на главную страницу

18 Июня 2009 года

Армия и общество

Четверг

ДОМ ЧЕШИРА ВЗЫВАЕТ О ПОМОЩИ

Елена КОЛОСЕНЦЕВА, «Красная звезда».



Как насмешка судьбы - Год равных возможностей в Москве совпал с экономическим кризисом. Не секрет, что значительная часть программ для инвалидов, будь они военными или гражданскими, реализуется на деньги спонсоров. А начиная с середины прошлого года их возможности стали уменьшаться: на благотворительность просто не хватает денег.

     Между тем в Москве находится уникальный реабилитационный центр для инвалидов и покалеченных войной, работающий полностью за счет благотворительных взносов. Сейчас его долг исчисляется сотнями тысяч рублей.
     Московский Дом Чешира появился в Москве в 1991 году. Именно тогда в столичном микрорайоне Солнцево англичанами был построен провинциальный дом, который в дальнейшем перешел на правах хозяйственного пользования Региональной общественной организации «Общество инвалидов войны в Афганистане «Московский Дом Чешира».
     Во всем мире таких домов насчитывается 440: например, в Великобритании их 206, в России - только один. Идея создания таких небольших реабилитационных центров принадлежит британскому лорду командиру эскадрильи тяжелых бомбардировщиков «Галифакс» Леонарду Чеширу, который во время Второй мировой войны поклялся, что, если останется жив, организует благотворительный фонд, целью которого станет строительство реабилитационных центров семейного типа для военнослужащих. А основным постулатом стало - никогда не брать с проходящих реабилитацию деньги.
     Многим это кажется невероятным. Особенно самим ребятам-инвалидам, видевшим ужас войны и успевшим привыкнуть к запахам медикаментов. Как-то, пожив немного в Московском Доме Чешира, к его директору генерал-майору в отставке Юрию Науману подошли молодые люди и спросили: «Давайте начистоту! Сколько мы вам должны?» И каждый раз Юрию Ивановичу приходится объяснять своим подопечным, что они уже давно никому ничего не должны. Даже наоборот: им обязано общество за честно выполненный воинский долг.
     В планы благотворительного фонда Леонарда Чешира изначально не входило финансирование своих филиалов - лишь строительство помещений. Решение же всех финансовых вопросов лежит полностью на директоре дома, который ищет спонсоров, чтобы поднять на ноги военных инвалидов.
     Ежемесячно Дом Чешира тратит на электроэнергию около 60 тысяч рублей, так как обогревается помещение с помощью 54 масляных обогревателей. На продовольствие уходит около 70 тысяч, на воду - около 10 тысяч, на телефон - около 2 тысяч рублей. Вдобавок аренда земельного участка составляет 80 тысяч рублей в год. Не стоит забывать и про персонал: в доме обязательно должны присутствовать медсестра, врач, повар, посудомойщик, охранники. Все они есть, но вот уже полгода им не выплачивается зарплата. Люди еще остаются на своих местах, но не стоит забывать, что у каждого из них есть семья...
     За время кризиса во внутреннем распорядке дня здесь ничего не изменилось. Кухня по-прежнему работает благодаря тому, что продовольственная база предоставляет «под честное слово» реабилитационному центру продукты. Сейчас в доме проживают постоянно 18 человек. Каждый отдал государству свое здоровье, у каждого за спиной целая жизненная история.
     Сержант Сергей Корепанов, к примеру, в прямом смысле воскрес для своей семьи из мертвых. Он был тяжело ранен на территории Итум-Калинского района Чечни. Сослуживцы сочли Сергея мертвым и упаковали в черный целлофан. Проходивший рядом офицер ненароком задел Сергея, тот зашевелился. Сержанта Корепанова отправили в Главный военный клинический госпиталь им. Н.Н. Бурденко, а похоронка тем временем уже ушла домой. Брат, получивший ее, не поверил написанным словам. И оказался прав: через некоторое время он услышал в телефонной трубке голос живого Сергея, звонившего ему из Москвы. Сейчас Сергей учится на третьем курсе юридического факультета Академии труда и социальных отношений.
     С академией у Дома Чешира уже давно налажены связи. Каждый год, начиная с 1998-го, трое молодых людей, проходящих реабилитацию в доме, имеют возможность поступить в академию на такие факультеты, как социально-экономический, юридический, финансов и страхования.
     Однако не все из «чеширских домочадцев» имеют силы и возможность обучаться. К примеру, инвалид 1-й группы Интигам Бабаев в результате аварии на атомной подводной лодке получил лучевую болезнь. Сейчас Интигам с колоссальным трудом читает, приблизив текст на минимальное расстояние от лица. Он живет на лекарствах, которые с каждым кризисным днем все труднее и труднее становится купить.
     - О нынешнем гибельном положении дома мы разговаривали с чиновниками различных уровней. Со многими государственными организациями ведем переписку. Но еще ни разу это не заканчивалось чем-то, кроме пустых слов, - говорит директор Московского Дома Чешира Юрий Науман, показывая письма из самых высоких инстанций.
     Все же на банковском счете дома появляются деньги. Однажды 150 тысяч рублей перевела одна столичная пенсионерка, другой раз 20 тысяч пришли от какого-то незнакомого мужчины. Но в целом это проблему не решает.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex