Во всех военкоматах сейчас горячая пора - завершается весенний призыв. Военный комиссариат Омской области во многих отношениях можно назвать среднестатистическим - по количеству и контингенту призывников, типичным - по успешно решаемым и еще не решенным проблемам. Об особенностях призывной кампании и о том, как выполняются другие задачи, «Красной звезде» рассказал военный комиссар области генерал-майор Геннадий НАХАЕВ.
- Геннадий Александрович, как идет весенний призыв?
- Несмотря на то что план по количеству призывников довольно напряженный и нагрузка на военные комиссариаты увеличилась, в целом призывная кампания в области проходит по графику, без каких-либо существенных изменений по сравнению с предыдущим призывом.
Неоценима помощь общественных организаций, значительное содействие оказывают и предприятия нашего региона. Так, в мае в тесном взаимодействии с правительством области и мэрией Омска мы провели ставший уже традиционным областной день призывника. Он прошел на стадионе РОСТО (ДОСААФ) при участии практически всех местных силовых структур, включая подразделения Российской армии, МЧС, Омской академии МВД России. На этом спортивном празднике побывали и многие жители города, в первую очередь, конечно, родители призывников.
Традиционными стали торжественные проводы на службу призывников. Стараемся сделать так, чтобы будущим солдатам надолго запомнилось это событие. При проведении этих мероприятий нас активно поддерживают общественные организации ветеранов войны и труда, комитеты солдатских матерей, а также офицеры запаса и в отставке, представители различных религиозных конфессий. Они всегда откликаются на наши просьбы, за что им большое спасибо.
- Выпускники вузов - особый контингент...
- По нашей договоренности с ректоратами омских вузов одновременно с получением диплома выпускник получает повестку для прибытия в военный комиссариат.
Должен отметить, что наметилась хорошая тенденция: в последнее время среди призывников стало больше юношей с высшим образованием. Причем многие просят направить их служить именно в боевые части. По возможности мы, конечно, стараемся удовлетворять такие просьбы. Тем более что новобранец с высшим образованием - это хорошая подмога и опора для любого командира, это почти всегда хороший сержант.
- В числе призывников наверняка есть и молодые отцы, семьям которых, остающимся на время без кормильцев, государство обязано выплачивать денежное пособие.
- Из 43 молодых отцов, призванных из Омской области, семьи троих на сегодняшний день пособия не получают. У одного военнослужащего официально брак не зарегистрирован. Две другие семьи, как ни странно, сами не торопятся оформить необходимые документы, не обращаются за пособиями.
- Меняется ли количество желающих служить в армии по контракту?
- На начальном этапе реализации Федеральной целевой программы «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей» нам во многом помогали реклама, встречи и беседы работников военкоматов с потенциальными контрактниками. Для них это было практически единственным источником информации об условиях и особенностях прохождения службы по контракту. Теперь же, на пятом году реализации данной программы, эффективность этой формы работы значительно снизилась. Контрактники первого набора, отслужив, вернулись домой и сами рассказывают, насколько служба соответствовала рекламным обещаниям. Таким образом, наши убедительные, красноречивые доводы в пользу службы по контракту дополняются реальными повествованиями уже отслуживших людей. Отзывы, в зависимости от того, где они проходили службу по контракту и кто там был командиром, разные - и положительные, и отрицательные.
Хотел бы привести в пример командира одного из батальонов гвардейской мотострелковой бригады СибВО, дислоцированной в Юрге (Кемеровская область), - майора Дмитрия Егорова. У него особый, требовательный и вместе с тем уважительный подход к подчиненным, он сумел создать сплоченный коллектив профессионалов. Опыт таких командиров следует обобщать. Поэтому, думаю, настало время оценивать выполнение этой Федеральной целевой программы не только военными комиссариатами, но и командирами войсковых частей. По-моему, следует обратить внимание на те части, в которых большое число контрактников, отслужив положенный срок, не желают заключать новый контракт. Наверное, таких командиров надо оценивать не только по показателям боевой подготовки.
Проведенный нами анализ показывает, что в целом в Военно-морском флоте, несмотря на большие физические нагрузки и повышенные требования к дисциплине, отсев среди контрактников на порядок меньше, чем в частях Сухопутных войск. На флоте также больше процент остающихся на второй срок. В этом отношении надо учиться у моряков.
- В Сибири всегда было довольно много выпускников школ, желающих получить высшее военное образование. Этот год не стал исключением?
- Желающих стать кадровыми военными достаточно много. Другое дело, что, например, из 800 выпускников омских школ, желающих поступать в военные вузы, половина подает заявления в Омское высшее танковое инженерное училище. Одни мечтают стать именно танкистами, других привлекает возможность получения высшего образования, оставаясь рядом с домом, поближе к родителям. Но если молодой человек изначально не готов поехать хоть на край света, то будет ли он хорошим офицером, для которого интересы службы на первом месте? Поэтому мы стараемся, чтобы выпускники омских школ, мечтающие связать свою жизнь с армией, разъехались по всей стране за военным образованием.
В связи с этим мне вспоминается, как мой бывший командир говорил: «Хороший офицер - это патрон, который должен быть готов выстрелить в любой момент». И если ему сказано завтра отправиться в отдаленный гарнизон, а он отказался, то на этого офицера нельзя положиться, от такого ненадежного «патрона» нужно избавляться.
Среди выпускников школ, конечно, много замечательных ребят, уже хорошо понимающих, какое место в их судьбе займет армия, но если взять в целом, то гораздо больше готовности к самоотдаче у их сверстников из суворовских училищ, кадетских корпусов. Считаю, что принято очень правильное решение о приеме в такие учебные заведения школьников после 5—6-го класса. Это даст нам возможность сделать эту категорию кадет и суворовцев более зрелыми, более подготовленными к продолжению военного образования. Согласитесь, когда юноша 15—16 лет приходит в кадетский корпус, его сложнее воспитывать, чем мальчика в 10—11 лет. К тому же направление в этом возрасте в суворовцы или кадеты дает возможность решать и социальные проблемы, если эти ребята из неблагополучных семей. Поэтому мы ведем систематическую работу с воспитанниками Омского кадетского корпуса.
- А как с финансированием акций, подобных областному дню призывника? Бюджеты везде сейчас урезают...
- Такие понятия, как экономия, себестоимость, эффективность расходования бюджетных средств, о которых мы прежде, наверное, мало задумывались, сегодня имеют прямое отношение и к деятельности военкоматов. Теперь мы планируем те или иные мероприятия исходя не только из того, что нам хочется, а еще и из того, сколько денег у нас в кармане. Поэтому сегодня мы очень скрупулезно считаем деньги, на учете каждый рубль.
В то же время значительно усилен контроль над расходованием бюджетных средств. В Омской области действуют по меньшей мере три гражданские комиссии, которые регулярно осуществляют контроль над расходованием нами денежных средств, не говоря уже о военных контролирующих структурах.
Таким образом, и усилившийся всесторонний контроль, и сама жизнь подталкивают нас к тому, что необходимо более тщательно подбирать финансовых работников, и не только для военкоматов. Если раньше финансисты по сравнению с другими сотрудниками у нас были на четвертом-пятом месте по значимости своей работы, то сегодня ситуация меняется.
На снимке: день призывника в Омске.