на главную страницу

8 Июля 2009 года

Культура

Среда

Киноцарствие в Москве

Ирина ПАВЛЮТКИНА, «Красная звезда».
Фото Надежды ТИХОМИРОВОЙ.




     Недавно в столице прошел 31-й Московский международный кинофестиваль. На самом деле возраст у знаменитого на весь мир кинофорума гораздо солиднее. Начали его проводить с 1959 года, а вот первый киносмотр достижений зарубежного кино в столице на самом деле состоялся в 1935 году, и жюри на нем возглавлял ныне легенда кинематографии Сергей Эйзенштейн. Кстати, тогда в нашей стране впервые отметили мультипликацию Уолта Диснея. А вот первый приз достался фильму «Чапаев» Сергея и Георгия Васильевых, снятому ими в 1934 году. Победа советского кино никого не смутила, потому что была совершенно заслуженной, что подтвердило время. По итогам опроса киноведов мира (1978) фильм до сих пор включен в число ста лучших фильмов планеты. В ролях – блистательные Борис Бабочкин и Борис Чирков. Братья Васильевы практически впервые в отечественном кинематографе создали образ Героя, пусть и ставшего впоследствии по-доброму фольклорным. Был ли это социальный заказ или творческое воплощение чаяний времени, не так уж и важно. Главное, что появился фильм, во многом уникальный. Но речь сейчас не о прошлых заслугах мастеров российского кино.
     На нынешнем, 31-м ММКФ победила тоже российская картина. Главный приз – «Золотой «Святой Георгий» – получил режиссер Николай Досталь за фильм «Петя по дороге в царствие небесное». Его герой Петя (дебют студента Щукинского училища Егора Павлова) – житель маленького северного городка, где в начале 1950-х годов начали строить гидроэлектростанцию на реке Нива. Сценарий фильма написан по одноименной повести петербуржца Михаила Кураева, в которой писатель прототипом главного героя вывел тамошнего жителя Петра Макарова, который считался местным сумасшедшим. Он совершенно безобиден, сострадательные люди даже подыгрывают его больному воображению и не разубеждают его в его фантазиях. А Петя, который по развитию и в свои восемнадцать лет остался ребенком, считает себя представителем власти – милиционером-автоинспектором. Ему старательно подыгрывают даже представители местной власти, вплоть до хорошего на самом деле человека – начальника строительства. Эта «игра во власть» диктует общую ироническую тональность фильма, которая в страшной своей составляющей – тогдашней политической власти государства над жизнью и смертью своих граждан – заканчивается нелепой гибелью юноши...
     Фильм «про Петю», конечно, не кинематографический прорыв. Но в отличие от неоднозначных предыдущих работ Досталя («Штрафбат», «Завещание Ленина») он подкупает особой энергетикой добра и человечности на фоне жестких исторических реалий.
     Жюри основного конкурса, в который вошли 16 фильмов из 14 стран, и его нынешнему председателю известному российскому режиссеру, сценаристу и продюсеру Павлу Лунгину пришлось непросто. Во-первых, шедевров среди них не было. Да и не так часто появляются образцы киноклассики. Но был положительный момент, который относится ко всем фестивальным показам. Такой «чернухи» и отсутствия всяческого позитива, как случалось на пафосных фестивалях в Канне и Берлине, в Москве все же не было. Но то, что ныне за главный приз ММКФ сражались аж три российские картины, кроме «Пети...» Досталя, были еще «Чудо» Александра Прошкина и «Палата № 6» Карена Шахназарова, удивления не вызывает. По совести говоря, их уровень выше большинства других конкурсных лент. В результате спецприз жюри достался фильму «Чудо» Прошкина по сценарию Юрия Арабова. В титрах ленты подчеркнуто, что «картина основана на реальных событиях». Многие вспомнят известное «Стояние Зои». Девушки, которая была наказана за ернический танец с иконой святого Николая Угодника тем, что буквально «окаменела» и стояла с иконой в руках, пока не менее чудесным образом Господь не позволил ей очнуться. В фильме именно чудесным образом представлено противостояние церкви и власти. Вера в чудо, оказывается, тоже может быть запрещена. Если бы Прошкин удержался от показа реальных лиц власти – то же чудесное, так как случайное, появление Хрущева в фильме, который в некотором роде способом пресловутого «стучания башмаком» пробовал решить вопрос – а было ли чудо, – мог бы получиться фильм-притча, фильм-сказание о том, что у каждого из нас есть свой крест, своя икона, свое заслуженное стояние и необходимое терпение. И это достойно сумели передать актеры Сергей Маковецкий и Константин Хабенский.
     Лучшей мужской ролью была признана работа Владимира Ильина в «Палате № 6» Шахназарова. Режиссер снял некий современно-документальный вариант одноименного рассказа Чехова. То ли для констатации того, что поиск самовыражения русской души был и остается заключенным в столь мрачном интерьере, то ли, задумав много лет назад такой проект, заранее предполагал метаморфозы мирового кризиса... в головах.
     Интересно, что приз за лучшую женскую роль получила юная актриса Лена Костюк из картины россиянки Киры Муратовой «Мелодия для шарманки», которую режиссер выставила на этот раз от Украины. Мелодраматические реалии о жизни и смерти двух сирот, снятые по канонам рождественских историй, к сожалению, соответствуют современному житию людей на всем постсоветском пространстве. Фильм «Мелодия...» заслужил и приз ФИПРЕССИ (Федерации киноклубов России). А вот награда за лучшую режиссуру отбыла в далекую Мексику к Мариане Ченильо за ее картину «Пять дней без Норы». Трудно сказать, на каком основании жюри отметило именно эту работу. Но семейная история режиссера, положенная в основу сценарного замысла, наполнила фильм ощущением реальности происходящего.
     Английский ученый Тэн в свое время емко определил, что суть литературного процесса определяется расой, средой и моментом. В принципе это относится также к кино и к его оценке. Эти составляющие в наше время можно определить и одним словом: «поиск». Поиск выхода из ситуаций, в которые человечество себя постоянно загоняет, касается не только нашей страны. Для решения проблем нужен Герой. В российском кино в этой роли уже побывали Тарас Бульба, адмирал Колчак, даже «космический» юноша из «Обитаемого острова». В этом смысле показательно, что фильмом открытия 31-го ММКФ стал «Царь» Павла Лунгина. Фильм этот о знаковом противостоянии двух героев – царя Ивана Грозного и святого митрополита Филиппа. Такой фильм не мог не появиться, в нем сокрыты многие проблемы нашего Отечества. Только вот решение их, как всегда, неоднозначно. Фильм силен и великолепной (увы, последней) актерской работой Олега Янковского. На открытии ММКФ приз имени Станиславского «Я верю» получил за великого русского актера его сын...
     Интересен поиск нового старого героя в голливудском исполнении. Фильмом закрытия фестиваля стала показанная за две недели до мирового проката новая картина четырехкратного номинанта на премию «Оскар» режиссера Майкла Манна («Полиция Майами», «Схватка», «Соучастник») «Джонни Д.». В российском прокате она появится в конце июля. Основой для фильма стал мировой бестселлер Брайана Барроу «Джонни Д. Враги общества». Главного героя в нем сыграли тоже «оскароносный» номинант актер Джонни Депп («Пираты Карибского моря», «Волшебная страна» и т.д.), Кристиан Бэйл и француженка Марион Котияр. Если коротко, то это фильм о «благородных» бандитах во главе с их легендарным в Америке вожаком Джонни Диллинджером. Неуловимые грабители стали некогда главными врагами руководителя ФБР Джона Эдгара Гувера и его агентов. Бандиты грабили в основном банки, которые народ считал виновниками Великой депрессии, экономического кризиса, поразившего США. Может, такой жесткой экспроприацией Джонни с дружками и вызвали сочувствие простых американцев? Но, право, какие из грабителей народные герои?
     Еще один «герой» зарубежного кинематографа – скандальный фильм недавнего Каннского кинофестиваля «Антихрист» Ларса фон Триера. Эту ленту тоже показали в рамках ММКФ, но, по правде говоря, особого зрительского интереса она не вызвала. Посмотреть посмотрели, конечно, но уже срабатывает защитный механизм от духовного негатива и мрачности жизненных красок.
     Речь не идет, конечно, о творческом противостоянии российских и мировых тенденций развития кинематографа. Но все чаще вспоминаются такие определения: «усталая Европа», «пресыщенная Америка». Загадочная наша душа, быть может, больше нуждается в тепле и позитиве? У нас ведь чуть ли не «полгода плохая погода» и солнца маловато...
     Кто знает, по причине ли пасмурного лета или потому, что ММКФ принципиально (по словам президента фестиваля Никиты Михалкова) не платит зарубежным звездам за присутствие на кинофоруме класса не ниже чем пресловутые Канны, но вип-киноперсоны в этом году столицу особо не жаловали. Из тех, кто «на слуху» у российского зрителя самым-самым стал лауреат премии «Оскар» актер Эдриан Броуди («Пианист», «Кинг Конг», «Пиджак»). Он приехал, чтобы представить фильм «Кадиллак Рекордс» Дарнелла Мартина, в котором сыграл одну из ролей. Это лента об известной звукозаписывающей компании и о некоторых американских легендах музыки – Мадди Воттерсе, Чаке Берри и других. Как признался Броуди, ему очень интересна Россия, где он еще не бывал. И ознакомительная программа актера была весьма обширной.
     Сказать, что на фестивале было отмечено практически только российское кино, нельзя. В конкурсной программе «Перспективы», где председателем был австрийский кинорежиссер Роберт Дорнхельм, номинант «Оскара» и участник Каннского кинофорума с картиной «Она танцует одна», победил фильм грузинского режиссера Вано Бурдули «Зона конфликта». Грузия все чаще становится «горячей точкой» планеты, и как раз о бессмысленности любых, особенно братоубийственных, войн и говорится в этой картине. Интересно, что даже через «камуфляжные» краски ленты, через ее роковой «долларовый» окрас все равно горячим и приветливым, истинно грузинским солнцем проглядывают краски традиционно позитивного, доброго, улыбчивого кино Грузии.
     И данью искреннего уважения к грузинским коллегам стал приз ММКФ «За выдающийся вклад в кинематограф» известному грузинскому режиссеру, народному артисту СССР Резо Чхеидзе. В свое время этот патриарх советского кино создал такие фильмы, как «Отец солдата», «Твой сын, Земля».
     Подтверждением, что отечественный кинематограф отнюдь не пасынок в мировой киноиндустрии, а тема России по-прежнему интересна для зарубежных режиссеров, служит участие в основном конкурсе достаточно сильной картины «Муки в огне» (Израиль) режиссеров Лины и Славы Чаплиных, некогда выпускников ВГИКа. Композитор фильма Ави Беньямин вырос в советской Эстонии, работал в Русском драматическом театре Таллина. «Русский след» можно найти и в фильме с говорящим названием «Малая Москва» (Польша) режиссера Вальдемара Кшистека. Эта картина о любви жены русского летчика и польского офицера в польском городе Легнице, где был размещен советский гарнизон (отсюда и необычное название картины), имеет некую документальную основу. Этот «романсовый», светлый фильм о современных Ромео и Джульетте тепло приняли в Польше. В России он тоже может иметь успешный прокат. Главные роли в нем сыграли в основном русские актеры: Светлана Ходченкова, Дмитрий Ульянов, Алексей Горбунов, Артем Ткаченко, Юрий Ицков. А одну из главных мужских ролей исполнил один из наиболее интересных молодых актеров польского кино Леслав Журек. Искренне жаль, что этот фильм в основном конкурсе никак не был отмечен. Хотя Федерация киноклубов России отвела ему второе место в рейтинге после работы Киры Муратовой.
     Среди интересных работ, привезенных на фестиваль, можно выделить японские картины «Красота» режиссера Тосио Гото и «Первый отряд» Есихару Асино. В «Красоте» действие начинается в маленькой японской деревушке накануне Второй мировой войны. Специфический грим традиционного японского театра Кабуки, в котором играют главные герои, не может скрыть реальный драматизм судеб, искалеченных войной. Философия истинной земной, душевной, творческой красоты показана через прозу и драму жизни и театра.
     «Первый отряд» имеет русский, даже скорее советский посыл. Правильнее будет сказать, что это совместный российско-японско-канадский проект, исполненный в стиле традиционной японской мультипликации – аниме с вкраплениями псевдодокументального кино. Авторы и вдохновители фильма – Алексей Климов и Михаил Шприц приложили силы к созданию необычного экранного воплощения событий Великой Отечественной войны. Получилась героическая фантасмагория в стиле «фэнтези». Но важно, что даже явление в фильме японского меча катаны, магов, восставших из ада рыцарей-демонов, весь налет модной нынче эзотерики не снижают исторический градус истинно российского патриотизма и силы духа народа в борьбе против захватчиков.
     Придирчивому синефилу всегда «чего-то не хватает». Но 24 программы фестиваля, которые традиционно проходят в его рамках, удовлетворили самые придирчивые претензии. Были показаны продолжение ретроспективы социалистического авангарда (начавшейся еще в прошлом году) и ретроспективы Марко Феррери и Ежи Сколимовского, специальная программа «Азиатский экстрим», собирающая довольно радикальные фильмы из восточных стран, программа Петра Шепотинника, в которую вошли хиты недавнего Каннского кинофестиваля. Это «Белая лента» Михаэля Ханеке, тот же «Антихрист» Ларса фон Триера, «Бесславные ублюдки» Квентина Тарантино и другая многоликая классика кино.
     На «важнейшем из искусств» – кино – в этом кризисном году решили все-таки не экономить. Бюджет Московского кинофестиваля составил 120 миллионов рублей, что как минимум на 30 миллионов рублей превышает предыдущий. Но если говорить о том, какие суммы тратятся в тех же Каннах и Берлине, то Россия на этом кинопространстве выглядит Золушкой, хотя и богата 120 миллионами потенциальных кинозрителей.
     Когда в Москве будет построен достойный Дворец фестивалей, что на самом деле важно, в том числе и для мирового престижа страны, пока неизвестно. Обещания на самом высоком уровне давались не раз.
     И все же есть позитивные новости. На нынешнем ММКФ было аккредитовано на 28 процентов больше журналистов, чем в прошлом году. Это признак растущего интереса к культурной составляющей страны. Не будем забывать о не таком уж давнем постперестроечном провале этой важной духовной сферы жизни государства.
     Было показано на 11 процентов больше картин: 273!
     Число сеансов в кинотеатрах выросло на 18 процентов. Это значит, что повысился и зрительских интерес.
     ...На самом деле кино – не просто зрелищное развлечение. Это мировой коммуникатор, связывающий человечество в единую «кровеносную» киносистему. И важно, чтобы российский кинематограф был достойно и прочно «вписан» в эту необыкновенную коммуникационную сеть.

     

     На открытии ММКФ.
     Кадр из американского фильма «Джонни Д.».



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex