на главную страницу

15 Июля 2009 года

События. Комментарии

Среда

Новая архитектура безопасности

Вадим ДАВЫДОВ.



В Киеве прошло заседание Совета Межпарламентской Ассамблеи СНГ, на котором были подведены итоги Международной парламентской конференции по вопросам европейской безопасности.

     Выступая на конференции, председатель Совета Федерации Сергей Миронов заявил, что европейская безопасность является важнейшим компонентом глобальной стабильности и безопасности. История, по словам спикера, убедительно свидетельствует: когда политические бури сотрясают Европу, содрогается весь мир. Пример тому – две мировые войны. Начавшись в Европе, они, как торнадо, втянули в эту катастрофическую воронку всю планету.
     Окончание Второй мировой войны, напомнил он, казалось бы, породило надежду на вечный мир и благополучие народов, истерзанных молохом фашизма. «Однако, к сожалению, реалии были иными. К концу 60-х годов ХХ века ситуация в Европе и мире сложилась так, что международное сообщество было вынуждено задуматься о формировании новой структуры безопасности. Именно таким путем Европа пришла к Хельсинки. Подписание хельсинкского Заключительного акта стало судьбоносным решением не только для Европы, но и для всего мира», – сказал он.
     Сегодня, подчеркнул Сергей Миронов, мы оказались перед лицом новой реальности: по истечении 35 лет возникла острая необходимость формирования современной архитектуры европейской безопасности. «Главная причина этого, – считает председатель Совета Федерации, – радикальные изменения политического ландшафта в Европе и мире. Рухнула биполярная система международных отношений, так как с политической карты исчез Советский Союз. Кануло в Лету разделение мира по идеологическому принципу. Именно эти фундаментальные факторы выдвигают на первый план задачу формирования новой, отвечающей реальностям нашего времени архитектуры европейской безопасности».
     Полагаю, продолжил Сергей Миронов, что в процессе этой работы нам необходимо учесть некоторые наработки, которые были сделаны еще в эпоху «холодной войны». Так, на нашем континенте были созданы ОБСЕ и другие международные механизмы, которые выросли из общеевропейского процесса. Что же происходит с «тремя корзинами» этого процесса в настоящее время?
     Сергей Миронов объяснил, что в «первой корзине», куда входит блок военно-политических вопросов, ситуация выглядит, мягко говоря, противоречивой. «Холодной войны» и идеологического противостояния больше нет. Однако на континенте остается один-единственный военно-политический блок – НАТО, который, несмотря на изменения политического ландшафта Европы и мира, неуклонно расширяется в восточном направлении и продолжает действовать в прежнем режиме. Более того, сфера деятельности Североатлантического альянса начинает выходить за рамки его географической ответственности, распространяется на новые регионы вне евроатлантической зоны.
     Одновременно с этим процесс разоружения на самом европейском континенте зашел в тупик, в том числе из-за отказа ряда государств – членов НАТО ратифицировать ДОВСЕ. Соответственно это вынудило Россию приостановить свое участие в данном договоре.
     Далее Сергей Миронов пояснил, что во «второй корзине», которая включает вопросы сотрудничества в области экономики и экологии, положение тоже неоднозначное. Экономическая составляющая, которая имела смысл в условиях наличия в Европе двух противоположенных общественно-экономических систем, оказалась выхолощена. Действительно, сейчас на континенте все государства придерживаются одинаковых рыночных принципов развития. Кардинальных различий между ними в экономической философии больше нет. Поэтому смысл «второй корзины», сформулированной, как и весь Заключительный акт Хельсинки, еще в 1975 году, просто-напросто устарел.
     В том, что касается экологических положений, то они, наоборот, нуждаются в дальнейшем развитии и усилении, но уже с учетом новых экологических вызовов нашего времени.
     «Без всякого сомнения, – отметил спикер Совета Федерации, – сохраняется востребованность гуманитарного измерения хельсинкского процесса, которое относится к «третьей корзине».
     В сложившейся ситуации абсолютно закономерной стала инициатива России о разработке и заключении юридически обязывающего договора о европейской безопасности.
     «Хотел бы сразу подчеркнуть, что эта инициатива не предполагает «маргинализации» какой-либо страны или организации. Наоборот, она предусматривает участие всех государств и многосторонних объединений евроатлантической зоны в разработке положений договора», – заметил Сергей Миронов.
     Речь, в частности, идет о таких объединениях, как Евросоюз, НАТО, СНГ и ОДКБ. При этом следует отметить, что все эти организации в силу их институциональной природы занимаются обеспечением безопасности автономно. Их действия не скоординированы, а главное, они не охватывают всю евроатлантическую зону. Поэтому возникает реальная потребность в разработке «зонтичных» механизмов сотрудничества в сфере безопасности, которые охватывали бы всю Европу и прилегающие к ней морские пространства.
     По мнению российской стороны, в договор о европейской безопасности должны быть заложены четыре основных смысловых блока.
     Сергей Миронов объяснил, что первый блок подтверждает базовые принципы межгосударственных отношений, включая уважение суверенитета, территориальной целостности и независимости государств, невмешательство во внутренние дела, равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой. Здесь же предлагается отразить такие элементы, как недопустимость применения силы или угрозы ее применения, отказ обеспечивать свою безопасность за счет других, недопущение действий, ослабляющих единство общего пространства безопасности, запрет на развитие военных союзов в ущерб безопасности других участников договора, уважение права на нейтралитет и так далее.
     Второй блок касается принципов развития режимов контроля над вооружениями, укрепления доверия, сдержанности и разумной достаточности в военном строительстве. Сюда относятся принципы ненаступательной обороны, отказа от дополнительного постоянного размещения существенных боевых сил за пределами своих территорий и другие.
     Третий блок может быть посвящен принципам урегулирования конфликтов. Имеется в виду, что в договоре будут зафиксированы единообразные правила, применяемые ко всем кризисным ситуациям. Здесь же можно отразить общие подходы к их предупреждению и мирному урегулированию на основе переговоров.
     Четвертый блок договора предлагается посвятить механизмам взаимодействия государств и организаций по противодействию новым угрозам и вызовам, включая распространение оружия массового уничтожения, международный терроризм, незаконный оборот наркотиков и другие виды трансграничной организованной преступности.
     Естественно, подчеркнул Сергей Миронов, над содержательным наполнением договора можно и нужно работать только совместно. Российская сторона готова к обсуждению и проработке любых идей и предложений в этой области, от кого бы они ни исходили.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex