на главную страницу

8 Июля 2009 года

ЭХО войны

Среда

Часовня памяти

Александр БОНДАРЕНКО, фото Юрия ШИПИЛОВА, «Красная звезда».



В тот день, когда по всей России проходили торжественно-траурные мероприятия Дня памяти и скорби, на воинском мемориале Жидилов Бор, что в Псковском районе Псковской области, был открыт памятник - православная часовня во имя святых благоверных князей Александра Невского и Дмитрия Донского. Возведена она по инициативе и при содействии Региональной общественной организации «Ветераны военной контрразведки», а теперь передана в ведение Псковской епархии Русской Православной Церкви.

     ВСПОМИНАЕТСЯ тот пасмурный и по-зимнему еще холодный мартовский день, когда псковские поисковики привезли на мемориал Жидилов Бор инициативную группу организации ветеранов военной контрразведки. Мемориал был небольшой: расположенный в два ряда десяток братских могил с мраморными плитами - в них погребено порядка семисот человек, останки которых были обнаружены на местах боев поисковиками; скромный памятник Герою Советского Союза сержанту Илье Коровину. В марте 1944-го при прорыве укреплений гитлеровской оборонительной линии «Пантера» он закрыл своей грудью амбразуру вражеского дзота. Справа от мемориала, почти до самого шоссе, идущего на Гдов, - молодые березки и сосенки; слева - заснеженное поле.
     - Здесь, на этом поле, бои фактически полгода шли, - рассказал руководитель псковского объединения поисковиков «След «Пантеры» ветеран поискового движения Николай Горбачев. - Народу тут очень много положили... А потом, после войны, поле стали распахивать, и всех, кого не успели захоронить сразу, тут и запахали.
     Сколь страшной и нелепой оказалась посмертная судьба этих доблестных освободителей города Пскова! Как верно сказал давно уже ушедший поэт Виталий Касьянов: «В России плачут на чужих могилах, а на своих - выращивают хлеб».
     Из-за того, что в свое время наши соотечественники не смогли, пусть и по очень объективным причинам - страну надо было из руин возрождать, народ кормить, - воздать должное павшим защитникам Отечества, предав их останки земле с положенными воинскими почестями, все это растянулось на долгие-долгие десятилетия. А потому, кажется, так до сих пор и бродят по лесам, полям и болотам неприкаянные души непогребенных фронтовиков, павших, как писалось в похоронках, «смертью храбрых... в боях за свободу и независимость нашей Родины».
     Впрочем, большинство из нас об этом то ли не знает, то ли просто не думает. Между тем каждый год по весне во все «поисковые регионы» - то есть в затронутые войной российские области - приезжают со всех концов бывшего Союза поисковые отряды. Едут совсем юные парни и девушки, едут ветераны поискового движения, среди которых, кстати, много бывших военнослужащих, участников боевых действий. Они ищут, ищут и ищут этих самых погибших и без вести пропавших бойцов... Однако искать им придется еще очень долго: до сих пор незахороненными остаются многие сотни тысяч солдат и офицеров Красной Армии.
     К тому же найти и перезахоронить - это лишь полдела. Не менее важной является задача установления имен павших, а также поиска их родственников. И еще: на братских могилах должны быть установлены соответствующие памятники.
     ПО СЧАСТЬЮ, вопрос увековечения памяти павших волнует не только поисковиков. На одной из своих регулярных встреч его всесторонне обсудили ветераны органов военной контрразведки, в том числе участники Великой Отечественной войны. В результате была разработана и утверждена благотворительная общественная программа по возведению памятников на братских захоронениях погибших воинов, получившая название «Молчаливое эхо войны». Наряду с ветеранской организацией военной контрразведки участие в ее реализации приняла производственная группа «ИРА-ПРОМ», взявшая на себя финансирование работ по созданию первого памятника.
     - У каждого из нас были родственники, которые участвовали в той войне, у многих на ней погибли деды и прадеды, - говорит генеральный директор «ИРА-ПРОМ» Александр Казаров. - Нет смысла объяснять, что мы не можем о них не помнить... Но вот как передать эту память молодым поколениям, сделать их так же сопричастными нашим переживаниям? Конечно, через честную литературу и кино... А еще, по-моему, это возможно сделать именно посредством памятников. Побывайте на Бородинском поле, посмотрите на воздвигнутые там монументы - вы почувствуете, что эпоха 1812 года находится от вас гораздо ближе, нежели казалось, что это для вас что-то осязаемое...
     В результате долгих и жарких обсуждений и споров было решено делать памятники в виде часовен. Этот традиционный образ не только соединяет, примиряет различные точки зрения, но и свидетельствует о духовном величии ратного подвига. Достаточно вспомнить, что на Руси с незапамятных времен существовала традиция возводить храмы и часовни как в честь славных побед русского оружия, так и в память павших в битвах воинов. Примером тому можно назвать храм Христа Спасителя, возведенный в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Теперь эта традиция возрождается вновь: белокаменная звонница возведена на легендарном Прохоровском поле под Курском, а церковь св. Георгия Победоносца - на Поклонной горе, рядом с Центральным музеем Великой Отечественной войны. Установленные часовни было решено передавать Русской Православной Церкви - так памятник не останется бесхозным, позабытым, он сможет воистину зажить своей жизнью, стать в полном смысле центром духовного притяжения в масштабах своего района или области...
     ТО, ЧТО ДЛЯ УСТАНОВКИ первой часовни-памятника был избран именно Псковский район, - это в общем-то дело случая, потому как подобных опаленных войной мест в России предостаточно. Однако тут немалую роль сыграла давняя дружба с псковскими поисковиками редакции «Красной звезды»: так как наша газета из года в год ведет тему поискового движения, имеет хорошие контакты с поисковиками и пользуется их доверием и уважением, ветераны военной контрразведки выбрали краснозвездовцев в качестве экспертов и советников.
     Можно сказать, что наш выбор оказался безошибочным: предложение о возведении часовни нашло безоговорочную поддержку главы Псковского района Владимира Шураева; самое деятельное и активное участие в организации работ принял руководитель районного комитета по культуре, делам молодежи и спорту Олег Бойко. Часть расходов по установке памятника районное руководство приняло на себя. Кстати, стоит заметить, что и Шураев, и Бойко - офицеры запаса, отдавшие военной службе не один десяток лет.
     22 июня прошло торжественное открытие и освящение часовни-памятника. Описывать митинги - занятие неблагодарное, а потому и обойдемся без подробных описаний, изложения речей всех выступающих. Впрочем, за исключением одной из них.
     - В число 27 миллионов наших граждан, погибших в Великую Отечественную войну, вошло и более шести тысяч военных контрразведчиков - сотрудников 3-го управления Наркомата обороны, особых отделов, легендарного «Смерша», - сказал представитель руководства Департамента военной контрразведки ФСБ России. - По масштабам нашего подразделения это очень много. Во время боев военные контрразведчики были рядом с бойцами, они обеспечивали безопасность сражающихся войск от происков гитлеровского абвера и погибали они по-солдатски - в атаке и в обороне, в окружении, на боевых кораблях. Нередко в критические моменты боя, когда выбывал из строя командир, военные контрразведчики принимали командование подразделением на себя... Помня о подвигах и боевых делах наших старших товарищей, ветераны военной контрразведки выступили с инициативой о создании памятника-часовни на месте братского захоронения советских воинов, павших в боях при освобождении древнего и прекрасного города Пскова.
     После освящения часовни, которое провел настоятель храма святого великомученика и целителя Пантелеймона отец Георгий, состоялось отпевание и захоронение останков воинов, найденных и поднятых поисковиками. Это были шестьдесят девять неизвестных солдат и трое «именных», погибших в 1944 году:
     - лейтенант Н.И. Губарь (1919 г.р.);
     - младший лейтенант Е.И. Чернявский (1924 г.р.);
     - младший сержант А.А. Кособрынов (1925 г.р.).
     Поисковики начали работу по розыску их родных, но результатов она пока не принесла.
     В тот самый момент, когда гробы с останками понесли к выкопанной могиле, в воздухе над воинским мемориалом появились два краснозвездных самолета Ан-2. Они несколько раз прошли над часовней и братскими захоронениями, отдавая последние почести солдатам, павшим в боях за Родину...
     Мы очень полюбили «круглые» даты: ныне таковыми считаются все, что заканчиваются не только на ноль, но даже и на пятерку. Вот и разговоры о необходимости достойно встретить 65-летие Великой Победы ведутся в Российской Федерации уже более четырех лет, аккурат с мая 2005 года. Хотя в необходимости такого празднования есть все же и особый нравственный аспект: трагически неизбежно уходит поколение фронтовиков - ведь самым молодым из них, тем солдатам, которым было восемнадцать в победном мае 1945 года, в 2010-м исполнится 83 года. Для современной России срок жизни почти немыслимый...
     А ведь каждому из этих людей следовало бы воздать должное, хотя бы в праздник. Однако, к сожалению, в отличие от многих других стран, именуемых «цивилизованными», у нас не ведется реальной статистики по учету количества ныне здравствующих фронтовиков. Кто знает, например, сколько было из них рядовых пехотных солдат, сколько взводных командиров, летчиков-истребителей, моряков-подводников? Совсем недавно вся Франция в торжественной скорби хоронила своего последнего солдата Первой мировой войны, и то же самое, нет сомнения, будет в свое время и с последним солдатом Второй мировой... А мы относимся к нашим людям поистине расточительно: кто скажет, сколько осталось сегодня в живых фронтовых командиров полков? Что уж тут говорить про «последнего солдата»...
     Памятник-часовня, установленный на воинском мемориале Жидилов Бор, останется, если Бог даст, на века. Беломраморный его свод хорошо виден с дороги, он обязательно будет притягивать к себе людей.
     И если собраться и подготовиться сейчас, то подобные часовни в год 65-летия Великой Победы могут быть установлены во многих затронутых войной регионах России, а может, и ближнего зарубежья. Как показал опыт установки часовни в Псковском районе, дело это несложное, да и затраты сравнительно невелики.
     - Часовня в Жидиловом Бору воздвигнута по инициативе и на средства ветеранов, - рассуждает руководитель Региональной организации «Ветераны военной контрразведки» Касим Яхиен. - Я верю, что наше государство поддержит эту патриотическую инициативу и поможет претворить в жизнь программу «Молчаливое эхо войны» в полном ее объеме. Хотя наша часовня-памятник маленькая, но если таковая появится в каждой области, то, как мне кажется, они смогут соединить всю нашу Россию своеобразными нитями памяти.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex