В пятницу в итальянском городе Аквила завершил работу саммит восьми ведущих мировых держав, усиленный большой группой лидеров развивающихся стран и представителей международных организаций. Напомним, что это неформальный форум, на нем принимаются заявления, имеющие рекомендательный характер. Тем не менее общественно-политическая репутация «восьмерки» весьма высокая, и в силу этого достигнутые на таких встречах договоренности, да и просто прозвучавшие мнения имеют сильное влияние на дальнейшее принятие государствами и международными объединениями конкретных решений.
Аквила - город, сильно пострадавший в апреле от землетрясения. Этот факт сказался на внутренней атмосфере саммита. Причем настолько сильно, что, по выражению ИТАР-ТАСС, «содержательная часть работы G8 ушла в тень» на фоне угрозы новых сейсмических толчков. План эвакуации мировых лидеров, разработанный хозяевами саммита («План Б»), однако, реализовывать не пришлось. И он, как говорится, остался на бумаге - к всеобщему удовольствию.
Аскетизм быта - другая особенность неформальной встречи в Аквиле. Мировых лидеров разместили в обычных двухкомнатных номерах, без атрибутов роскоши. Так что Дмитрий Медведев оказался в одном особняке с Николя Саркози, но на разных этажах. Что же касается рабочей обстановки, то, по мнению многих участников, она была достаточно напряженной и способствующей деловому обсуждению повестки дня. В частности, руководитель российской делегации высказался в том плане, что дискуссии в Аквиле проходили более содержательно и глубоко, чем во время саммита «восьмерки» в Токио в прошлом году. Об этой ремарке Медведева журналистам сообщил помощник главы государства Сергей Приходько. «Президент удовлетворен тональностью и глубиной обсуждающихся проблем. Он усматривает в этом смысле прогресс по сравнению с предыдущим саммитом», - сказал Приходько.
По ходу работы саммита организовывались двусторонние встречи. Собеседниками Медведева в таком формате стали японский премьер Таро Асо, испанский премьер Хосе Луис Сапатеро, британский премьер Гордон Браун и южнокорейский президент Ли Мен Бак.
По причине недавней скандальной резолюции в японском парламенте относительно «приватизации» Южных Курил встреча Медведева и Асо привлекла особое внимание наблюдателей. Президент РФ на ней заявил, что «обсуждение таких сложных и важных проблем, как заключение мирного договора и территориальная проблема, должно проходить в соответствующей атмосфере». Она же, по словам российского лидера, в последнее время не только не улучшилась, но даже привела к всплеску эмоций.
Как сообщил прессе Сергей Приходько, беседа двух руководителей прошла «в духе открытости и откровенности». Медведев и Асо условились дать указание соответствующим переговорщикам продолжать консультации по активизации двусторонних отношений и обсуждению таких вопросов, как мирный договор.
В целом же, по оценке российской делегации, саммит был плодотворным. Агентство ИТАР-ТАСС на этот счет приводит высказывания заместителя министра иностранных дел РФ Сергея Рябкова из его телефонной пресс-конференции из Аквилы. «Нам удалось обозначить во всех текстах по политическим сюжетам наши приоритеты и предпочтения, - подчеркнул он. - Полностью обеспечены российские интересы».
В качестве примера замминистра привел принятый на саммите «хороший текст по Афганистану и Пакистану», в котором «впервые дана положительная оценка усилий России с партнерами по ШОС в этой сфере». Аналогичная картина по Ближнему Востоку, ситуации вокруг ядерных проблем КНДР и Ирана, добавил Рябков.
Отдельно дипломат сказал о заявлении лидеров по вопросам нераспространения и разоружения. «В этом документе выражена поддержка договоренностям, достигнутым на днях главами государств России и США, фиксирующим перспективу заключения до конца текущего года нового важного юридически обязывающего документа взамен Договора об СНВ», указал он.