на главную страницу

14 Июля 2009 года

Страна и мир

Вторник

«Настоящие Конотопы»

Олег ГОРУПАЙ, «Красная звезда».



И собрались на поле том послы грузинский и польский, украинцы из США и Канады, а также члены пропрезидентской «Нашей Украины» и, естественно, сам глава государства Виктор Ющенко... Собрались, дабы вспомнить «героические моменты» борьбы с русскими и напомнить о необходимости сопротивления «москалям», и «ныне продолжающим противостоять» становлению независимой Украины.

     В минувшие выходные здесь, на Сумщине, в Конотопе и расположенном вблизи от города селе Шаповаловка, президент с вышеперечисленной свитой принял участие в церемонии освящения крестов недавно возведенного казацкого храма Рождества Пресвятой Богородицы (этот обряд провел глава раскольнической Украинской православной церкви патриарх Филарет), возложил цветы к памятнику гетману Ивану Выговскому и открыл памятный знак к 350-летию Конотопской битвы.
     Торжества, придуманные и организованные Ющенко в «честь» победы украинских казаков, поляков и крымских татар над небольшим отрядом русских войск в 1659 году, были призваны стать отповедью русскому и большей части своего же украинского народа, совместно и широко отметившим перед этим юбилей Полтавской битвы.
     Для самого президента, вся политика которого направлена на противостояние с Россией, противостояние всему русскому, всему православному, празднование этого юбилея - вещь невозможная. Он даже попытался, правда безуспешно (шведский король Карл XVI Густав проигнорировал эту инициативу), подменить его пышными торжествами в честь 300-летия «украинско-шведского союза».
     Потерпев поражение на «полтавском направлении», Ющенко приказал, чтобы главные торжества в стране были связаны с 350-летием Конотопской битвы. Тогда, весной 1659 г.,
     27-тысячное русское войско осадило расположенный на севере Украины Конотоп. Туда же в июне 1659 г. подошла объединенная 60-тысячная запорожско-польско-крымская армия. Численность казаков в ней составляла менее половины от общей массы - 16 тысяч сабель. Остальные были крымчаки, поляки и иностранные наемники.
     27 июня состоялась битва, в ходе которой запорожцы заманили 10-тысячный русский арьергард князя Пожарского в татарскую засаду. Русское войско было разгромлено, погиб цвет московского дворянства и русской конницы во главе с князем Семеном Пожарским (в татарском плену он был казнен).
     Недолго после этого жил и Выговский. Поляки не забыли ему «флирт» с крымским ханом. Выговский, изменявший направо и налево своим хозяевам, вел себя так, как спустя 50 лет Мазепа по отношению к России. С одной лишь разницей, что в 1664 г. Выговского расстреляли, а Мазепа, бежавший после разгрома шведов под Полтавой и преданный церковной анафеме, умер своей смертью.
     Любовь украинского президента к различного рода «личностям», хоть как-то проявившим себя на антироссийском поприще, общеизвестна. «Ему наплевать, что и Мазепу, и Выговского поддерживала меньшая часть украинцев, как наплевать на то, что оба они продали так называемый украинский суверенитет, которого на самом деле не было», - считает украинский политолог Владимир Скачко. По его словам, историческим является тот факт, что Мазепа договорился тогда о вхождении Украины в состав Польши в обмен на то, чтобы стать во главе витебского и полоцкого воеводства, а Выговский же вообще разрешил крымчакам после победы под Конотопом разорить не поддержавшие его украинские земли. «Такая вот победа над украинским же народом», - резюмирует Скачко.
     Так чем же столь близки Ющенко упомянутые «герои»? По мнению украинских политологов, Иван Выговский, Конотопская битва - это, во-первых, символ прозападной политики Украины, то есть всего того курса, которого придерживается нынешняя власть в Киеве. Во-вторых, Конотопская битва показывает, что, будучи в союзе с Западом, можно «победить русских». «Конотопская битва учит украинцев, если мы живем с украинской идеей, то всегда побеждаем», - приводит слова, произнесенные Ющенко в ходе торжеств, агентство ИТАР-ТАСС.
     Если быть предельно точным, президентская идея фикс заключается в актуализации столкновений между русским и украинским народами и в выстраивании ментального рубежа между ними, без которого, по мнению Ющенко, немыслима украинская национальная идентичность. Как считает один мой весьма известный коллега, национальная Украина в лице Ющенко таким способом дает ясно понять, какой она видит свою роль на Западе вообще и в НАТО в частности: это не роль «достойной части западной цивилизации», это роль именно помощника в деле противостояния с Россией. Помощника тихого: никто в украинской власти напрямую воевать с Россией не хочет. Но вот обеспечить военные и политические возможности для других стран, подогреть обстановку и оказать своевременную помощь в случае крупного конфликта, по убеждению президента, - это и есть предназначение Украины, основа ее современного самовосприятия. Ибо вне конфликта Россия - Запад Ющенко себя и Украину просто не видит.
     В этой связи далеко не случайно, что на днях он отказался выполнять решение окружного административного суда Киева, обязавшего его объявить референдум по вопросу о вступлении Украины в НАТО и основанного на мнении четырех с половиной миллионов граждан страны, подписавшихся под требованием о проведении такого плебисцита. По словам президента, время интересоваться мнением граждан по этому вопросу пока не наступило. А наступит оно, по всей видимости, тогда, когда машина фальсификации истории, запущенная Ющенко, перекроит сознание украинцев по президентским же лекалам.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex