- Павел Александрович, какова роль Полтавской битвы в истории России?
- Полтавская битва фактически разделила историю России на две части, на два периода: дополтавский и послеполтавский. Дело в том, что гром пушек на поле брани, уверенные и выверенные маневры русской армии и сам итог баталии показали, что родилась новая держава, обозначившая себя великой страной и претендующая на мировое лидерство. При этом уже в ближайшие после Полтавской битвы годы оформляется и международно-правовой статус России как великой державы – Амстердамский договор 1717 года, по сути, зафиксировал ведущую роль России на континенте.
- Что дало это сражение российской государственности, народу страны?
- Для русского народа, народов России в целом значение Полтавы велико. Полтава – многонациональная слава России, ведь в битве участвовали русские, украинцы, калмыки, татары, молдаване и представители других национальностей. Она слава всего нашего необъятного и разноплеменного Отечества. Поэтому про Полтавскую битву у нас в стране знает каждый. Она вошла в матрицу национального самосознания, то есть в первооснову того, что нас укрепляет как единый российский народ.
- Чем, на ваш взгляд, была обусловлена эта победа?
- Это следствие государственной реформы Петра Великого. Он за считаные годы не только создал, но и сделал молодую российскую армию одной из лучших в Европе.
Он окружил себя одаренными генералами. Петр умел взращивать и подбирать себе таких помощников. И первым таким помощником царя в военном деле в непростой период великой Северной войны с 1706 по 1712 год стал Александр Меншиков. Его отличали быстрота принятия решений, мастерство в руководстве маневрами на местности, упорство и изобретательность при достижении поставленной цели. Свойственна была ему и личная храбрость. Достойной оценкой вклада Меншикова в победоносную битву под Полтавой стало присуждение ему чина генерал-фельдмаршала.
Все это вместе взятое и дало свой результат. Накануне Полтавской битвы солдаты рвали на себе кафтаны (это не литературный вымысел, об этом пишет голландский посланник) и требовали, чтобы Петр не оставлял их в резерве. Это была уже совершенно другая армия, другие мысли. Если публицист Посошков, критикуя старую русскую армию в начале петровской реформы, писал, что многие конники так и думают, как бы за кустиком притаиться во время боя и потом из-за этого кустика, из лесочка выехать, как будто они участвовали в сражении, то теперь такого позора больше не было.
И тактику Петр применил новую. Она опиралась на русские национальные качества. В частности, в основу он взял сохранение военного строя. У русского народа в то время была сильна общинность, коллективизм. Сохраненный везде россиянами в ходе битвы строй – это проявление силы русской общинности, сплочения россиян в час грозной баталии.
Учитывалось и то, что наши конники, кавалеристы были в основном из крестьян. Это не кочевники, а обычные пахари. Поэтому коннице было приказано атаковать шагом или небольшой рысью. Галоп запрещался под страхом смертной казни, так как он приводил к нарушению строя и соответственно к поражению.
Для полководческого искусства Петра I свойственно применение следующих способов добиться успеха в баталии: создание перевеса в людях, артиллерии и массированное применение последней в полевых сражениях, непременное инженерное укрепление позиции, формирование достаточных резервов, стремление к охвату флангов неприятеля.
- В фортификации Петр I был новатором?
- Да, он первый в Европе применил в полевой баталии систему отдельно стоящих редутов, до этого сооружали непрерывные оборонительные линии. Редут – это полевое укрепление в форме квадрата с наружным валом и рвом, которые были обращены углом в сторону, откуда ожидалось наступление шведов. Петр десятью отдельно стоящими редутами встал на пути вероятного движения шведской армии и имел полный успех. Первоначальный натиск шведов закончился полным провалом, армия разделилась на три части, и одна из них погибла. Две другие сумели соединиться, но шведы оказались в ловушке на нешироком поле, где не могла развернуться их кавалерия, оторванная от своего обоза, резервов и артиллерии.
Петр реализовал в битве многие основанные на богатом опыте античного мира, Византии и военного искусства Европы нового времени установки, обеспечивавшие победу.
- На Украине сегодня Карла XII называют освободителем...
- В своем донесении русский капитан Ушаков сообщал о сплошном мародерстве шведских войск, о насилии над женщинами. Не щадили оккупанты и православные святыни: грабили храмы, заводили туда лошадей, штыками кололи образа и даже разогревали на них пищу.
Еще одной иллюстрацией бесчинств Карла XII являются иконы Полтавского Крестовоздвиженского монастыря, на которых вырезаны шахматные доски, играли на них в перерывах между убийствами. Войска Карла «отличились» и на родине президента Украины – Сумщине. Полки Дукера и Таубе сожгли село Смелое дотла по настоянию самого Мазепы, возмущенного «неправильной позицией» своих земляков. Вместе с городом Недригайлов шведы хотели уничтожить и Хоруживку (родное село Виктора Ющенко). Но им помешал фельдмаршал Меншиков, столь ненавистный современным мазепинцам. А вот спасти Веприк русские так и не смогли: после взятия города Карл XII приказал майору Вильдемайеру «превратить его в пепел». Также были сожжены Ковалевка, Рашевка, Опошня. В последнем из этих сел скандинавы заставляли детей убивать родителей и наоборот.
- Можно ли считать Полтавскую битву «переломным» моментом и для Европы в целом, ведь она стала закатом эпохи короля Карла ХII, хозяйничавшего в ней по своему усмотрению?
- Карл XII допустил как полководец многочисленные просчеты, ставшие для шведской армии роковыми. Фактически они являются зеркальным отражением составных частей воинского искусства Петра и его полководцев. Карл делал ставку «на удачу», он недооценивал значения русских полевых укреплений, пренебрегал ролью артиллерии в полевом сражении. Также он сознательно пренебрег численным превосходством русских войск, вообще, он недооценил противника, следствием чего стало полное поражение короля.
Вы правильно подметили: эта битва показала, что на востоке континента в результате преобразовательной деятельности Петра Великого появилась новая великая держава – Россия. Северная война носила созидательный характер, она создала великую Россию. По ее итогам Россия стала империей, а Петр принимает императорский титул. Это показатель его личных заслуг. Петр сделал Полтаву. Полтава – это его «детище», как и военно-морской флот, Санкт-Петербург, Академия наук, первая русская газета. Он творил новое в истории России, выводил ее на новый цивилизационный уровень и воссоздал армию. Полтава – это внешнее выражение успехов «военного строительства» Петра Первого.
- А какова оценка Полтавской битвы со стороны современной западной исторической науки?
- В Европе, я считаю, существует большое противоречие. Там признают огромное значение Полтавской битвы, но Петра Великого при этом не включают в число самых великих полководцев Европы – говорят совершенно противоположное. Я с этим категорически не согласен. Если Полтавскую победу сопоставлять с победами полководцев того времени, например, герцога Мальборо, маршала Виллара, то им до Петра было далеко. При Полтаве русские пленили целую армию. Шведская армия исчезла, перестала существовать, и практически без потерь с нашей стороны. Это феноменально. Это итог блестящего полководческого искусства Петра Первого. Созданный им перевес сил и массированное применение артиллерии свидетельствуют о его талантах.
- Какие мероприятия, приуроченные к Полтавской победе, запланированы с участием Швеции?
- В июне посольство Швеции в Москве провело ряд мероприятий, связанных с празднованием 300-летнего юбилея Полтавской битвы. Планируется выход двух книг, посвященных Полтаве, а также проведение научного семинара в Государственном историческом музее. Первая книга – сборник «Полтава: судьбы пленных и взаимодействие культур», авторами которого являются более двадцати шведских и российских историков. В него включены статьи о шведских военнопленных в России и о русских пленных в Швеции, об импульсах и взаимовлиянии между двумя странами. Книга выходит параллельно в шведском и русском изданиях и содержит многочисленные иллюстрации. Сборник является результатом сотрудничества между посольством и Российско-шведским центром РГГУ. Вторая книга – переиздание труда известного шведского историка Петера Энглунда «Полтава. Рассказ о гибели одной армии» на русском языке. В октябре в Москве откроется фотовыставка, на которой будут представлены работы молодых людей из России, Украины и Швеции на тему «300 лет спустя – какие мы? Один день из моей жизни».
- Сохраняются противоречия в оценке Полтавской битвы и в научных кругах России и Украины. Насколько разнятся наши позиции, какова суть украинского взгляда на Полтавскую битву и роль в ней гетмана Мазепы?
- Официальная украинская точка зрения мне кажется совершенно неестественной и извращающей историческую реальность, так как она утверждает, что Полтавская битва была... национальной катастрофой. Говорят местные националисты и о том, что в то время на Украине шла гражданская война. Но надо помнить, что эту гражданскую войну начал Мазепа, он обманом вовлек запорожское казачество в эту интригу. Итог этого плачевен: запорожцы вынуждены были отправиться в эмиграцию.
Вы знаете, в украинском обществе нет консенсуса по поводу фигур Бандеры, Шухевича, Петлюры или по поводу деятельности УПА (украинская повстанческая армия), но некоторое согласие по поводу государственной деятельности Ивана Мазепы в последние годы постепенно складывается. К слову, никого уже особо не настораживает, что вот уже 13 лет на украинских деньгах – на
десятигривенной купюре – изображен именно Мазепа, а в России в издательстве «Молодая гвардия» в серии «Жизнь замечательных людей» о нем вышла книга санкт-петербургского историка Татьяны Таировой-Яковлевой.
Долго шел спор и о том, надо ли устанавливать памятник Мазепе в Полтаве и, если надо, где именно: в городе или на поле битвы? Однако местными властями была вовремя осознана абсурдность установки памятника гетману на поле Полтавской битвы, в которой он, кстати, вопреки распространенному заблуждению, не принимал участия. В результате памятник Мазепе все-таки будет установлен в историческом центре Полтавы, но не к 300-летию битвы в июне, а к 18-й годовщине независимости Украины в августе.
- Как вы думаете, точки зрения России и Украины когда-нибудь сойдутся?
- В отдаленной исторической перспективе, думаю, это возможно. Но в ближайшей – нет. Будет полемика, каждый будет верить в то, что хочет. Украинского националиста убедить в том, что все было по-другому, на практике невозможно. Национализм основан не на разуме, а на том, что до разума не дотягивает, – чувства, вера во что-то, то есть то, что не связано с разумом, противоречит ему. Национализм базируется не на разуме, поэтому естественно, что украинские националисты будут верить в то, что ими выдумано. Надо быть реалистами и рационалистами, иначе у нас уйдет почва из-под ног.
- Павел Александрович, о чем должны нам, россиянам, напоминать события тех лет? О героизме русского народа, о силе единения нации, любви к Отечеству, о готовности отразить недружественные выпады в отношении России?
- Для нашего поколения Полтавская победа должна быть опорой в жизни, потому что это славная победа. Она показала величие русской армии, великого человека – Петра, который создал нашу страну, достойную уважения, и это для нас предмет гордости. Новое поколение должно научиться тому, что Россия – великая держава с достойным прошлым. Этим надо гордиться!