на главную страницу

19 Июня 2009 года

Страна и мир

Пятница

К новой парадигме взаимодействия

Андрей ДЕВЯТОВ,
Институт российско-китайского стратегического взаимодействия.



     Москва и Пекин намерены не только сохранить достигнутый уровень взаимодействия двух стран, но и придать ему новый импульс. Таков главный итог переговоров Президента России Дмитрия Медведева и Председателя КНР Ху Цзиньтао, состоявшихся 17 июня в Москве. Комментируя их, а также саммиты ШОС и БРИК, прошедшие днем раньше в Екатеринбурге, многие информационные агентства отмечают, что появилась реальная сила, способная бросить вызов мировому господству США, противопоставить себя Западу. И подчеркивают, что победитель этого противостояния определится, скорее всего, на выходе из нынешнего мирового кризиса.
     
Война смыслов

     Ядром противоборства выступает «война смыслов»: разные представления о социальной справедливости в библейско-средиземноморской (западной) и срединноземельной (китайской) цивилизациях. В духовном плане Китай инороден Западу, поэтому в интересах глобализации по-американски искренно действовать не будет. В войне смыслов Китай имеет стойкий культурный иммунитет (китайская медицина, китайская музыка, китайская еда), а от западной ментальности (вестернизации) защищен «великой стеной» иероглифического письма.
     Принципиальные отличия концептуальных основ западной и китайской «картин мира» лежат в этике. Библейско-средиземноморская этика двоична. Это противоборство добра и зла. Срединноземельная этика троична. Это единство неба, земли и человека. Двоичность диалектична. Троичность гармонична.
     Вовлечение России в общий процесс эстафетной гонки США и Китая за место глобального лидера в постиндустриальном мире неизбежно в силу географического положения России, связывающего в пространстве атлантизм с тихоокеанством, и ее роли как кладовой природных ресурсов – материальных и ментальных (душевных).
     В логике гармонии мира Россия и Китай выступают соседями с незападной ментальностью, между которыми нет резкого когнитивного диссонанса и между которыми возможен «клятвенный союз» на нравственной основе. Для этого со словами о добрососедстве, дружбе, сотрудничестве, партнерстве и взаимодействии должна соседствовать искренность.
     
Рационализм и символизм

     Рационализм Запада определяется аналитическим (абстрактно-понятийным) типом сознания европейцев. Англо-американский, немецкий и французский языки – аналитические. Полный словарь английского языка – 450.000 слов – содержит больше всего имен-синонимов в мире. Во французском языке всего 85.000 слов, но их грамматические формы позволяют членить картину мира по роду вещей до тончайших нюансов отличий. В эпоху индустриального общества такой тип сознания давал преимущества в познании частных законов природы путем последовательных логических умозаключений, а также в техническом изобретательстве, создании цепочек технологических регламентов, стандартизации массового конвейерного производства. В логике Запада «третий – лишний», «третьего не дано».
     Сознание китайцев конкретно-символическое. Через громадную избыточность кода – примерно 50.000 иероглифов – и благодаря изолирующему типу грамматики китайского языка синтетический способ мышления китайцев закрыт для большинства иностранцев. Такой тип сознания определяет китайский прагматизм, дает китайцам преимущества в той части инновации, которая связана с практикой.
     Сознание русских – троично асимметричное. Русские кричат троекратное «Ура!», блуждают «в трех соснах», пьют «на троих». Неуловимое для аналитического ума «третье» кроется в способности грамматических форм русского языка соединять логическое и символическое. Кроется в преодолении разрыва между «материей земли» и «мистикой неба». В том, что называется «русский дух». Поэтому-то, как сказал поэт, «умом Россию не понять, аршином общим не измерить». Такой тип сознания определяет высокую способность русских к творчеству, связанному с озарениями, с ассоциациями «по образу и подобию» вне алгоритмов.
     Биологический фактор высокой способности людей русской культуры к новаторству (изобретению нового) создает им конкурентные преимущества в постиндустриальном обществе уникальных когнитивных технологий. Поэтому-то американцы и скупают русские мозги для своих технологических лабораторий.
     Таким образом, в контурах хозяйственных связей (сначала «генерация идеи – проектно-конструкторская разработка – технологическая лаборатория», затем «добыча сырья и топлива – производство – сбыт») Россия, в каком бы плачевном состоянии она теперь ни находилась, способна стать интеллектуальным лидером грядущего постиндустриального мира. Ибо наиболее востребованными в «экономике знаний» станут не аналитические способности людей западной культуры и не стандартные навыки тонкой работы китайцев, а врожденные творческие способности талантливых людей русской культуры генерировать новое.
     
Счастье – в доле

     Если Китай реализует преимущества психического склада своего населения через программу товарного аутсорсинга (аутсорсинг (англ.) – передача внешнему исполнителю тех или иных функций), где оба конца – сырье и рынок сбыта – находятся вне Китая, то способом реализации Россией преимуществ в когнитивной сфере может стать интеллектуальный аутсорсинг. Вполне очевидно, что в названных коммерческих способах реализации преимуществ типов сознания русских и китайцев кроется огромный потенциал взаимовыгодного, компенсирующего недостатки друг друга разделения труда.
     Корень интеллектуального потенциала России в среде русской культуры – это природная, не уничтожимая никакими соблазнами тяга молодежи получить образование. Сохраняющаяся, несмотря на старания апологетов индивидуализма, связь поколений (существующие научные школы), стягивание умов «Русского мира» за рубежом.
     В России есть и опыт реализации интеллектуального аутсорсинга. Пример офшорной работы российских проектировщиков на американскую компанию «Боинг» демонстрирует с 1999 года группа компаний «Прогресстех» (основатель и руководитель – доктор технических наук В.А. Кульчицкий). Сосредоточив кадровый ресурс выпускников российской высшей школы механико-математических специальностей, эта группа компаний выполнила миллиардные заказы американцев на инженерный сервис в авиастроении (расчеты прочности материалов и конструкций узлов летательных аппаратов, аэродромные покрытия). Однако рекрутируемые под задачи «Боинга» талантливые люди русской культуры остаются хотя и высокооплачиваемой, но второсортной обслугой, что унижает их амбиции как носителей уникальных творческих способностей, объективно превращает в контрэлиту.
     Другой бедой офшорных генераторов идей выступает внедренная Западом к своей пользе норма международного права в отношении интеллектуальной собственности. А именно: авторские права не распространяются на идеи, способы, принципы, концепции, системы, факты, открытия, языки программирования, процессы, методы, решения технических, организационных или иных задач. Теперь все это сразу же становится «общественным достоянием».
     Чтобы не превращаться в интеллектуальных слуг иностранного хозяина и не терять выгоду от прав первородства на открытие нового, достаточно принцип купли-продажи (отчуждения) нематериальных активов заменить вполне рыночным принципом долевого участия носителей уникальных творческих способностей в конкретном материальном проекте. Русская пословица учит: счастье не в воле, а в доле. Здесь ценится не личная свобода продавать с прибылью или убытком, а гарантия вознаграждения всех участников проекта по результату общего дела.
     В условиях системного кризиса индустриального общества целесообразно руководствоваться принципом перехода финансово-экономических отношений между Россией и Китаем от купли-продажи (торговли товарами и услугами) к проектам долевого участия (складчины) российских и китайских участников рынка.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex