на главную страницу

1 Июля 2009 года

Культура

Среда

В сражении — «Первый отряд»

Ирина ПАВЛЮТКИНА, «Красная звезда».



     Фестиваль


     На состоявшемся недавно в столице 31-м Международном московском кинофестивале в рамках конкурса «Перспективы» был показан японский полнометражный анимационный фильм-фэнтези «Первый отряд», который выйдет в прокат нынешней осенью. Из 273 фестивальных картин именно ее больше всего ждали зрители. Особенно любители японского аниме. Чуть ли не пять лет прошло от замысла двух российских авторов - Михаила Шприца и Алексея Климова до экранного воплощения. Сразу скажу: одним фильмом история не закончится. Планируется чуть ли не многосерийное его продолжение, выпуск компьютерной игры и традиционных японских комиксов манга. Успешность такого мегапроекта для всех возрастных категорий гарантируется изначальной идеей: соединить на первый взгляд несоединимое. Каково? Героические страницы Великой Отечественной войны, подвиги легендарных пионеров-героев - в мультиках? Да еще в японском исполнении? Но первый фестивальный показ «Первого отряда» развеял тревожное негодование российских патриотов.
     Краткий синопсис может дать только приблизительное понимание фильма. Это тот случай, когда смесь несопоставимых ингридиентов можно трактовать по-разному, но однозначного отторжения она не вызывает. Итак. На экране - Великая Отечественная война. Снежная зима 1942 года. Фашистские самолеты хищными птицами рассекают небо России. Летящие бомбы, пылающие избы, сотни убитых, слезы, кровь. Свастика на весь экран и - наплывающие на нее серп и молот. Красная площадь. Ожесточенным сопротивлением советских войск фашисты отброшены от Москвы. Но борьба в фильме идет не только на земле, в сражение вступают оккультные законы магии и волшебства. Здесь бушует скрытая для непосвященных параллельная война двух спецслужб: немецкой «Аненербе» и некоего советского 6-го отдела военной разведки. Чтобы сломить сопротивление Красной Армии, руководство рейха посредством древнего заклинания вызывает из царства мертвых дух крестоносца барона фон Вольфа - великого магистра ордена Меча, разгромленного 700 лет назад во время Ледового побоища. Барон рад принять участие в новой битве за мировое господство на стороне третьего рейха. Под его знамена встают злобные монстры загробного мира. Но здесь в дело как раз и вступает «Первый отряд», который подключает к невидимой войне начальник нашей спецслужбы некто «генерал Белов». Это особый отряд, состоящий из героических детей, наделенных уникальными способностями, которые в них значительно развили путем серьезных тренировок. Проблема в том, что практически все они уже... казнены фашистами в самом начале войны. В живых осталась только 14-летняя Надя, но в ее силах вызвать себе на подмогу из потустороннего мира погибших друзей. Это те самые советские пионеры-герои, красочные книжки о которых и вдохновили инициаторов проекта на идею фильма. Леня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова... У Нади (в фильме она тоже под «родным» именем) также имеется прообраз. Это мало кому известная Надя Богданова, которая с десяти лет была разведчицей в партизанском штабе. За ее подвиги Звезда Героя ей почему-то так и не была вручена. У ее экранной мужественной героини - нежный образ: льняные волосы, курносый кукольный нос, огромные глаза. Такая русская девочка-тростиночка. Вообще все, изображенное на экране, достоверно и узнаваемо. Видно, что это именно Россия.
     Вот что в первую очередь приятно удивляет. Ожидаешь изображения «японского» формата, свойственные видению традиционного аниме, а тут культурные рамки расширяются до интернационального масштаба борьбы Добра и Зла. Говорить здесь о том, что созданием такого «просоветского» мультфильма Япония приносит извинения за свое выступление во Второй мировой войне на стороне Германии, будет неправильно. Хотя кинокритики такое мнение и высказывали. Память Японии о сороковых определяется больше все же атомной трагедией Хиросимы и Нагасаки.
     А вот искреннее уважение к героизму граждан нашей страны в той страшной войне просто «бьет» с экрана энергией душевного тепла. Достоверность прорисовки определяется не только жесткой в этом отношении позицией российских сценаристов, которые старались дать японскому аниме именно «русский взгляд». Привезли на студию, где шла работа над фильмом, книжки о пионерах-героях (с хорошими иллюстрациями), фотографии прототипов исторических личностей, показывали фильмы «Иваново детство» Тарковского, «Александр Невский» Эйзенштейна, возили режиссера Есихару Асино в Россию. Но главное, что те, кто в Стране восходящего солнца работал над картиной, любят и стараются понять нашу страну. И важно, чтобы такой исторически правдивый образ России увидели за рубежом. Так что старшему поколению такое фэнтези, пусть и с попытками «документального» подтверждения экранных эзотерических чудес, вполне можно оправдать. Потому что сегодняшние молодые не то чтобы слабо помнят о пионерах-героях, но и с историческими реалиями не особо дружат. А здесь не сухим казенным языком усталой учительницы истории, а понятным молодежи современным киноязыком четко определяется: фашизм - мировое зло, Россия - страна-победительница злобного монстра. Для этого, чтобы уж точно расставить правильные акценты, в экранное аниме бережно и органично «вписывается» документалистика. Уже не нарисованные актеры объясняют с экрана зрителю суть действия, выступая в роли историков, психологов, ветеранов.
     ...Конечно, японская катана в руках пионерки Нади, владение православным монахом приемами совсем не русской борьбы, весь набор фантастических событий в сочетании с историческими реалиями выбиваются из привычных стереотипов фильмов о Великой Отечественной. И у российского зрителя вызовут неизбежную улыбку. Но все равно этот необычный, неоднозначный мультфильм о нашем героическом прошлом станет (уже стал) самым красивым, исторически правдивым по своей сути кинособытием нового века.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex