преодолел полстраны, и сразу «расшифровал» ему номер воинской части, куда следовало явиться: гвардейский ракетный крейсер «Варяг». У почти круглого отличника, прочитавшего немало исторических книг, даже сердце екнуло.
     Конечно, без технического образования выбор специальностей на корабле для гвардии матроса Билишова был невелик. В боцмана так в боцмана - согласился он с решением командования. И ни разу не пожалел об этом. Со временем, по мере освоения тонкостей нелегкого дела, даже по-настоящему полюбил эту специальность. Благо, что и учитель Кутманбеку достался замечательный - главный боцман корабля гвардии старший мичман Михаил Семенов. Службу на крейсере он начал матросом еще в 1997 году, опыт имеет огромный.
     На вопрос, что было самым сложным при освоении специальности и адаптации к новой жизни, мой собеседник пожимает плечами, молчит. Действительно, что сказать, если никакой работы он не боится, к дисциплине привык, и с товарищами по команде, считает, ему очень повезло.
     Но сразу оживляется Кутманбек, глаза его наполняются теплом, когда интересуюсь делами, так сказать, на личном фронте. Оказывается, женат, и совсем недавно, 22 марта, родился у него в Омске сын, которого назвали Куттубеком.
     - Похож, очень похож, - возвращаю я бесценную фотографию, - и супруга - красавица. В Циндао что-нибудь им купили?
     - Конечно. Из одежды кое-что и вот - машинку электрическую...
     ...Недавно я провожал своего сына на самолет. В очереди на личный досмотр мелькнуло знакомое лицо. Он - не он? Когда мужчина крепкого телосложения и среднеазиатской внешности повернулся спиной, я увидел в его левой руке... ту самую электрическую машинку.
     Счастья тебе и твоей семье, Кутманбек!
     На снимках: гвардии матрос Кутманбек БИЛИШОВ; гвардейский ракетный крейсер «Варяг» в походе.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex