Вопросы предупреждения «офицерской» преступности рассмотрены на совместном заседании коллегий Министерства обороны Российской Федерации и Главной военной прокуратуры, которое состоялось в Москве под председательством министра обороны Анатолия Сердюкова и заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Главного военного прокурора Сергея Фридинского.
В работе коллегий также приняли участие руководители Военной коллегии Верховного суда, органов военной контрразведки ФСБ, Военного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, командующие и военные прокуроры округов и флотов.

В течение последних лет состояние преступности среди офицеров армии и флота существенно ухудшилось. Именно это обстоятельство дало основание для проведения подобного мероприятия, на котором рассматривалось состояние работы по поддержанию правопорядка и предупреждению правонарушений, совершаемых офицерским составом Вооруженных Сил Российской Федерации. Кстати, такой формат обсуждения в истории взаимодействия органов прокуратуры и военного управления проводился впервые.
Выступая перед собравшимися, министр обороны РФ Анатолий Сердюков заявил, что уровень дисциплины офицерского состава Вооруженных Сил РФ оставляет желать лучшего. «Нас не удовлетворяют уровень правовых знаний и эффективность индивидуальной работы. Открытое осуждение проступков офицеров на служебных совещаниях, собраниях офицеров не организуется. Факты совершенных преступлений замалчиваются», - сказал глава военного ведомства.
По его словам, в последнее время существенные недостатки в стиле и методах работы органов военного управления и должностных лиц на всех уровнях управленческой вертикали, низкая требовательность к подчиненным командирам и начальникам привели к снижению их служебной активности и примерности в службе.
Министр отметил также, что остается высокой острота социальных проблем в офицерских семьях. «Число офицеров, особенно молодых, которые не хотят продолжать военную службу, не сокращается», - сказал Анатолий Сердюков, добавив, что в ряде воинских частей формально подошли к определению лучших офицеров для поощрения их денежной премией. «Это привело к тому, что среди поощряемых ежемесячной денежной премией оказались далеко не лучшие», - подчеркнул он.
В своем выступлении заместитель Генерального прокурора Российской Федерации - Главный военный прокурор Сергей Фридинский отметил, что офицерский корпус составляет ядро любой армии мира. Многие годы офицеры Вооруженных Сил России являются основой их боеготовности. Подавляющее большинство из них добросовестно и честно исполняют свой воинский долг.
Вместе с тем сохраняющийся на протяжении последних лет высокий уровень преступности именно среди офицерского состава стал основным фактором, определяющим неблагоприятные тенденции в состоянии правопорядка и воинской дисциплины в армии и на флоте. В прошлом году количество «офицерских» преступлений возросло более чем на треть. Данной категорией военнослужащих совершается уже каждое четвертое противоправное деяние в армии и на флоте. По итогам первого полугодия текущего года число таких правонарушений возросло еще на 7 процентов. Существенно трансформировалась структура «офицерской» преступности. Если 5 лет назад посягательства на военное имущество и денежные средства составляли только четверть всех правонарушений офицеров, то сегодня этот показатель приближается уже к половине.
Возросло количество фактов взяточничества, должностных подлогов, присвоений и растрат. При значительном сокращении офицерского корпуса в абсолютных цифрах число уклонений от военной службы этой категории военнослужащих выросло вдвое. Все чаще субъектами преступных действий становятся старшие офицеры, которыми в минувшем году совершено более половины всех противоправных деяний.
В 2008 году к уголовной ответственности привлечены 20 генералов и адмиралов, признаны виновными и осуждены 1.611 офицеров, в том числе 160 - в ранге командиров воинских частей.
Главный военный прокурор внес ряд предложений, направленных на совершенствование совместной работы по укреплению правопорядка в войсках. Так, Сергей Фридинский предложил возобновить практику выездов представителей командования и военных прокуроров в наиболее неблагополучные по состоянию дисциплины объединения, соединения и воинские части.
Существенные коррективы с учетом формирования нового облика Вооруженных Сил, по его словам, должны быть внесены в организацию правовой и педагогической подготовки офицерских кадров. Значительную пользу, как показывает опыт других ведомств, может принести создание в войсках психологической службы.
Серьезных изменений требует деятельность ведомственного контрольно-ревизионного аппарата. По мнению Главного военного прокурора, должна быть сформирована единая централизованная система контрольных и ревизионных органов, обеспечивающая их независимость при проведении и подготовке выводов по результатам проверок и ревизий.
Для укрепления режима законности в войсках, более оперативного решения задач уголовного судопроизводства Сергей Фридинский предложил вернуться к вопросу о создании в Вооруженных Силах института органа дознания на штатной основе.
В целях совершенствования работы по поддержанию правопорядка и предупреждению правонарушений среди офицерского состава Вооруженных Сил коллегии Министерства обороны и Главной военной прокуратуры выработали ряд конкретных мер и приняли соответствующие управленческие решения.
О вопросах мотивации противоправного поведения офицеров, структуре и динамике преступности в офицерской среде рассказал в своем докладе и статс-секретарь - заместитель министра обороны РФ Николай Панков.