на главную страницу

10 Июля 2009 года

История Отечества

Пятница

Адмирал, не преданный забвению...

Капитан 2 ранга запаса Александр БОНДАРЕНКО.



Приближается двухвековой юбилей со дня рождения прославленного российского моряка, блестяще отразившего в 1854 году нападение англо-французского флота на Петропавловск, что на Камчатке. Речь – об адмирале Василии Степановиче Завойко.


     Однако юбилей этот может растянуться на несколько лет. Дело в том, что в энциклопедических словарях и биографических материалах можно встретить две его даты рождения: 15(27).07.1809 и 15.(27).07.1810. А вот год смерти адмирала никто не подвергает сомнению - 1898-й.
     К сожалению, в советские годы имя Завойко было предано забвению. В начале 1980-х годов благодаря сельской учительнице
     В.И. Мироновой в Николаевской области была найдена забытая могила адмирала. Время не пощадило ее, но на камне, вероятно, основании креста, читалась сохранившаяся надпись: «Адмирал Василий Степанович Завойко сконч. 16 февраля 1898 года на 89 году от рождения». Из чего следует, что наш герой родился в 1809 году. Памятник установили родственники адмирала (у него родилось 13 детей). В Российском государственном архиве ВМФ, что в Санкт-Петербурге, хранятся биографические материалы Завойко, из которых следует, что внук адмирала указал дату его рождения - 15 июля 1809 года. Это вполне согласуется с датой на памятнике Завойко.
     Но в том же архиве автору этих строк довелось в 1989 году держать в руках биографию, написанную собственноручно В.С. Завойко. Там читаем: «Родился я в 1810 году июля 15 дня в малороссийской Полтавской губернии села Прохоровки».
     Так где же лежит истина? В формулярном списке Завойко за 1868 год сделана запись: «Произведен в мичманы, имеет от роду 17 лет». Пока все логично. Но в другой графе читаем: «Вице-адмирал, 55 лет». Если список составлен в 1868 году, то как же родиться нашему герою в 1809-м?
     Перед знаменательной датой героя петропавловской обороны захотелось расставить все точки над «i». Выяснилось, что самой Прохоровке повезло, она уцелела после появления Кременчугского водохранилища. Так как административное деление, бывшее в империи, не сохранилось, пришлось отправлять запросы в государственные архивы областей сразу двух городов: Полтавы и Черкасс. Первыми ответили полтавчане, уведомившие, что метричные книги и ведомости Ильинской и Успенской церквей
     с. Прохоровка Золотонийского уезда, Полтавской губернии, ныне Каневского района Черкасской области, отсутствуют, и рекомендовали обратиться к коллегам из Черкасс.
     Пришедший из этого города ответ поверг в шок. Сообщалось, что Завойко В.С. родился 15 июля 1812 года! Поверить в это было просто невозможно. Неужели никто из историков за целый век так и не удосужился все проверить? Пришлось отправить повторный запрос: нет ли ошибки? Ведь у Василия было два брата. В то же время размышлял: фамилия достаточно редкая, да и по 15-му дню месяца рождения, профессии отца совпадение просто невероятное.
     И вот пришел уже официальный ответ: «Архивная справка. В документах объединенного архивного фонда Церкви Золотонийского уезда Полтавской губернии в метричной книге Ильинской церкви с. Прохоровка Прохоровской волости Золотонийского уезда Полтавской губернии (ныне Каневского района Черкасской области) за 1812 год есть актовая запись от 15 июля 1812 года: «У штаблекаря Стеф(а)на Завойки родился сын Василий, и крещен, молитствовал и крестил священно наместник Иоанн Осиповский». Дата рождения - 15 июля 1812 года (дата рождения и актовая запись про крещение указаны старым стилем).
     За 1809-1810 гг. записей про рождение Василия Завойки не выявлено (метричная книга сберегается полностью). В оригинале документа в имени отца пропущена буква «а». Ведомости про матерей рожденных детей и по родителям отца в метричной книге до 1823 года не значились. Директор архива Т.А. Клименко».
     Кто же так состарил Василия Завойко и в связи с чем добавил ему аж 3 года? Ведь сиротой он не был, и сознательно жизнь начинал при родителях, которые не могли забыть год его рождения.
     Родители его не имели большого достатка, происходили из старого казацкого рода, жалуемого от гетмана имениями и казной, впоследствии обедневшего и в двух поколениях сменившего меч на рясу. Возможно, объяснение кроется в необходимости отца Завойко определить сыновей на учебу. В 1819 году Василий и его брат Евфимий поступили в Николаевское штурманское училище, учебное заведение, отчасти схожее с Морским кадетским корпусом СПб. В 1802-1861 годах в него принимали дворян, достигших 10-16 лет. Следовательно, Василию, чтобы поступить в училище, надо было родиться в 1809 году. Прием бывал ограничен. Даже будущий герой Синопа Павел Нахимов подал заявление на прием в 11 лет, но по причине отсутствия вакансии был принят лишь спустя два года!
     Вероятно, эти причины и заставили Степана Осиповича Завойко добавить лишних лет своему сыну. Ростом Василий обижен не был и мог сойти за мальчика старшего возраста.
     Эти причины объясняют и другие события в жизни Завойко. Внук адмирала рассказывал, что в 1830 году бриг «Наварин» под командованием георгиевского кавалера капитан-лейтенанта П.С. Нахимова вернулся в Кронштадт из Средиземноморья и был представлен начальником отряда контр-адмиралом М.П. Лазаревым государю как особо отличившийся.
     Император лично произвел смотр корабельных маневров и остался доволен. Благодарил командира и офицеров, всех младших офицеров произвел в следующий чин. Всех, кроме мичмана Завойко, «которого признал еще слишком молодым». Когда командиры стали особенно ходатайствовать за своего подчиненного, «государь объявил в высочайшем приказе именное высочайшее благоволение мичману Завойко за усердную службу». В то время это поощрение означало сокращение срока выслуги очередного воинского звания на один год.
     Это открытие (позвольте так его называть) никак не умаляет заслуг Завойко, но вызывает еще большее уважение к этому человеку. Получается, что первый свой орден в 1827 году за участие в знаменитом Наваринском сражении мичман Завойко получил не в 18, а в 15 лет! Тогда на борту «Александра Невского» он командовал четырьмя пушками в нижнем деке и был начальником первого капральства первого абордажного отряда. Русский фрегат вел бой сразу с тремя кораблями. Огонь «Александра Невского» был так губителен, что один турецкий фрегат был пущен ко дну, второй сдался. Завойко участвовал в его пленении. При спуске с ростр катера ядром перебило кормовые тали. Василий Степанович упал в воду, но выбрался на корабль. Завел новые тали, спустил катер и вместе с лейтенантом Боровицыным отправился на турецкий корабль. Привез флаг, капитана и офицеров. Затем Василий Завойко, уже самостоятельно, убыл с караулом сторожить закрытую в трюм команду. Ночью турки взбунтовались, пришлось вызывать подкрепление и развозить пленных по кораблям. Утром приказано было пушки заклепать, фрегат прорубить и потопить, что и было исполнено. Рядом, на «Азове», так же отважно сражались раненый лейтенант П. Нахимов, мичман В. Корнилов, гардемарин В. Истомин - Наваринская бухта стала колыбелью героев Крымской (Восточной) войны.
     Составителям новых энциклопедий теперь благодаря четкой работе украинских архивариусов придется корректировать год рождения адмирала В.С. Завойко.
     А 200-летие доблестного воина должно отмечаться в 2012 году. Может, к этому времени и будет наконец восстановлен памятник адмиралу во Владивостоке, установленный на пожертвования россиян в 1908 году? И появится мемориальная доска на доме по улице Марата (дом 52 в Санкт-Петербурге), где проживал адмирал?


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex