В декабре 2009 года исполнится 10 лет со дня подписания Договора о создании Союзного государства. За этот относительно короткий период благодаря совместным усилиям Беларусь и Россия достигли значительных результатов во всех направлениях совместной деятельности, это - промышленность, энергетика, строительство, социальная политика, образование, культура, здравоохранение и физическая культура, а также сотрудничество в военно-технической области, сфере обеспечения безопасности Союзного государства.
Примером наиболее эффективного механизма развития интеграционных процессов между нашими странами являются союзные программы. В частности, в бюджете на 2009 год предусмотрено финансирование 42 таких программ, подпрограмм и мероприятий, при этом в стадии разработки находится еще шесть, финансирование которых будет открыто после их утверждения.
В свою очередь, транспортные войска Республики Беларусь и Железнодорожные войска Вооруженных Сил Российской Федерации активно участвуют в программах военного сотрудничества Союзного государства. Сегодня главным направлением их деятельности является создание единой системы технического прикрытия железных дорог региона, что обеспечит бесперебойную работу железнодорожного транспорта государств - участников Союзного государства в интересах обеспечения национальной безопасности, выполнения задач боевой и мобилизационной деятельности группировок войск, экономического развития стран-участниц.
С момента проведения последнего заседания объединенного Совета прошло более полугода, поэтому, ввиду происходящих коренных изменений в Вооруженных Силах РФ, встал вопрос о проведении заседания, на котором должны быть подведены итоги за прошедший период и согласованы мероприятия по решению вопросов технического прикрытия, восстановления, заграждения и строительства инфраструктуры железнодорожного транспорта, повышения живучести и пропускной способности действующих железных дорог Республики Беларусь и Российской Федерации.
Говоря об основных направлениях совершенствования технического обеспечения соединений и воинских частей, входящих в состав Региональной группировки войск (сил) (РГВ (с), начальник отдела вооружения управления главного инженера Командования Железнодорожных войск ВС РФ полковник Николай Государев заявил, что в настоящее время в Железнодорожных войсках, как и во всех Вооруженных Силах Российской Федерации, осуществляется реализация мероприятий по переходу к перспективному (новому) облику. В связи с этим произошло количественное и качественное изменение составляющей ЖДВ в региональной группировке войск (сил), изменилась и система технического обеспечения указанной группировки.
«Часть воинских частей ЖДВ, входящих в состав РГВ (с), к 2010 году будут частями постоянной готовности, а остальные части на особый период подлежат отмобилизованию, - подчеркнул он. - Техническое обеспечение данной группировки планируется организовать через довольствующие органы централизованно за счет поступлений с предприятий экономического комплекса страны, арсеналов, баз, складов, заводов Минобороны России и ЖДВ, а также за счет передачи из других объединений (соединений, частей) и восстановления в ремонтных органах».
Речь на Совете шла также о ремонте вооружения и техники, укомплектовании должностей технических специальностей, организации специальной технической разведки.
С докладами по вопросу разработки проекта программы Союзного государства «Развитие и совершенствование системы технического прикрытия железных дорог региона» на период 2011-2015 гг. выступили главный инженер - заместитель командующего Железнодорожными войсками Вооруженных Сил Российской Федерации генерал-майор Евгений Сафонов и помощник начальника Департамента транспортного обеспечения Министерства обороны Республики Беларусь по военно-техническому сотрудничеству полковник Игорь Людчик.
Как отметил Евгений Сафонов, основной задачей проекта программы является согласование мероприятий по решению вопросов технического прикрытия, восстановления, заграждения и строительства инфраструктуры железнодорожного транспорта, повышения живучести и пропускной способности действующих железных дорог Республики Беларусь и Российской Федерации согласно перспективному Плану технического прикрытия железных дорог региона.
Белорусские коллеги в свою очередь заявили, что Департамент транспортных войск Министерства обороны Республики Беларусь поддерживает предложение о разработке, согласовании установленным порядком и вынесении на рассмотрение Совета министров Союзного государства проекта программы «Развитие и совершенствование системы технического прикрытия железных дорог региона», которая будет являться логическим продолжением исполненной в 2000 - 2005 годах подпрограммы «Развитие железнодорожного транспорта в интересах обеспечения безопасности Союза Беларуси и России» и исполняемой в 2006 - 2010 годах программы «Создание единой системы технического прикрытия железных дорог региона».
В ходе заседания объединенного Совета также были рассмотрены вопросы о персональном составе объединенного Совета и о совершенствовании работы по военно-патриотическому воспитанию личного состава и войсковом побратимстве между воинскими частями транспортных войск Республики Беларусь и Железнодорожных войск Вооруженных Сил Российской Федерации.