
В понедельник Москва принимала высокого американского гостя. Визит президента Соединенных Штатов начался с возложения венка к могиле Неизвестного солдата в Александровском саду. Затем в Кремле состоялась беседа двух лидеров – Дмитрия Медведева и Барака Обамы, которая переросла в полноформатные переговоры в расширенном составе с обеих сторон.
Переговоры завершились церемонией подписания ряда важных документов, в том числе по стратегическим наступательным вооружениям, транзиту в Афганистан, развитию сотрудничества между вооруженными силами, связям в сфере здравоохранения. О существе достигнутых договоренностей президенты сообщили на совместной пресс-конференции журналистам, которых было аккредитовано более 800 человек.
Более подробно о ходе переговоров и подписанных соглашениях мы расскажем нашим читателям в следующем номере. Сейчас же хотелось бы обратить их внимание на некоторые существенные моменты, которые в эти последние дни были предметом оживленного обсуждения среди экспертов и наблюдателей.
Отметим прежде всего, что в период пребывания в Белом доме Барака Обамы российско-американские отношения вошли в полосу более-менее позитивного развития. Объективно такому повороту поспособствовал мировой финансовый кризис, который, как и вообще всякие трудности, мотивирует объединение усилий. В то же время тут «работает» и определенная субъективная составляющая: Барак Обама и его команда, видимо, не хотят иметь в своем активном политическом багаже подходы прежней администрации. Критическое отношение к ним американского общества хорошо известно.
Словом, процесс пересмотра всего комплекса связей включен в повестку дня. И уже одно это породило хорошие ожидания. «В целом позиции сторон постепенно сближаются, готовность к достижению компромиссных развязок высока, хотя понятно, что не все вопросы на данный момент решены», – характеризует настоящее положение вещей помощник Президента РФ Сергей Приходько.
В политический лексикон основательно вошел термин «перезагрузка». Причем он стал широко использоваться не только применительно к отношениям между Москвой и Вашингтоном. Вопрос, однако, в том, что для реализации этого актуального понятия на «знаменитую кнопку перезагрузки нужно нажимать с обеих сторон», как на этот счет выразился авторитетный американский политолог Строуб Тэлботт. Ясное дело, что психологически американцы к такому движению подготовлены меньше, поскольку привыкли, чтобы уступки делались другой стороной.
Но все на этом свете меняется. Наверное, предстоит измениться и американской политике, раз уж сам президент заявил о своем стремлении разговаривать с российскими коллегами «на равных условиях». Насколько такое вообще возможно, покажет время. Хотя и сейчас понятно, что самое сложное в процессе сближения между США и Россией заключено в корректировке государственных интересов, в достижении компромиссов в национальных стратегиях. К примеру, как может согласиться Москва с претензиями Вашингтона на патронаж в таком регионе, как Украина? Да никак не может.
Как и в прошлом веке, ключевым вопросом американо-российского диалога остается контроль над вооружениями. Иначе и быть не может, поскольку США и Россия владеют девятью десятыми мирового ракетно-ядерного потенциала. К пониманию нерациональности таких запасов стороны пришли давно. Однако существуют непростые проблемы утилизации. И не только. Перед командой российских экспертов-переговорщиков стоит задача не допустить такого изменения соотношения сил в пользу США, которое способно привести к подрыву сдерживающего фактора оборонительной системы России.
В этом плане совершенно закономерна та твердая позиция Москвы, которую она занимает в отношении строительства системы ПРО в Европе, в непосредственной близости от российских рубежей. Просто так «снять озабоченности» россиян американцам не удастся. Доверие необходимо подкрепить основательными гарантиями. Например, участием России (не символическим, а реальным) в создании и обслуживании системы управления средствами слежения и защиты от ракетных атак.
Особая, трудная тема – Иран. Американская делегация летела в Москву с надеждой на ужесточение российской позиции относительно иранской ядерной программы. У Москвы свое понимание этой проблемы. Здесь вновь и вновь призывают к терпеливому диалогу с Тегераном.
Второй день пребывания Барака Обамы в Москве также будет насыщен различными мероприятиями. Президент США проведет встречу с председателем Правительства РФ Владимиром Путиным, выступит на церемонии вручения дипломов выпускникам Высшей школы экономики, встретится с представителями российских общественных и политических организаций. Кроме того, Дмитрий Медведев и Барак Обама пообщаются с участниками российско-американского бизнес-саммита, организуемого РСПП и Американской торговой палатой. Вечером во вторник президенты еще раз встретятся в формате «один на один» для подведения итогов проделанной работы.