на главную страницу

4 Июля 2009 года

Страна и мир

Суббота

Провокационное решение

Владимир Козин, государственный советник
  Российской Федерации 2-го класса,
  кандидат исторических наук.



     3 июля верхняя палата парламента Японии приняла поправки к так называемому закону 1982 года «О специальных мерах по содействию решению проблемы северных территорий». Эти поправки называют оспариваемые у России дальневосточные территории «исконно японскими землями» и призывают к активизации усилий для их скорейшего «возвращения» Японии. 11 июня этого года аналогичное решение приняла нижняя палата японского парламента. Таким образом, «двойное» решение японских законодателей по российским Южным Курилам вступило в законную силу.
     Подобное решение принимается в Японии на столь высоком уровне впервые после окончания Второй мировой войны. Такой формулировки действительно раньше не было в японском законодательстве. Хотя это решение отнюдь не означает объявление войны Российской Федерации со стороны Японии, оно все же представляет угрозу национальной безопасности нашей страны, так как отныне официальный Токио открыто претендует на нашу территориальную целостность и в одностороннем порядке пытается пересмотреть послевоенные границы на Дальнем Востоке.
     Хорошо известно, что Южно-Курильские острова перешли к Советскому Союзу, а затем к России на законных основаниях по итогам Второй мировой войны. Поэтому у подобных решений парламента Японии есть и негативный международный аспект. Они противоречат основополагающим принципам и нормам международного права, в том числе Уставу ООН. Они препятствуют улучшению военно-политической обстановки и развитию стратегически важного партнерства в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В условиях постоянно развивающихся японско-американских связей в военной области, расширения сотрудничества Токио и Вашингтона в деле развертывания элементов ПРО в акватории Тихого и Индийского океанов, выдвижения стратегических наступательных вооружений США на передовые рубежи к дальневосточным берегам России подобные территориальные претензии японской стороны носят опасный, дестабилизирующий характер.
     Складывается впечатление, что чем выше российская сторона пытается поднять планку межгосударственных отношений с Японией, тем настойчивее и откровеннее становятся территориальные претензии Токио к нашей стране. Японские претензии к России зачастую распространяются на всю курильскую гряду, когда эти требования касаются не только Южных, но и Северных Курил. Появились даже признаки того, что японцы готовы пойти дальше, включив в список претензий еще и Южный Сахалин. Об этом, в частности, свидетельствуют и специфические заявления японских официальных лиц, и японские карты, висящие в государственных учреждениях Японии.
     Российская сторона должна более решительно противостоять японскому прессингу, формируя консолидированную позицию исполнительной, законодательной власти и общества в целом. С таким вызовом к нашей стране после 1945 года еще никто не выступал.
     В этих условиях возникает вопрос о целесообразности проведения встречи Президента России Дмитрия Медведева с японским премьер-министром Таро Асо на саммите «большой восьмерки» в Италии 8-10 июля. Тем более что японское руководство, судя по поступающей информации, такую же линию намерено целенаправленно проводить в ходе намечающихся визитов высокопоставленных российских представителей в Страну восходящего солнца. Видимо, следовало бы отложить до лучших времен все наши поездки по государственной линии в Японию, которая демонстрирует нам явно недружественные, безмерно недобрососедские чувства. Федеральное Собрание Российской Федерации могло сделать более твердое заявление в связи с решением японского парламента по Курилам.
     Нужно вообще прекратить все беседы с японскими представителями на тему заключения российско-японского «мирного договора» на японских условиях, всячески навязываемого нам со стороны Токио, да еще в такой грубой форме. Состояние войны, установление дипломатических отношений, решение вопросов репараций и послевоенного взаимодействия, а также демаркация границ между нашими странами - все эти вопросы были успешно закрыты с подписанием и ратификацией Совместной советско-японской декларации 1956 года.
     Кстати сказать, мирный договор не подписан между СССР/Россией и Германией, но никто не выступает за его заключение. У Японии, например, нет таких договоров с КНР, КНДР и Республикой Кореей, хотя японская военщина вела войны в этих странах, а сама Япония имеет территориальные проблемы с ними. Но в Токио не заводят речи о подписании с ними «мирных договоров». Другое дело представляло бы подписание российско-японского договора о добрососедстве и сотрудничестве, который определил бы стратегические направления и правовые основы взаимодействия двух стран. Но на него можно было бы выйти исключительно только после того, как Япония раз и навсегда откажется от всех территориальных претензий к России.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex