на главную страницу

24 Июня 2009 года

В военных вузах России

Среда

Испытание стихией

Тарас РУДЫК, «Красная звезда».
Фото автора.



В Новосибирском высшем военном командном училище состоялось показное занятие на тему «Мотострелковый батальон в наступлении с форсированием водной преграды». Это не рядовое мероприятие, так как такие занятия не предусмотрены учебной программой военного вуза. В ходе практической учебы сибирские курсанты выполняют стрельбы из различных видов стрелкового оружия и боевых машин, упражнения по вождению гусеничной и колесной техники, учебно-боевые нормативы. Но чтобы взвод четверокурсников в наступательном бою форсировал на БМП водную преграду – такого здесь еще не было. Так что вовсе не случайно за происходящим в тот день на вододроме наблюдали почти все преподаватели вуза, а также курсанты 4-го курса.


     - Преодоление водной преграды на бронемашине требует от человека соответствующей морально-психологической подготовки, – подчеркнул в беседе с корреспондентом «Красной звезды» начальник Новосибирского высшего военного командного училища генерал-майор Алексей Салмин. – На днях наши четверокурсники (12 взводов) будут выполнять упражнение по вождению техники на плаву. Сегодняшнее показное занятие поможет курсантам более качественно подготовиться к этому испытанию на воде. Да что там курсанты, у нас не все офицеры-преподаватели видели вождение БМП на плаву, потому что в учебной и научной работе многие из них заняты сугубо своей специализацией.
     Показное занятие было организовано и проводилось на фоне тактической обстановки. Ее создали преподаватели кафедры тактики во главе с полковником Юрием Иньшиным. Будущие офицеры выступали в роли командиров взводов, командиров отделений. Задачи ставились каждому члену экипажа БМП, БРДМ, расчетам минометной батареи и зенитных средств, где обязанности номеров также выполняли курсанты. В этой прославленной кузнице военных кадров учат тому, что необходимо на войне, – водить танк и БМП, стрелять из зенитной установки и миномета, умело обращаться с миноискателем...
     Четверокурсник факультета морально-психологического обеспечения Новосибирского ВВКУ сержант Николай Балуев уверенно действовал в роли командира мотострелкового взвода. Он отлично уяснил поставленную ротным задачу, поэтому пункты боевого приказа подчиненным словно отскакивали от зубов сержанта:
     - ...Перед фронтом наступления
     1-го мотострелкового взвода обороняется противник до мотопехотного отделения. Его огневые средства обнаружены... 1-я мотострелковая рота с танковым взводом и минометной батареей получила боевую задачу: атакой на боевых машинах к 5 часам 50 минутам... с исходного рубежа... с ходу форсировать... 1-й мотострелковый взвод получил задачу: атакой с ходу с рубежа... форсировать... и уничтожить противника на позиции отделения...
     - Молодец! – похвалил четверокурсника генерал-майор Салмин, когда сержант Балуев отдал боевой приказ. – Затем начальник училища обратился к преподавателям: – Нужно, чтобы все наши курсанты были так подготовлены, тогда они станут настоящими офицерами.
     Однако прежде чем подчиненные Балуева устремились на противника, окопавшегося на противоположном берегу, участникам показного занятия на соответствующих учебных местах продемонстрировали методику проведения занятий по выполнению упражнения по вождению бронетехники на плаву.
     Так, на берегу вододрома был развернут пункт психологической помощи и реабилитации, предназначенный для определения уровня психологической готовности личного состава подразделений к выполнению задач по предназначению, прогнозирования психогенных потерь, подготовки предложений для выработки решения командира, оказания квалифицированной психологической помощи военнослужащим, а также для решения ряда других задач.
     О подготовке к работе изолирующего дыхательного аппарата ИП-5, который является средством аварийной эвакуации экипажей в бронеобъектах при их затоплении, на следующем учебном месте курсантам рассказал старший преподаватель – начальник службы РХБ защиты НВВКУ подполковник Александр Денисенко.
     Рядом учебное место по медицинско
     му обеспечению форсирования водной преграды, здесь руководителем начальник медицинской службы училища – старший преподаватель подполковник медслужбы Андрей Ульянов.
     Неподалеку от вододрома – командно-наблюдательный пункт мотострелкового батальона. Он был оборудован по всем правилам военно-инженерного искусства под руководством офицеров кафедры тактики – старшего преподавателя подполковника Геннадия Константинова, доцента полковника Петра Чумакова. Пройдет меньше часа, и отсюда, с КНП, будет вестись управление наступлением мотострелкового батальона с форсированием водной преграды.
     О подготовке техники к вождению на плаву, ее герметизации рассказали преподаватели кафедры боевых машин и автомобильной подготовки подполковник Денис Самсонов, начальник лаборатории кафедры эксплуатации майор Сергей Макаров, преподаватель кафедры эксплуатации подполковник Александр Теплов.
     На вододроме была организована спасательно-эвакуационная служба. Здесь находился катер с эвакуационной группой, на берегу – водолазное снаряжение и сами водолазы, которые, оказывается, есть по штату в одном из подразделений училища.
     Фактически занятие было поделено на две части. За подготовку техники к форсированию, ее герметизацию отвечал исполняющий обязанности начальника кафедры эксплуатации полковник Игорь Аравин. Само форсирование водной преграды на фоне тактических действий – это участок работы офицеров кафедры тактики во главе с исполняющим обязанности начальника кафедры полковником Иньшиным. Техника была из батальона обеспечения учебного процесса. Руководитель и организатор показного занятия – заместитель начальника училища полковник Виктор Цыганок.
     После того как курсанты и преподаватели побывали на учебных местах, началось самое важное и интересное – наступление мотострелкового батальона с форсированием вододрома. В соответствии с тактической обстановкой переправа осуществлялась с развертыванием главных сил у водной преграды.
     Конечно, весь курсантский батальон, которым командует подполковник Вячеслав Дубина, не форсировал водную преграду. В показных целях это сделали лишь мотострелковый взвод сержанта Балуева, а также разведывательный дозор в составе разведвзвода, которым командовал курсант Константин Лиховцов.
     В установленное время по плану старшего начальника авиация «нанесла удар» по районам сосредоточения и вторым эшелонам неприятеля. Затем комбат поставил задачу командиру разведывательного дозора на проведение разведки водной преграды. В свою очередь, от разведдозора было выслано вперед дозорное отделение под командованием курсанта Александра Седых. Усиленное двумя саперами-разведчиками, на БРДМ отделение скрытно вышло к водной преграде. Дозорные покинули машину и приступили к разведке противоположного берега.
     Большинство сибирских рек и водоемов еще не прогрелось до такой степени, чтобы можно было открыть купальный сезон. Новосибирские курсанты – ребята, конечно, закаленные, но организаторы занятия решили «не купать» дозорных в холодной воде. При безупречном розыгрыше этого тактического эпизода с форсированием дозорным пришлось бы изготовлять из подручных средств специальные плотики и, положив на них оружие, переправляться вплавь на противоположный берег.
     Курсанты Илья Андросов и Артем Денисов, действующие в качестве саперов-разведчиков под прикрытием старшего сержанта Дмитрия Кузьмина и других разведчиков, скрытно выдвинулись к водной преграде и приступили к определению наличия и характера заграждений на подходах к вододрому и в воде. Для этого они использовали индукционные миноискатели.
     Прошло около двух минут, и БРДМ устремилась на противоположный берег, разведчики спешились и приступили к дальнейшей разведке местности на направлении действий главных сил батальона. Командир разведдозора доложил комбату о результатах разведки участка форсирования и характеристиках водной преграды. А еще через несколько минут от командира разведдозора на КНП батальона комбату поступила информация об обнаружении противника. Подполковник Дубина приказал подавить цели артиллерийскому дивизиону, огонь которого был сымитирован взрывпакетами.
     В установленное время началась огневая подготовка форсирования и наступления. И если огонь артиллерии вновь имитировался на противоположном берегу взрывпакетами, то танки, выведенные на прямую наводку, били по-настоящему из пушек, хотя и холостыми выстрелами. Точно так же работала и минометная батарея. Она стреляла холостыми по противоположному берегу, где закрепился противник; номерами расчетов здесь были курсанты факультета морально-психологического обеспечения.
     Используя результаты огня артиллерии и танков на прямой наводке, мотострелковый взвод сержанта Балуева по команде ротного стремительно выдвинулся к водной преграде и под прикрытием зенитного ракетного взвода и минометной батареи начал форсирование. Новосибирские курсанты действовали на поле боя не хуже воинов-контрактников, за которыми мне не раз доводилось наблюдать в ходе преодоления ими водных преград на учениях войск СибВО.
     По плану показного занятия одна из БМП была «подбита» и «загорелась» прямо на воде, но была быстро выведена на берег спасательно-эвакуационной командой. Другие БМП мотострелкового взвода под прикрытием артиллерии продолжили форсирование, вышли на противоположный берег и, ведя интенсивный огонь, захватили указанный участок местности. Таким образом, мотострелковый взвод сержанта Балуева действовал быстро, смело и решительно и тем самым создал благоприятные условия для форсирования водоема другими взводами роты.
     - С тех пор, как начальником училища стал генерал-майор Алексей Николаевич Салмин – с лета прошлого года, мы все стали очень интенсивно заниматься боевой подготовкой – и курсанты, и преподаватели, и командный состав подразделений, – поделился со мной впечатлениями заместитель начальника училища по воспитательной работе полковник Игорь Трофимов. – В нашем военном вузе все в буквальном смысле закипело. В училище 15 кафедр, и у их преподавателей появилось гораздо больше забот.
     Полковник Трофимов и другие офицеры НВВКУ рассказали, что только за последние 3-4 месяца в училище прошли показные занятия по физической и строевой подготовке, организации и проведению парково-хозяйственного дня и переводу техники с зимнего режима эксплуатации на летний, планированию повседневной деятельности. Зимой было показное занятие по переводу мотострелкового батальона с мирного времени на военное. В феврале этого года в училище состоялся командирский сбор, в котором приняли участие более 200 офицеров и около 60 единиц бронетанковой и автомобильной техники. В ходе сбора офицеры сдали зачеты по многим предметам обучения.
     Генерал-майор Салмин в курсе всех ключевых мероприятий боевой подготовки войск СибВО, поэтому в учебных целях курсанты постоянно выезжают на тактические учения с боевой стрельбой частей постоянной готовности войск округа. Там будущие офицеры тоже учатся – и организации боя, его всестороннему обеспечению и управлению, и тактике действий, и огневому поражению противника всеми силами и средствами, и многому другому. С пользой для курсантов проходят и их стажировки в сибирских и забайкальских частях, о чем свидетельствуют многочисленные положительные отзывы из войск на питомцев НВВКУ.
     - Какова основная цель этих показных занятий, которые проводятся у вас практически каждую неделю? – спросил я у начальника училища.
     - Все дисциплины, которые изучают у нас курсанты, в конечном итоге предназначены для выполнения каких-то тактических задач подразделениями, – начал пояснять генерал-майор Салмин. – Но получается так, что тактическая подготовка в ее чистом виде у нас несколько ушла за рамки обучения, то есть она не является самым главным предметом, поскольку мы готовим не командиров мотострелковых взводов, а специалистов для войсковой и специальной разведки, а также офицеров для организации морально-психологического обеспечения. И чтобы понимать изначальный смысл того же форсирования водной преграды, необходимо этот процесс рассматривать в совокупности с поставленной тактической задачей. Поэтому по каждой кафедре мы проводим такие инструкторско-методические и показные занятия, чтобы более глубоко и всесторонне донести изучаемый предмет, как до курсантов, так и до преподавателей. То есть если предусмотрено морально-психологическое обеспечение форсирования, то оно проводится в ракурсе конкретной тактической задачи, что мы сегодня также наблюдали на одном из учебных мест.
     - Сегодня мы занимались комплексно на вододроме, а в следующем месяце будем проводить аналогичное занятие по применению подразделений специальной разведки с использованием оборудования для подводного преодоления водной преграды, – сообщил начальник вуза.
     
* * *

     Ежегодно училище набирало для обучения порядка 450 человек. В этом году набор будет в несколько раз меньше. В том числе и потому, что в этом году не будет набора на должности заместителя командира роты (батальона) по воспитательной работе. А между тем на сегодняшний день в НВВКУ поступило 570 личных дел. Это значит, что, как никогда, ожидается очень большой конкурс. Абитуриенты будут оцениваться по результатам ЕГЭ.
     Диплом выпускника Новосибирского высшего военного командного училища имеет солидный вес и на «гражданке». Ведь в зависимости от специальности одни лейтенанты получают диплом лингвиста-переводчика, другие – педагога-психолога, третьи – инженера. Эти профессии в нашей стране очень востребованы.
     Кроме того, с 1 августа этого года НВВКУ будет набирать сержантов-контрактников для обучения по специальности «колесные и гусеничные машины». Подбором кандидатов для поступления на эту специальность занимаются военные комиссариаты. Для подготовки этих специалистов кафедры училища уже разработали соответствующие учебные программы и планы. В течение 2 лет и 9 месяцев контрактники будут изучать более 20 предметов и по выпуске получат техническое образование на уровне колледжа. Но вначале кандидатам для обучения предстоит пройти медицинскую комиссию и профессиональный отбор. Те, кто их пройдет, будут сдавать вступительные экзамены по физике, математике и писать сочинение.
     - Какие кардинальные изменения ожидают училище в связи с переходом Вооруженных Сил к новому облику, совершенствованием системы военного образования? – поинтересовался я у генерал-майора Салмина.
     - Процесс организационно-штатных мероприятий у нас пройдет без существенных трансформаций, – ответил Алексей Николаевич. – Потому что на новый учебный год училищу уже поставлены задачи. И главная из них – готовить офицеров-профессионалов по трем специальностям – для морально-психологического обеспечения, войсковой и специальной разведки.
     Учебные программы перерабатываться не будут, за исключением тех новшеств, что мы позволяем себе для более качественной подготовки будущих офицеров, – заключил нашу беседу генерал-майор Салмин.

     На снимках: начальник Новосибирского высшего военного командного училища генерал-майор Алексей САЛМИН; эпизод учения.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex