на главную страницу

7 Июля 2009 года

Армия и общество

Вторник

Снизу горы Кавказские, сверху – русский десант

Новороссийские десантники провели полковое тактическое учение с боевой стрельбой

Андрей ЛУНЁВ, Виктор ПЯТКОВ,
  «Красная звезда».
  Фото Виктора ПЯТКОВА и Сергея МУХТАРОВА.



     Современная война, как еще раз наглядно показала грузинская кампания, требует от войск мобильности, стремительного маневра и нанесения эффективных точечных ударов.
     - Линейная тактика позиционной войны ушла в прошлое, – считает командующий Воздушно-десантными войсками генерал-лейтенант Владимир Шаманов. – А цепью ходили еще в Гражданскую. Уже после первой чеченской кампании начальник Генерального штаба требовал, чтобы, помимо одиночной подготовки, командиры учили подчиненных действовать на поле боя в составе двоек и троек.
     С вступлением в должность командующего ВДВ генерала Шаманова боевая подготовка, похоже, приобретает более прикладную направленность. Позиция командующего – войска надо готовить не к «большим» войнам супердержав, вероятность которых сегодня представляется малореальной, а к локальным вооруженным конфликтам, исход которых решают эффективные действия компактных и мобильных войсковых группировок. Во время боевых действий на Северном Кавказе не воевали дивизиями. Подразделения выполняли локальные задачи по захвату определенных рубежей или объектов.
     Огневые точки противника вначале подавляли артиллерией, а затем, используя складки местности, под прикрытием бронетехники шла пехота. На горном полигоне Раевское десантники 7-й десантно-штурмовой дивизии полковника Владимира Кочеткова продемонстрировали начальнику Генерального штаба ВС РФ - первому заместителю министра обороны генералу армии Николаю Макарову, насколько важен маневр и эффективные точечные удары в современном бою. Кстати, десантники 108-го десантно-штурмового полка, выполняющие сегодня учебно-боевые задачи, в 1999 году вышли навстречу вторгшимся в Дагестан из Чечни бандам. Они же первыми в августе 2008-го перешли абхазско-грузинскую границу.
     Задача парашютно-десантного и десантно-штурмового батальонов с приданными самоходным и гаубичным артиллерийскими дивизионами при поддержке фронтовой авиации - не допустить захвата выгодного плацдарма, на который противник планирует перебросить по морю свои главные силы.
     Высадившись в указанном районе с большого десантного корабля и десантного катера и ведя арьергардные бои, подразделения десантно-штурмового батальона отходят на определенный рубеж, сдерживая атаки противника.
     Усиленная десантно-штурмовая рота, оборонявшаяся на передовой позиции на широком фронте, нанесла поражение вражеской разведке и вынудила развернуться главные силы. Подразделения, назначенные для проведения огневых засад, обеспечили роте отход.
     В небе показалась пара фронтовых бомбардировщиков Су-24М, которые с высоты 600 метров наносят бомбовые удары по танковым колоннам противника и ведут поиск. Для внезапности и противодействия средствам ПВО атаки выполняются с различных направлений.
     Для разведки результатов авиаударов и определения направления выдвижения главных сил противника в небо запускают беспилотный самолет-разведчик ближнего действия «Элерон-3». На основании информации, получаемой в режиме реального времени с летящего на высоте 300 метров беспилотника, командир полка решает десантно-штурмовой ротой усилить свою группировку, которая стянута на ожидаемом направлении главного удара неприятеля. Маневрируя, рота на БМД-2 преодолевает водную преграду, на ходу обнаруживая и уничтожая диверсионно-разведывательную группу противника.
     В это же время полковая артиллерийская группа в составе самоходного артдивизиона с самоходными артиллерийскими орудиями 2С9 «Нона» и гаубичного артдивизиона с гаубицами Д-30 занимает запасные огневые позиции и открывает огонь по противнику, двигающемуся в ротных колоннах. Как только он разворачивается во взводные колонны, в бой с ним вступают дежурные огневые средства: кочующие орудия и минометы. А полковая артгруппа перемещается на основную огневую позицию.
     При выходе подразделений противника на рубеж спешивания наряду с артиллерией огонь по нему открывают боевые машины десанта. Врага, успевшего прорваться к переднему краю обороны, начинают уничтожать из пулеметов и стрелкового оружия.
     С переходом противника в атаку личный состав подразделений открывает огонь из всех имеющихся видов оружия. Командир полка принимает решение на уничтожение подходящих танков противника противотанковыми резервами с огневых позиций. Танки уничтожаются противотанковыми управляемыми ракетами «Фагот» и «Корнет». Затем подрываются управляемые минные поля. А подходящую к переднему краю пехоту противника десантники останавливают шквалом огня и забрасывают ручными осколочными гранатами.
     Вводом в бой общевойсковых резервов батальонов уничтожаются обходящие силы неприятеля. Особое внимание при этом уделяется уничтожению командных пунктов, артиллерии и бронетехники противника.
     На основе личных наблюдений и данных разведки командиры батальонов оценивают обстановку, уточняют решение, задачи разведке, парашютно-десантным подразделениям, приданной артиллерии, порядок взаимодействия подразделений. И для захвата намеченного объекта подразделения выстраиваются в боевой порядок и с ходу атакуют противника. Неприятель выбит с заданного рубежа, учебно-боевая задача выполнена.
     Наблюдавший за учением начальник Генерального штаба ВС РФ - первый заместитель министра обороны генерал армии Николай Макаров высоко оценил действия крылатой пехоты. Ведь даже его неожиданную вводную - артиллерии полка поставить заградительный огонь на указанном рубеже - десантники выполнили на «отлично».
     «Подразделения продемонстрировали высокий уровень боевой подготовки, еще раз доказав, что Воздушно-десантные войска по праву считаются армейской элитой», - сказал он.
     Командующий ВДВ генерал-лейтенант Владимир Шаманов в свою очередь отметил, что элементы учений моделировались с событий августа 2008 года в Грузии.
     Размышляя об эффективности вооружения, имеющегося в ВДВ, генерал армии Николай Макаров заметил, что войска необходимо оснащать самым современным вооружением: от снайперских винтовок до беспилотных самолетов-разведчиков. И это касается не только технических возможностей оружия, но и его массы и габаритов.
     - Экипировка солдата должна быть эффективной, удобной и легкой, чтобы, выполняя боевые задачи, он не думал о привале через каждый километр горного перехода, - пояснил начальник Генерального штаба.
     Говоря о способах ведения разведки, генерал армии Николай Макаров вспомнил, что во время августовских событий в Грузии иностранные беспилотные летательные аппараты оказались на высоте, как в прямом, так и в переносном смысле. Чего нельзя сказать про российские. Поэтому, по словам начальника Генерального штаба, в каждой мотострелковой бригаде создается специальное подразделение, которое будет иметь на вооружении отвечающие интересам боевого применения беспилотные летательные аппараты.
     «А если наша промышленность и в дальнейшем будет не в силах произвести конкурентоспособные беспилотники, то будем продолжать закупать их за рубежом, - сказал генерал армии Николай Макаров. - Такие аппараты должны не только проводить воздушную разведку, причем выдавать изображение с таким разрешением, чтобы можно было увидеть циферблат наручных часов, но и в режиме реального времени определять необходимые войсковому командиру координаты объектов для наведения огня артиллерии. Ведь в Российской армии нового образца должно быть только лучшее вооружение».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex