на главную страницу

8 Июля 2009 года

Есть такая служба

Среда

Вечные странники МИДа

Сергей КНЯЗЬКОВ, «Красная звезда».
Фото автора и из архива Департамента дипломатическо-курьерской связи МИД РФ.



Несмотря на широкое использование радио- и космической связи, других достижений научно-технического прогресса, все же наиболее надежной остается связь, осуществляемая дипломатическими курьерами.

     Поясним: дипломатическо-курьерская служба - это не что иное, как почта, какую почти все державы мира специально содержат для доставки корреспонденции своим послам и консулам. Почтальонами на такой специфической почте служат дипломатические курьеры, или по-русски - гонцы, хотя почтальонами называть их было бы очень несправедливо.
     Вот что о них писала известная советская разведчица и писатель Зоя Воскресенская: «Их всегда двое: старший и его помощник, два товарища, два солдата. Вы их можете увидеть на перроне железнодорожного вокзала или в аэропорту, на пристани морского порта - двух элегантных путешественников с тяжелыми портфелями в руках. Их можно принять и за деловых людей, и за ученых, и за писателей...»
     Жизнь этих «элегантных путешественников», или, как их кратко называют, «дипов», - в постоянной дороге, перелетах и переездах, в оторванности от родных и близких, в бессонных ночах, а главное, по мнению старейшего дипломатического курьера, кандидата юридических наук Петра Барулина, в почти нечеловеческой ответственности за вверенный груз, которая в экстремальных ситуациях заглушает чувство самосохранения. Ведь дипломатическая почта (на профессиональном языке - «дипломатическая вализа» - от французского слова «чемодан») неприкосновенна!
     Нынешний директор Департамента дипломатическо-курьерской связи МИД РФ Сергей Николаевич Степанов сам проработал курьером 16 лет:
     - Что меня привело сюда? То, что специальность крайне редкая, - усмехается Сергей Николаевич, - к тому же романтическая... Удалось посмотреть почти весь мир, многие столицы объездить по нескольку раз.
     - Какие черты обязательны для дипломатических курьеров?
     - Прежде всего честность, порядочность, верность Родине, патриотизм, - без этих качеств на нашей работе делать нечего! - не раздумывая, отвечает Степанов.
     - Работа связана с опасностью?
     - Ну, конечно. Эта работа тяжелая, опасность прежде всего связана с перелетами. Были, и не один раз, случаи, когда дипкурьеры погибали и в автокатастрофах, и на железнодорожном транспорте, но в основном в самолетах.
     В 1937 году в охваченной гражданской войной Испании погиб Мате Залка, легендарный командир 12-й Интернациональной бригады «генерал Лукач», который в 20-х годах прошлого века служил дипломатическим курьером. Семь дипкурьеров погибли в годы Великой Отечественной войны.
     - Как попадают в дипкурьеры? Их отбирают, так сказать, только из дипломатической среды?
     - В основном к нам приходят по рекомендациям, - отвечает Сергей Николаевич. - Раньше их давали райкомы партии, сейчас различные ведомства.
     - И Министерство обороны тоже?
     - Да, из Министерства обороны у нас не один человек: и подполковники, и майоры запаса. Кроме того, в процессе работы приходится ежедневно общаться, взаимодействовать с представителями военного ведомства.
     За примерами не надо ходить далеко. Нынешнего главу Департамента дипломатическо-курьерской связи МИД РФ Сергея Степанова с армией связывает, по его словам, многое.
     - Служил я на Дальнем Востоке в радиотехнических войсках ПВО с 1969 по 1971 год, - вспоминает Сергей Николаевич. - Сначала в «учебке» в поселке Дунай, где из нас готовили радиотелеграфистов, потом прибыл в Чугуевку, откуда меня послали на сержантский сбор в штаб бригады. Через месяц вернулся младшим сержантом. После срочной службы несколько раз привлекался на военные сборы. В первый раз, когда учился в институте иностранных языков, - в Кантемировскую дивизию, позднее, после получения диплома, - в качестве спецпропагандиста на Балтийский флот. Еще проходил одномесячные командирские сборы в старом здании МГИМО.
     Сергей Николаевич - лейтенант запаса. И этим Чрезвычайный и Полномочный Посланник 2-го класса Степанов очень гордится.
     Раньше среди дипкурьеров было много бывших профессиональных спортсменов, особенно футболистов. Эту службу несли такие знаменитости, как заслуженные мастера спорта, неоднократные чемпионы СССР В.Г. Савдунин, Н.В. Бобков, Г.И. Рябов, Г.В. Еврюжихин, В.С. Шабров, О.Н. Толмачев, В.А. Бреднев, Ю.Н. Вшивцев, Б.Н. Стрелков, В.М. Круглов, олимпийский чемпион В.А. Рыжкин и ряд других. К сожалению, многих уже нет. А вот из нового поколения спортсменов департамент пополнения не получает из-за достаточно скромной зарплаты дипкурьеров.
     Но ротация кадров все равно происходит. Людей приводят в дипкурьеры не только определенные патриотические, моральные принципы, но и желание познать мир. Ведь в командировках за границей у дипкурьеров всегда находится день-другой свободного времени, которое можно употребить на знакомство с местными достопримечательностями.
     Впрочем, для дипкурьеров главное, разумеется, не это. Здесь по-военному строго регламентируется служебное время, заранее составляются месячные графики командировок и в то же время не исключены внезапные выезды за границу. Бывает так, что курьеры, только вернувшиеся из утомительного перелета, тут же получают распоряжение убыть в новую командировку. Дескать, надо и все тут!
     Днем образования службы дипломатических курьеров считается 27 августа 1918 года. В этот день, 91 год тому назад, при Народном комиссариате по иностранным делам было создано отдельное подразделение, в задачу которого входила организация через дипломатических курьеров надежной и конфиденциальной связи с представительствами и учреждениями Советской республики за рубежом. Данное подразделение получило наименование «стол дипкурьеров». В нем было всего 11 человек.
     Впрочем, если быть до конца объективным, то история дипломатическо-курьерской связи России ведет свой отсчет, можно сказать, с 885 года, времени правления князя Олега. В исторических источниках именно тогда зафиксирована первая отправка на Руси вестника с дипломатическим поручением. Слово «гонец» стало встречаться в летописях при описании событий, относящихся к X веку. Кроме слова «гонец» в значении «дипломатический курьер», использовались словосочетания «скорый гонец», «нарочный гонец», «чрезвычайный гонец».
     До XVII столетия постоянных русских дипломатических представителей за рубежом не было. В случае необходимости посылался доверенный князя или государя, которого называли «солъ» или «посолъ», что являлось синонимами. Сами послы по своему значению делились на три категории: «послы великие» (т. е. послы в современном понимании), «легкие послы» (т. е. посланники) и «гонцы» (т. е. дипломатические курьеры).
     Появление постоянных дипломатических представителей за рубежом, а также развитие регулярного почтового дела снизило профессиональное значение гонцов. Послам стало дешевле посылать свои донесения по почте, созданной главой Посольского приказа А.Л. Ордин-Нащокиным, и только в чрезвычайных случаях они пользовались услугами дипломатических курьеров - так стали называть гонцов в последней трети XVII века. Дипломатическим курьером, кстати, довелось быть Александру Васильевичу Суворову. Будущего генералиссимуса в сержантские годы неоднократно посылали дипкурьером в Вену, Рим и ряд других столиц Европы. В Департаменте дипломатическо-курьерской связи МИД России бережно хранятся копии его дипломатических паспортов, любезно предоставленные Государственным мемориальным музеем А.В. Суворова в Санкт-Петербурге.
     Сегодня в департаменте служат 100 с небольшим дипкурьеров, которые обслуживают посольства и консульства всех стран, с которыми у России установлены дипломатические отношения. Их больше 140.
     Возвращаясь к теме военного прошлого некоторых из «дипов», Петр Григорьевич Барулин, старейший из ныне действующих дипкурьеров, сообщает, что раньше в департамент брали только тех, кто выслужил положенное в армии.
     Вот и сам Петр Григорьевич, коренной москвич, прошел хорошую армейскую школу. Служил радистом в Дальневосточном военном округе, точнее, в Хабаровске, в 29-й Амурской дивизии ПВО. Уволился в звании старшины.
     В МИД Барулин пришел по рекомендации райкома в 1967 году. Сначала - в управление делами («чинил пишущие машинки» и одновременно учился заочно в юридическом институте). В вуз он, кстати, поступил во время срочной службы.
     - К вступительным экзаменам меня готовили офицеры, члены их семей, которые относились ко мне очень доброжелательно, - вспоминает Петр Григорьевич. - Я служил в то время, когда к солдатам вообще относились с большой любовью. Все офицеры были участниками Великой Отечественной войны, орденоносцами. Никакой «дедовщины» и в помине не было - у нас был прекрасный коллектив, четко работали политорганы. Для меня служба в Советской Армии пролетела как один день. Все, конечно, было, как в любом мужском коллективе: и какие-то нарушения дисциплины случались, и какие-то стычки между нами бывали... Но все друзья у меня как раз с того времени, мы до сих пор поддерживаем отношения.
     После аспирантуры Дипломатической академии Петр Григорьевич стал кандидатом юридических наук и вот уже 41 год служит дипломатическим курьером. На всю жизнь он запомнил свою первую командировку. 15 июня 1967 года по маршруту Белград - Афины - Триполи он отправился вместе со старшим напарником Борисом Ивановичем Нарбековым, участником Великой Отечественной войны, «крестным», как называет его Барулин.
     Сейчас Петр Григорьевич в силу возраста в служебных командировках бывает нечасто, - больше выполняет административные обязанности и ведет активную общественную работу. Он - председатель Совета старейшин дипломатическо-курьерской связи и, без сомнения, «ходячая энциклопедия» службы. В этом я убедился, узнав от Барулина много поучительного и интересного. Ведь коридор департамента является по сути музеем, стенды и экспонаты, размещенные в нем, запечатлели самые яркие страницы истории и имена героев дипломатическо-курьерской связи.
     Самым известным дипкурьером благодаря стихотворению пролетарского поэта Владимира Маяковского стал Теодор Янович Нетто.
     5 февраля 1926 года он вместе с напарником Иоганом Махмасталем следовал международным экспрессом в Ригу. Курьеры подверглись нападению бандитов. Нетто погиб, застрелив первого нападающего, дипломатическую почту отстоял тяжелораненый Махмасталь.
     Это был один из первых международных скандалов в истории Советского государства. Теодора Нетто похоронили 9 февраля 1926 года на Лиственничной аллее Ваганьковского кладбища в Москве. В честь его подвига пароход «Тверь» был переименован в «Теодор Нетто» (есть и пароход «Иоган Махмасталь», который до сих пор на ходу, а вот последний пароход, носивший имя героического дипкурьера
     Т. Нетто, - лесовоз-контейнеровоз относительно недавно был продан Эстонии и ходит там под именем «Электра»).
     Ввиду того, что Владимир Маяковский был лично знаком с Теодором Нетто, 15 июля 1926 года в Ялте он посвятил дипкурьеру свое знаменитое стихотворение «Товарищу Нетто - пароходу и человеку». Есть в нем и такие строки:

     «Мне бы жить и жить,
     сквозь годы мчась,
     но в конце хочу -
     других желаний нету, -
     встретить я хочу мой смертный час
     так,
     как встретил смерть
     товарищ Нетто».

     

     С тех пор ежегодно 5 февраля, в очередную годовщину гибели Теодора Нетто, дипкурьеры приходят на Ваганьковское кладбище, чтобы почтить память Теодора Яновича и поклониться могилам шести других своих бывших коллег, погибших в послевоенное время: Е.С. Васильева и А.С. Старикова (погибли в 1959 году в авиакатастрофе над Памиром), Б.Е. Смирнова и В.В. Ласкового (погибли в 1960 году в авиакатастрофе под Киевом), А.М. Власова и В.А. Зябликова (погибли в 1961 году в авиакатастрофе над территорией ФРГ). С этого начинается ритуал, который называют «День Памяти дипломатических курьеров, погибших при исполнении служебных обязанностей». Или коротко: «День Памяти». Для дипкурьеров этот день свят. Ветераны службы и молодежь, словом, все, кто не в разъездах, собираются вместе с вдовами, детьми своих ушедших товарищей.
     На Кунцевском кладбище похоронены В.И. Давыденко и Г.И. Бойков, погибшие в 1982 году при авиационной катастрофе в «Шереметьево», есть захоронения дипкурьеров на Новодевичьем, Митинском, Троекуровском кладбищах Москвы, в поселке Бутово, совхозе «Коммунарка» и даже в некрополе Кремлевской стены. Там, в частности, покоится прах автора «Десяти дней, которые потрясли мир» американского журналиста Джона Рида. Он выехал из Советской России в качестве дипкурьера, чтобы избежать досмотра документов, которые с собой вез. Но в штате дипкурьеров НКИД он не числился.
     Однако вернемся к музейным стендам Департамента дипломатическо-курьерской связи. Они хранят память о многих героических поступках работников службы. Вот, скажем, Михаил Петрович Машков. На его долю выпало работать дипкурьером в годы Великой Отечественной войны. Сказать это - сказать мало, потому что встретил он войну в самом логове фашистской Германии - в Берлине. В начале июня 1941 года ему и дипкурьеру И.И. Лякину было поручено вывезти из Италии 500 кг диппочты. Маршрут пролегал по железной дороге через Париж в Берлин. Неприятности стали подстерегать уже в начале пути: поезд сошел с рельсов, было много жертв. Хотя вагон, в котором они ехали, удержался на колесных тележках, двери тамбуров от удара покорежило и заклинило, почту вытаскивали через окно.
     В Париже, уже оккупированном немцами, их ждало новое злоключение: не оказалось ни одного билета на берлинский поезд. Это было 19 июня. Они обратились в местное отделение гестапо. Там помогли, высадив из купе шестерых немецких офицеров.
     В Берлин М.П. Машков и И.И. Лякин приехали ночью 22 июня. Так как их никто не встретил, до советского посольства на Унтер ден Линден добирались на такси. В посольстве сдали почту на хранение, отправились спать, но вскоре их вызвали к послу, который сообщил, что все, что они привезли, уничтожено: началась война. Их обменяли вместе с персоналом посольства на сотрудников германского посольства в Москве через месяц в Турции.
     С 2001 года в департаменте служит «афганец», кавалер ордена Красной Звезды Владимир Крюков. Начиная с весны 1984 года он воевал в Афганистане в составе второго батальона спецназа, дислоцированного под Газни. «Ходили на «караваны», - как говорит Владимир Георгиевич.
     Свой подвиг он совершил при следующих обстоятельствах. Однажды после разгрома очередного душманского каравана прибывшие «вертушки» не смогли забрать все трофейное оружие. Крюкову, как радисту разведгруппы, поручили выйти на связь и вызвать еще несколько вертолетов. Для этого вместе с пулеметчиком он поднялся на вершину сопки, где спецназовцы вынуждены были вступить в бой с подошедшими душманами. После ранения пулеметчика Владимир отбивался из его оружия и не заметил, как без них вертолеты стали подниматься в воздух. Патроны заканчивались, о себе бойцы смогли подать сигнал, выстрелив из ракетницы. К счастью, это заметил командир одного из вертолетов, который посадил машину и забрал Крюкова и раненого пулеметчика.
     Что же касается выезда дипломатических курьеров в 1979 - 1989 годы, то есть во время нахождения в Афганистане Ограниченного контингента советских войск, то первым туда прибыл с дипломатической почтой Петр Григорьевич Барулин. Потом на регулярной основе, рискуя жизнью, так как аэропорт Кабула неоднократно обстреливался, туда прилетали и другие дипкурьеры. К сожалению, никто из них не был отмечен ни государственными наградами, ни соответствующими «афганскими» удостоверениями.
     А это примеры героизма уже российских дипкурьеров последнего времени. В марте 2006 года в Оттаве (Канада) дипкурьер Георгий Сергеев, прогуливаясь по замерзшему озеру, услышал крик о помощи. У женщины в полынью провалилась собака. Дипкурьер, в свое время ставший чемпионом мира по водному поло среди юношей, прыгнул в студеную воду и вытащил пса. На следующий день в российское посольство пришла целая делегация, чтобы выразить признательность неизвестному русскому, который к тому времени уже улетел в Москву.
     14 апреля 2006 года в Рио-де-Жанейро в 14.30 по местному времени группа лиц численностью более 10 человек, вооруженных автоматами, помповыми ружьями и пистолетами, совершила нападение на две автомашины генерального консульства Российской Федерации в Бразилии. В автомашинах находились дипкурьеры В.И. Федин, В.А. Нефедов, доставляющие диппочту, и сопровождающие дипломаты А.И. Аверин и М.Г. Васильев. Нападавшие отобрали у них личные вещи, деньги, мобильные телефоны и часы. Дипкурьеры и дипломаты, проявив мужество, сумели отвлечь внимание нападавших от дипломатических вализ. В это время они находились в машине с поднятыми руками, но наш водитель не выключал скорость и успел отжал педаль сцепления. И когда ответственный за безопасность подал знак, немедленно дал газ... Погоня со стороны бандитов успеха им не принесла. Диппочта РФ была сохранена и доставлена по назначению.
     4 января 2000 года в самолет, на котором дипломатические курьеры Игорь Шариков и Алексей Вьюнков доставляли диппочту из Дели в Москву, пришло сообщение о заложенной на борту бомбе. После совершения лайнером вынужденной посадки в аэропорту Дубаи дипкурьерам было предложено срочно покинуть самолет. В просьбе помочь с выгрузкой диппочты весом 500 килограммов им отказали. Тогда дипкурьеры, в свою очередь, отказались покинуть дипломатические вализы и находились рядом с ними до окончания проверки самолета саперами. Бомбу не нашли, экипаж продолжил полет. Шариков и Вьюнков доставили почту в Москву в полной сохранности.
     ...Когда я уже готовился покинуть департамент, из командировки прибыла очередная пара дипкурьеров. Крепкие, подтянутые мужчины средних лет твердой походкой направились к директору департамента Сергею Николаевичу Степанову, чтобы доложить о проделанной работе, о трудностях, об отношениях к ним местных властей и представителей российского посольства. Это уже давняя и непреложная традиция. По улыбкам, которыми они обменялись со старейшим дипкурьером Петром Григорьевичем Барулиным, я понял: проблем не было, диппочта, как всегда, доставлена в срок и по назначению.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex