на главную страницу

8 Июля 2009 года

Взгляд на проблему

Среда

Зачем майору белый поплавок

Тарас РУДЫК, «Красная звезда».




     И по логике, и по руководящим документам на учебу в академию командиры и начальники должны рекомендовать самых лучших офицеров. Но вот парадокс: не все из наиболее достойных... хотят учиться. Почему? Одна из весомых причин - жилищная.
     Представьте, офицер 5-7 лет стоял в своей части в очереди на получение квартиры. Все это время он жил с семьей, снимая жилье фактически за собственные деньги. Не секрет, что компенсация военнослужащим за поднаем жилья не соответствует сложившимся ценам за эту услугу. И вот подошла очередь на получение долгожданной квартиры, а офицеру предлагают поступать в академию с дневной формой обучения. Если он поступит, то уедет и, разумеется, эту квартиру не получит. Офицер знает, что по окончании учебы его направят к новому месту службы, где он вновь окажется последним в очереди на жилье. А это значит, что его семье придется еще не один год либо жить в служебном общежитии, либо все так же снимать жилье за свои кровные, которые пока что невелики. Вот и отказываются многие офицеры, стоящие годами в очереди на получение жилья, поступать в академию.
     Эти отказы сегодня обусловлены и внушительным числом бесквартирных полковников и подполковников со знаками об окончании академии на груди - белыми «поплавками», как их в шутку именуют. В свое время они сделали выбор - поступили в военные академии, окончили их, добились в службе желаемых результатов, но, прослужив в армии по 20 и более лет, так и не получили собственного жилья. Что значит иметь свой угол, не знают и их дети, многие из которых уже выросли, окончили вузы и вылетели из родительского - вечно временного и чаще съемного - гнезда.
     Таким образом, перспективному офицеру приходится выбирать - или академия, или квартира. Проблема жилья для военнослужащих по-прежнему остра, хотя немало делается и уже сделано, чтобы ее разрешить.
     Не так давно мне довелось беседовать на академическую тему с одним из майоров, который получает премию министра обороны - более 50 тыс. рублей в месяц. О том, что этот офицер - один из лучших специалистов части, говорит сам факт получения им данной премии. Казалось бы, кому, как не таким профессионалам, учиться в академии? Но сам майор этого не хочет. Ведь пройдет год, и он уже не сможет получать эту очень солидную премиальную сумму, так как она слушателям военных академий не назначается. А здесь, в части, у него есть все шансы безупречной службой вновь заработать министерскую премию, и он не скрывает намерения бороться за нее - сделать вновь все возможное, чтобы его батальон так и остался лучшим в соединении.
     Арифметика простая. С учетом денежного довольствия сегодня семья этого комбата имеет более 75 тыс. рублей в месяц. А уже в январе следующего года он в статусе слушателя академии будет получать в среднем 20 тыс. рублей, проживая с семьей в Москве, где цены на продукты не только кусаются, а норовят человека загрызть. Вот и отказывается майор от перспективного белого «поплавка».
     Есть еще одно мнение по поводу учебы в академии. Его мне высказал другой офицер, который просил не называть его имени в газете. Это мнение имеет отношение как раз к тем заоблачным ценам в Москве и в Санкт-Петербурге, где находится немало военных вузов.
     - Многие офицеры, обучаясь в академиях, подрабатывают, где только можно, чтобы их семьи не испытывали нужды, - сказал мой собеседник. - Разве на довольствие слушателя в 20 тыс. рублей можно прожить в нашей столице? Там уборщицы и дворники получают больше. Слушатели, капитаны и майоры, бывает, охраняют ларьки с пепси-колой и жвачками, разные кафе, частные коммерческие фирмы. Днем учатся, а по ночам сторожат «бахчу» у богатых. Я так жить и учиться не желаю... А вы знаете, сколько слушателей оставили учебу в академиях и уволились из Вооруженных Сил только потому, что нашли себе в той же Златоглавой высокооплачиваемую работу? Сколько из этих людей потом открыли собственные фирмы? А ведь они когда-то мечтали получить высшее военное образование и с гордостью носить тот самый белый «поплавок»...
     
Отобраны действительно лучшие

     Жизнь тем и интересна, что у нас всегда есть выбор. Но при этом нам следовало бы четко знать, чего же мы хотим. Как говорил мудрец Сенека, «для человека, который не знает, к какой гавани он направляется, ни один ветер не будет попутным».
     В достижении поставленных перед собой целей нередко приходится бодаться с судьбой-злодейкой, чем-то жертвовать, идти на какие-то уступки, что-то терять. Жизнь показывает, что при этом выборе далеко не все офицеры руководствуются сугубо материальными интересами - квартирными или денежными. Наверное, при переходе соединений и частей к новому облику таких будет больше и больше. Так, в прошлом году в общевойсковом объединении СибВО, которым командует генерал-майор Сергей Истраков, более 50 офицеров поступили в военные академии и университеты, и из них всего лишь 7 - на заочную форму обучения. Интересы дальнейшего служебного роста, желание получить высшее военное образование у этих людей оказались сильнее всего остального. Вместе с тем, надо отметить, что командованием объединения, командирами соединений и частей, кадровыми органами была проведена большая работа по отбору действительно достойных кандидатов для поступления в военные академии и университеты.
     - В этом году план по отбору кандидатов для поступления в вузы также выполнен, - отметил в беседе со мной исполняющий обязанности начальника отдела кадров объединения подполковник Павел Садчиков. - И я могу вам со всей ответственностью заявить, что случайных людей там нет. Предварительный отбор офицеров на учебу проводился на конкурсной основе. При этом учитывались результаты их служебной деятельности, а также уровень командирской подготовки. Мы отобрали порядка 20 человек.
     Аттестационные комиссии частей и соединений еще в январе рассмотрели кандидатуры офицеров на поступление в вузы, и уже в феврале командующий объединением утвердил эти списки. Состоялся сбор по проверке готовности офицеров к поступлению, в ходе которого они прошли профессиональный отбор с выставлением оценок. В свою очередь военный совет округа тщательно изучил персоналии.
     Действительно, если ознакомиться со списками кандидатов, то в них - лучшие люди, профессионалы. Например, танкист подполковник Александр Клейменов - один из наиболее заметных комбатов не только в своей мотострелковой бригаде постоянной готовности, но и во всем общевойсковом объединении. Этот офицер будет поступать в Общевойсковую академию Вооруженных Сил РФ. Приведу только один пример из его службы. В марте батальон подполковника Клейменова принимал участие в исследовательском бригадном тактическом учении с боевой стрельбой с форсированием водной преграды и высадкой тактического воздушного десанта. Учение проходило на Юргинском общевойсковом полигоне под общим руководством главнокомандующего Сухопутными войсками генерала армии Владимира Болдырева. «Красная звезда» рассказывала об этом учении в серии репортажей. Танковый батальон под командованием подполковника Клейменова действовал умело, решительно, напористо и успешно выполнил все поставленные перед ним задачи.
     Вместе с подполковником Клейменовым в Общевойсковой академии будут держать вступительные экзамены и другие не менее достойные офицеры - начальник штаба отдела хранения вооружения и техники БХВТ подполковник Максим Никифоров, начальник штаба танкового батальона майор Сергей Косарев, начальник штаба мотострелкового батальона майор Дмитрий Редкозубов...
     Под стать Клейменову и этим офицерам начальник штаба зенитного ракетного дивизиона «Оса-АК» отдельной мотострелковой бригады СибВО майор Малик Суюсанов. Он - кандидат для поступления в Военную академию войсковой противовоздушной обороны Вооруженных Сил РФ (г. Смоленск). В августе прошлого года в 167-м учебном центре Сухопутных войск проводилось учение с группировкой войск ПВО этого общевойскового объединения. Действия оценивал начальник отдела боевой подготовки начальника управления войсковой ПВО Сухопутных войск полковник Игорь Сукристов. За ракетчиками также наблюдал начальник войск ПВО СибВО генерал-майор Сергей Башкин. Майор Суюсанов выполнял на том учении обязанности командира дивизиона, и подразделение получило твердую четверку. А в марте 2009-го этот ракетный дивизион получил отличную оценку на бригадном тактическом учении с боевой стрельбой - ракетчики поразили все воздушные цели.
     В Военную академию связи (г. Санкт-Петербург) будут поступать майоры Владимир Зубков, Сергей Рябов, Алексей Клочихин, Евгений Матафонов... Все эти и другие офицеры - достойные кандидаты и будут бороться на вступительных экзаменах за хорошие и отличные оценки. И если поступят, то, по словам офицеров отдела кадров объединения, будут учиться на совесть.
     
Кандидатов стало меньше

     Почему в прошлом учебном году в военные академии и университеты от этого общевойскового объединения поступило более 50 человек, а в этом году отобрали всего 20? Как известно, в Вооруженных Силах сокращается число офицерских должностей, Сухопутные войска переходят с дивизионной системы на бригадную. Разумеется, что вместе с этим переходом уже не будет многих полковничьих должностей, которые имелись по штату в той же мотострелковой дивизии. А при назначении на эти должности (например, командиром полка) от офицера в обязательном порядке требовалось наличие высшего военного образования. Причем неважно, какого полка - мотострелкового или танкового, зенитного ракетного или артиллерийского. Все заместители комдива - тоже полковники, и в эту когорту без академического образования было не попасть. И служи ты Родине хоть лучше арапа Петра Великого, но, если у тебя нет «поплавка», не быть тебе ни командиром полка, ни заместителем командира дивизии, не носить погоны с тремя большими звездами.
     В связи с этими и другими сокращениями (в управлениях, отделах и службах) офицерских должностей при переходе общевойскового объединения к новому облику сегодня дефицита кадров в армейском и бригадном управленческих звеньях нет. Поэтому и сократился набор в военные академии и в военные университеты по программам высшего военного образования. Так, в это объединение поступило распоряжение: в нынешнем учебном году не вести отбор кандидатов для поступления в Военную академию тыла и транспорта, в Военно-медицинскую академию и Военный университет, по техническому профилю - в Общевойсковую академию Вооруженных Сил РФ. Конечно же похожие распоряжения получили и во всех других объединениях.
     
Престиж возвращается

     Надо ли стремиться получить высшее военное образование или хватит для службы училищных знаний, офицер решает сам. И все разъяснительно-убедительные беседы командиров, воспитателей и работников кадровых органов вряд ли смогут изменить его решение. А загонять человека чуть ли не палкой в учебные аудитории по меньшей мере неразумно, а де-юре незаконно. Однако нет сомнений, что офицер должен постоянно стремиться к пополнению своего теоретического багажа, получению новых знаний, и самая большая высота для него здесь, как и полвека тому назад, - все-таки учеба в военной академии. А то, что на пути к важным жизненным ориентирам приходится преодолевать какие-то лишения, реалии жизни, на которые, как видно, согласны не все. При выборе жизненных приоритетов мне по душе слова великого русского поэта Александра Блока: «Нужно при самых малых возможностях ставить самые высокие цели». А еще запомнились слова прошлогоднего выпускника Общевойсковой академии Вооруженных Сил начальника отдела боевой подготовки общевойскового объединения СибВО полковника Игоря Гончаренко:
     - У офицера с академическим образованием служебная планка на порядок выше, знания несоизмеримо выше. И ответственности больше. За себя и за подчиненных. Тебе ошибаться ну никак нельзя. Нельзя даже в каких-то частностях поступать вопреки правилам. Ведь ты окончил военную академию! Ты поднялся не вершину, с которой больше и дальше видно.
     Эту последнюю фразу полковник Гончаренко произнес с гордостью. Не случайно при формировании нового облика этого общевойскового объединения при рассмотрении кандидатур на должность начальника отдела боевой подготовки предпочтение было отдано ему - настойчивому и целеустремленному офицеру с солидным багажом академических знаний и практических навыков в ратном деле.
     Как уже было замечено, при переходе Вооруженных Сил к новому облику определенное количество офицерских должностей, при назначении на которые обязательно требовалось наличие высшего военного образования, будет сокращено. А это значит, что образование, белый ромбик на груди станет более весомым. И тем самым, полагаю, социальный статус офицера в обществе значительно повысится. Я уверен, что офицеры, как и 20 лет тому назад, будут настойчиво стучаться в двери военных академий.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex