на главную страницу

10 Июля 2009 года

Армия и общество

Пятница

Из пушек – не по воробьям

Проблемы и пути совершенствования управления
ракетными войсками и артиллерией в операциях

Генерал-майор запаса Евгений АНИСИМОВ,
доцент Военной академии Генерального штаба ВС РФ,
доктор технических наук,
доктор военных наук, профессор.
Фото Юрия ШИПИЛОВА.



     Успех современных операций в существенной мере зависит от степени реализации потенциальных возможностей привлекаемых сил и средств. Это прежде всего относится к ракетным войскам и артиллерии (РВиА). Они составляют основу огневой мощи формирований Сухопутных войск и должны обеспечивать выполнение до 60 процентов объема задач огневого поражения противника. В то же время практика и научные исследования показывают, что потери потенциальных возможностей РВиА в операциях составляют около 50 процентов. Причем более половины этих потерь обусловлены недостаточным качеством управления. В характерных для современных операций условиях острого дефицита выделяемых на операцию огневых средств такие потери становятся недопустимыми, поскольку ставят под угрозу срыва достижение целей не только огневого поражения, но и операции в целом. Следовательно, важность проблемы совершенствования управления РВиА трудно преувеличить. Ее решение связано с анализом основных условий и факторов, влияющих на качество управления РВиА и определением тенденций их изменения. Исходя из сущности управления РВиА и требований к нему в системе указанных факторов прежде всего следует рассматривать оперативность и обоснованность.
     Это обусловлено тем, что именно они определяют эффективность управления. И их диалектическое противоборство в конечном счете является источником развития теории и практики управления РВиА. Уже сегодня управлять недостаточно оперативно или на основе недостаточно обоснованных решений – все равно что не управлять вовсе. Вместе с тем обоснованность решений в настоящее время даже не входит в перечень основных требований к управлению и не может быть в достаточной мере достигнута при использовании официально принятых методик оперативно-тактических расчетов по огневому поражению противника РВиА.
     Что же касается оперативности, то ее и без того недостаточный (вследствие технических и организационно-штатных ограничений) уровень существенно снижается по нескольким причинам. В их числе загрузка штабов разработкой дублирующих друг друга, не требуемых для процесса управления, чрезмерно подробных и заведомо не реализуемых на практике документов; бессистемное использование имеющихся комплексов и средств автоматизации; несоответствие организации работы органов управления решаемым ими задачам.
     Вследствие указанных причин время на принятие решений по управлению РВиА и оформление соответствующих документов составляет около 80 процентов времени цикла управления.
     Обеспечение требуемой оперативности и обоснованности принятия решений в современных операциях крайне сложно не только в организационном, но и в научно-методическом аспекте. Это обусловлено рядом факторов, к которым прежде всего относится: возрастание уровня неопределенности оперативной обстановки; рост объема и разнообразия информации, подлежащей обработке в интересах управления; сокращение допустимого времени на обработку информации и принятие решений.
     Таким образом, сложность проблемы принятия обоснованных решений по управлению РВиА возрастает, а допустимое время цикла управления сокращается. То есть противоречие между обоснованностью и оперативностью управления резко обостряется. К моменту реализации принимаемых решений обстановка может настолько измениться, что они теряют смысл. Тем самым принятие управленческих решений (планирование) по существу сводится к трудоемкому процессу определения наилучших путей получения случайных результатов, а управление в целом напоминает действия водителя, управляющего автомобилем, глядя только в заднее стекло.
     В необходимости разрешения указанного противоречия и состоит первая проблема совершенствования управления РВиА при подготовке и осуществлении огневого поражения противника в современных операциях. Ее решение в настоящее время пытаются осуществить на основе развития методов прогнозирования хода операции и принятия решений по результатам прогноза. Однако вследствие роста динамичности и неопределенности обстановки возможность такого прогноза ограниченна. Более того, уже сам прогноз и подготовка войск к действиям в соответствии с ним изменяет обстановку, поскольку противник также ведет разведку, вскрывает элементы подготовки и соответствующим образом реагирует на них. А даже совершенная подготовка к недостаточно точно прогнозируемому будущему не эффективна.
     Таким образом, обостряется противоречие между необходимостью и возможностью прогнозирования обстановки в операциях. Варианты будущего слишком многочисленны и разнообразны, чтобы можно было предсказать их все. Невероятные события потому и случаются, что командующие и командиры принимают решения. А решения – момент творчества и поэтому неизбежно во многом непредсказуемы.
     В целом в современных операциях основанное на прогнозах управление РВиА при огневом поражении может быть эффективным лишь для относительно короткого промежутка времени. В этом, на наш взгляд, состоит вторая проблема управления, которая в настоящее время еще недостаточно осознана. Например, мы по-прежнему достаточно детально планируем участие РВиА в массированных огневых ударах задолго до их нанесения. Распределяем средства поражения по конкретным объектам, организуем взаимодействие и оцениваем эффективность ударов. Однако столь детальное планирование на ранних этапах подготовки ударов – самообман.
     Рассматриваемая особенность ведет к тому, что изменяются объемы и содержание работ, выполняемых на различных этапах планирования огневого поражения противника. Основной объем работ смещается в сторону детального планирования в интересах непосредственного управления РВиА в ходе осуществления огневого поражения противника в операциях. Об этом, в частности, свидетельствует и тот факт, что относительный объем неплановых задач огневого поражения в общевойсковых операциях неуклонно возрастает и по опыту учений и боевых действий в настоящее время составляет 70 процентов.
     Вместе с тем детальное планирование и непосредственное управление представляют собой реакцию на конкретную ситуацию, характерную для относительно короткого промежутка времени, то есть носят локальный характер. Управление же РВиА направлено на достижение глобальных целей операции. Оно должно сосредоточиваться на обеспечении результативности применения имеющихся сил и средств в операции в целом, а не в отдельные ее моменты.
     Таким образом, возникает противоречие между объективно локальным характером принимаемых решений и глобальными целями управления РВиА при огневом поражении противника в операциях. Необходимость разрешения этого противоречия составляет суть третьей проблемы совершенствования управления РВиА при огневом поражении противника в современных операциях.
     В целом указанные противоречия и порождаемые ими частные проблемы раскрывают структуру общей проблемы совершенствования управления РВиА при огневом поражении противника в операциях.
     Совершенствование управления РВиА в операциях заключается в снятии или ослаблении противоречий, обусловливающих указанные проблемы. При этом система практически реализуемых для разрешения сформулированных проблем мер может быть условно разделена на четыре группы (направления):
     - научно-методические;
     - технические;
     - организационные;
     - оперативной подготовки войск и штабов.
     В научно-методическом плане совершенствование управления РВиА в операциях предполагает наличие достаточно развитой теории управления РВиА и прежде всего теории принятия решений в процессе подготовки и осуществления огневого поражения противника в операциях.
     В техническом аспекте совершенствование управления РВиА в операциях предполагает комплексную автоматизацию процессов сбора и обработки информации, формирования решений и доведения приказов, распоряжений и команд до исполнителей. Решение этой задачи связано с разработкой и внедрением унифицированных комплексов средств автоматизированного управления соединениями и частями РВиА, сопрягаемых со средствами управления общевойсковых формирований. Вычислительные средства этих комплексов должны строиться по общим с вычислительными средствами общего назначения (персональными ЭВМ) принципам, должны использовать единое программное обеспечение (операционные системы, сетевые средства и т.п.) и должны конструктивно выполняться для работы в полевых условиях.
     В организационном аспекте совершенствование управления РВиА в операциях связано с созданием рациональных организационно-штатных структур органов управления РВиА общевойсковых объединений (соединений) и соединений и частей РВиА, а также с установлением рационального порядка функционирования этих органов в процессе подготовки и осуществления огневого поражения противника.
     В плане оперативной подготовки штабов совершенствование управления РВиА в операциях обеспечивается:
     - регулярной отработкой в ходе мероприятий оперативной подготовки вопросов управления РВиА в огневом и ядерном поражении противника в операциях;
     - проведение тренировок по управлению ракетными ударами и огнем артиллерии объединений;
     - внедрением современных методов обучения, в том числе с широким использованием возможностей вычислительной техники.
     В целом рассмотренные направления достаточно полно охватывают процесс совершенствования управления РВиА в огневом поражении противника в операциях. Их реализация позволит существенно повысить эффективность применения рода войск в операциях.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex