на главную страницу

20 Июня 2009 года

Страна и мир

Суббота

У нашей страны чужой земли нет

Владимир СИМКИН,
Анатолий Люксембург.



     С целеустремленностью, свойственной, по утверждениям, самураям, которые, однако, не всегда верно ею руководствовались, правящая элита Японии регулярно поднимает вопрос, давно уже решенный и не подлежащий пересмотру. Речь идет о так называемых «северных территориях», под которыми в Стране восходящего солнца подразумеваются четыре российских острова Южно-Курильской гряды - Кунашир, Шикотан, Итуруп и Хабомаи. Вот и на прошлой неделе ключевая нижняя палата японского парламента одобрила законопроект, призванный, по замыслу его создателей, «содействовать скорейшему возвращению принадлежащих Японии четырех островов» и активизации с этой целью общенационального движения. Как считается, этот документ приобретет юридическую силу уже в течение текущей парламентской сессии, которая завершается 28 июля.
     К сожалению, приходится констатировать, что попытки официального Токио поставить под сомнение суверенитет России над Курильскими островами в последнее время значительно активизировались. Не далее как месяц назад премьер-министр Японии Таро Асо заявил, что считает Южные Курилы «незаконно оккупированными территориями». По его словам, Кунашир, Шикотан, Итуруп и необитаемые острова Хабомаи «никогда не были иностранной территорией, это исконные японские земли. Более 60 лет они находятся под незаконной оккупацией, что вызывает крайнее сожаление». При этом он заявил, что ждет разъяснений позиции РФ по поводу решения проблемы Курил.
     Уже тогда Россия весьма жестко отреагировала на это заявление главы японского правительства, назвав его «недопустимым». «Острова, возвращения которых требует Япония, являются законной территорией России по итогам Второй мировой войны. Если применительно к Южным Курилам что-либо является незаконным, то это упорные, не имеющие под собой никаких юридических оснований претензии Японии на упомянутые российские земли», - подчеркивалось в официальном сообщении МИД РФ. Позже и Президент России Дмитрий Медведев подчеркнул неприемлемость таких японских оценок, лежащих за рамками правового поля, и отметил, что они не способствуют развитию добрососедских отношений между нашими странами. Демарш японских парламентариев также получил должный отпор со стороны официальных лиц России.
     Вместе с тем нельзя не видеть, что Япония принудительно втягивает Россию в диалог о пересмотре послевоенных границ, хотя никаких переговоров такого рода согласно закону статус-кво быть не может. Логика же этого закона, который фиксирует свершившийся исторический факт, свидетельствует, что безоговорочная капитуляция милитаристской Японии есть безусловное ее согласие с результатами Второй мировой войны и не подлежит пересмотру ни при каких обстоятельствах. То есть историю пересматривать нельзя, исходя из принципа необратимости событий и времени. Тем более когда эти события закреплены в международных соглашениях и договорах. В данном случае имеются в виду Ялтинское соглашение 1945 года, Потсдамское соглашение 1945 года, согласно которым после окончания Второй мировой войны Курильские острова и Южная часть острова Сахалин должны были перейти под юрисдикцию Советского Союза, Акт о безоговорочной капитуляции Германии от
     9 мая 1945 года, Акт о безоговорочной капитуляции Японии от 2 сентября 1945 года, решения Нюрнбергского трибунала 1945 - 1946 годов, решения Токийского трибунала 1946 - 1948 годов и другие международные соглашения и обязательства, подтверждающие вышеперечисленное.
     Ссылки Токио на советско-японскую декларацию 1956 года, на наш взгляд, неуместны, так как она является нарушением того же закона статус-кво и указанных международных соглашений. Взять, к примеру, ее первую статью, в которой говорится: «Состояние войны между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией прекращается со дня вступления в силу настоящей декларации, и между ними восстанавливается мир и дружественные добрососедские отношения». Ведь это же вопиющая неграмотность в вопросах логики международного права. О каком прекращении состояния войны между Советским Союзом и Японией в 1956 году можно говорить, если Вторая мировая закончилась 2 сентября 1945 года подписанием победителями и другими странами, с одной стороны, и, с другой стороны, милитаристской Японией Акта о безоговорочной капитуляции?
     Столь же неуместны, как мы считаем, спекуляции японскими властями вопросом о заключении мирного договора между нашими странами. Никакой мирный договор России с Японией не нужен, потому что фактически он был неявно установлен и подтвержден подписями сторон при принятии безоговорочной капитуляции 2 сентября 1945 года. Именно тогда было прекращено состояние войны и объявлено состояние мира во всем мире, а мирный договор можно было в то время официально подписывать, а можно и не подписывать - такова международная практика.
     У России чужой земли нет. И то, что она не отказывается от ведения с Японией диалога по территориальному вопросу, - это ее добрая воля, направленная на развитие добрососедских отношений. В Токио, если там действительно стремятся к тому же, должны это осознать и отказаться от своих «островных» демаршей, которые ничего не решают, а лишь подрывают доверие друг к другу, отвлекают внимание от реализации более насущных планов на благо наших стран и народов.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex