на главную страницу

25 Июня 2009 года

Страна и мир

Четверг

Надо ли нам НАТО?

Владимир КОЗИН, государственный советник
  Российской Федерации 2-го класса, кандидат исторических наук.



27 июня на греческом острове Корфу одновременно с ежегодной конференцией ОБСЕ по обзору проблем безопасности будет организована встреча министров иностранных дел России и стран - участниц НАТО - первая с момента вооруженной агрессии против Южной Осетии и России, развязанной Грузией. И хотя эта встреча будет носить неформальный характер и принятие на ней каких-либо документов не предполагается, тем не менее она уже привлекает к себе всеобщее внимание. В связи с ее проведением многие у нас ждут ответа на вопрос, удастся ли России и Североатлантическому союзу вновь «запустить» механизм взаимодействия в рамках Совета Россия - НАТО, который был приостановлен по инициативе альянса, или он так и будет простаивать, рискуя навсегда проржаветь из-за вынужденного безделья. И вообще, учитывая гипертрофированную милитаристскую направленность и безудержное желание альянса безраздельно господствовать в глобальном масштабе, стоит ли России делать шаги навстречу НАТО? Кстати, в необходимости последнего сомневаются большинство россиян.

     
Зачем альянс движется к российским границам

     Как известно, натовские лидеры довольно активно на словах выступают за нормализацию связей с Россией, однако на деле они явно не спешат устранять глубокие препятствия, целенаправленно возведенные альянсом за последние годы. Одним из основных из них является настойчивое стремление НАТО к расширению на восток за счет принятия в свои ряды стран, лежащих непосредственно у российских границ. И хотя это стремление прикрывается заявлениями, что процесс расширения необходим для укрепления демократии в новых странах - членах альянса и не направлен против России, да и что сам блок уже не тот, каким был в годы «холодной войны», россияне не могут не замечать очевидное. Прежде всего то, что альянс по-прежнему остается самой крупной военной организацией земного шара, которая тратит на повышение боевой мощи своих вооруженных сил огромные средства. Только в прошлом году НАТО с учетом своего участия в военных операциях в Афганистане и Ираке израсходовала на эти цели в прошлом году 1,17 млрд. долларов, или около 80 процентов общемировых ассигнований на военные нужды.
     Вторым очевидным фактом служит то, что большинство государств, принятых в альянс, тут же занимает недружественные по отношению к России позиции, представляют свои территории для развертывания наступательных видов вооружений и передовых военных баз, а также регулярной комбинированной военной деятельности, главным образом проецируемой против нашей страны.
     Так, натовские «новобранцы» (Болгария, Латвия, Литва, Польша, Румыния, Чехия, Эстония) уже предоставили свои военные объекты под сухопутные, военно-морские и военно-воздушные силы альянса и приступили к их масштабной модернизации. Боевые самолеты НАТО регулярно проводят полеты над воздушным пространством государств Балтии под предлогом «патрулирования их воздушного пространства», но почему-то вдоль российских границ.
     Боевые корабли блока, зачастую с управляемым ракетным оружием и крылатыми ракетами на борту, стали все чаще появляться в акватории Балтийского и Черного морей. В августе - сентябре 2008 года в Черное море под прикрытием доставки «гуманитарной помощи» Грузии вошла довольно мощная военно-морская группировка ВМС ряда стран НАТО - Первая постоянная группа ВМС НАТО - из 10 боевых кораблей различных классов. В ее составе находился американский корабль с ядерным оружием на борту и несколько кораблей прикрытия с системами ПРО.
     НАТО активно обхаживают на предмет потенциального членства Грузию и Украину. Выступая на слушаниях в конгрессе 16 июня, заместитель заместителя госсекретаря США по делам Европы и Евразии Филипп Гордон вновь подтвердил, что администрация Барака Обамы «решительно поддерживает право Украины и Грузии на реализацию их стремления стать членами НАТО» и что государства - участники альянса окажут им практическую помощь в достижении указанной цели.
     Спешно сколоченная комиссия НАТО - Грузия в октябре прошлого года приняла решение о восполнении потерь грузинской армии, понесшей значительный материальный и моральный урон в ходе боестолкновений с российскими Вооруженными Силами и южноосетинскими добровольцами. При этом было объявлено семь направлений, по которым будет осуществляться помощь: проведение военной реформы; модернизация отдельных видов вооруженных сил, в том числе ПВО; развитие военно-технического сотрудничества; взаимодействие в сфере безопасности и управления воздушным движением; планирование и проведение мероприятий по гражданской обороне, а также реализация мер противодействия кибернетическим атакам. Нет необходимости особо подчеркивать, что этой «помощью» НАТО лишь поощряет официальный Тбилиси к продолжению воинственного курса, политики угроз и провокаций в отношении своих соседей, к росту напряженности в регионе.
     В штаб-квартире блока с нетерпением ожидают окончания срока действия российско-украинского соглашения об условиях базирования Черноморского флота России в Севастополе и других местах на территории Украины, рассчитывая на то, что затем натовские корабли постоянно «пропишутся» там. А пока альянс постепенно осваивает украинскую инфраструктуру с целью последующего интенсивного ее использования в своих планах.
     НАТО активно обхаживает Азербайджан. Начиная с 1992 года, с ним был реализован ряд проектов, в том числе реформирование его вооруженных сил по стандартам альянса. Командование объединенными вооруженными силами блока даже считает, что у Баку больше шансов на вступление в НАТО, чем у Тбилиси.
     Военно-политическое руководство блока обращает повышенное внимание и к Центральной Азии. В соответствии со своими военно-стратегическими установками Североатлантический союз сконцентрировал усилия на расширении с государствами этого региона военно-политических контактов, в особенности в сфере обороны и безопасности. Начиная со Стамбульского саммита альянса 2004 года, Центральная Азия, согласно основополагающим документам НАТО, находится «в особом фокусе» блока. В итоговой декларации Бухарестского саммита блока, принятой в апреле 2008 года, отмечается, что Центральная Азия является «стратегически важным регионом». Руководство Североатлантического союза с уверенностью заявляет, что в силу ряда политических и экономических факторов стратегическое значение этого региона в последующие годы возрастет в еще большей степени.
     Руководству блока представляется перспективным его тесное взаимодействие с Финляндией, несмотря на то, что только 27 процентов ее граждан выступают за вхождение страны в Североатлантический союз. В натовских коридорах финское государство рассматривается не иначе как «привилегированный, самый близкий, наиболее активный и надежный партнер альянса». Видимо, не случайно НАТО только что провела на Севере Европы неподалеку от российской границы масштабные учения «Верная стрела». Основной задачей учений была заявлена «отработка операций сил быстрого реагирования НАТО» в условиях гипотетического «конфликта» в арктическом регионе. «Эти учения НАТО - еще один этап в процессе милитаризации Севера. Одна из причин - растущий интерес к Северному Ледовитому океану, и в частности к Баренцеву морю. Цель учений - усилить контроль над нефтяными и газовыми запасами в Арктике, а также показать России, что НАТО заинтересовано в этих ресурсах», - рассуждал на страницах газеты «Свенска дагбладет» член парламентского комитета по обороне риксдага Швеции Петер Родберг.
     Судя же по основополагающим установкам блока, он намерен и дальше продолжать создавать по периметру границ России на северном, западном и южном направлениях пояс государств, которые были бы подчинены натовским стратегическим планам - держать под пристальным вниманием нашу территорию и деятельность наших Вооруженных Сил. В «Декларации по вопросам безопасности», принятой в апреле 2009 года на натовском саммите, об этом говорится весьма четко: «Двери НАТО будут оставаться открытыми для всех европейских демократий, которые разделяют ценности альянса, которые желают и способны взять на себя ответственность и обязательства, связанные с членством».
     Российское военно-политическое руководство воспринимает расширение НАТО в сторону границ с нашей страной как прямую угрозу ее национальным интересам, причем независимо от того, государства какой географической зоны будут приняты в альянс в ходе очередной «волны» приема. Об этом заявил на бухарестском саммите НАТО тогдашний глава нашего государства Владимир Путин. «Серьезной провокацией» он назвал расширение НАТО и на международной конференции в Мюнхене в феврале 2007 года. «И вполне естественно, что бы там ни говорили, мы рассматриваем эти действия как действия, направленные против нас», - отметил в ходе международной конференции во французском Эвиане 8 октября 2008 года Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев.
     
Все то же стремление к превосходству

     Серьезным препятствием на пути нормализации российско-натовских отношений является апрельское (2007 года) решение НАТО о подключении тактической системы ПРО Североатлантического союза к американской системе ПРО в Европе, давно развернутой на территории Великобритании, Дании и Норвегии. Сцепка ПРО США с ПРО ТВД НАТО предусматривает полную совместимость двух систем и их плотное оперативное взаимодействие в режиме реального времени. И это решение никто не отменял.
     Более того, лидеры НАТО в ходе последней встречи на высшем уровне в апреле 2009 года высказались за «возможное расширение функций программы активной эшелонированной противоракетной обороны театра военных действий». А в докладе конгрессу директора американского агентства по ПРО подтверждается задача «обеспечить тесное взаимодействие систем ПРО США и НАТО «низкого эшелона» с перспективой создания совместной противоракетной системы для уничтожения «всех типов баллистических ракет любой дальности, которые могут быть запущены из района Ближнего Востока». Примечательно, что такие планы выстраиваются на фоне еще не отмененных американских проектов по развертыванию элементов ПРО на территории Польши и Чехии.
     Североатлантический союз по-прежнему выстраивает свою глобальную стратегию на основе потенциального использования тактического ядерного оружия (ТЯО) «двойного подчинения». Упоминавшаяся выше «Декларация по вопросам безопасности» НАТО фиксирует обращенное в неопределенное будущее следующее положение: «Сдерживание, основанное на надлежащем сочетании ядерных и обычных потенциалов, остается ключевым элементом нашей общей стратегии».
     Все без исключения американские администрации и руководство натовских государств, на территории которых размещено ТЯО «двойного подчинения», неизменно торпедировали выдвигавшиеся нашей страной в разное время предложения о провозглашении районов Центральной и Северной Европы, а также акватории Балтийского моря вместе с прибрежными государствами в качестве зон, свободных от ядерного оружия.
     Параллельно НАТО стремится к закреплению внушительного превосходства по обычным видам вооружений в Европе. Страны - члены блока, являющиеся участниками Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), так и не удосужились ратифицировать его. При этом смехотворным выглядит включение бывших стран - участниц Варшавского договора, ставших членами НАТО, все еще в «восточную группу государств», подписавших ДОВСЕ, а не в «западную», то есть в натовскую группу стран. Натовские участники этого договора пока игнорируют российские предложения о восстановления жизнеспособности режима ДОВСЕ, представленные 5 мая российской делегацией в Совместной консультативной группе.
     И по ряду других направлений блок даже не приступил к корректировке своих застарелых представлений, унаследованных практически в неизменном виде, начиная со времен «холодной войны». В этих условиях Российской Федерации, как представляется, следовало бы проявлять определенную сдержанность и осмотрительность при реагировании на разного рода «предложения и приглашения», поступающие из руководящих натовских кругов. Тем более что военно-политические лидеры альянса и впредь будут под благовидным предлогом втягивать нашу страну в совместные политические и военные акции только ради одной цели: выработать у нас стойкое представление о «миролюбивом» характере блока, а также о том, что его стратегия «перманентного расширения» с параллельным продвижением его военной машины к нашим рубежам не повлечет за собой никаких отрицательных последствий.
     Коль так, то наша страна должна более решительно выступать против последующего расширения НАТО в восточном и южном направлении, чем она делала это прежде, поскольку неограниченное увеличение членского состава блока является для нас принципиальной, жизненно важной проблемой, а не каким-то рутинным вопросом. Вполне очевидно, что тема негативного отношения России к последующему расширению блока должна неизменно присутствовать во всех беседах и при всех контактах ее лидеров с руководством стран - членов НАТО, у которых, если не делать акцент на этом, вполне может сложиться впечатление, что данная тема нас не очень-то волнует.
     «Мы не предлагаем упразднить НАТО», - говорится в тематической подборке по проблемам европейской безопасности, размещенной в начале июня этого года на интернет-сайте Президента России. Но трансатлантический союз должен вести себя ответственно - в духе новых реалий XXI века.
     Разумеется, если НАТО не изменит своей деструктивной политики в отношении России, то российско-натовские отношения так и будут пребывать в состоянии перманентного застоя. Но нам не нужно опасаться этого. Равно как и не следует отказываться от откровенного изложения проблем в российско-натовских отношениях, которые самым непосредственным образом затрагивают нашу национальную безопасность и влияют на глобальную стратегическую стабильность.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex