на главную страницу

15 Июля 2009 года

События. Комментарии

Среда

Романтики неба и моря

Андрей ГАВРИЛЕНКО, «Красная звезда».
Фото Виталия АНЬКОВА.



     17 июля – День авиации ВМФ России


     С праздником!
     Уважаемые товарищи матросы, сержанты, прапорщики, офицеры и генералы Военно-воздушных сил Военно-морского флота!
     От имени военного совета и главного командования Военно-морского флота горячо и сердечно поздравляю всех морских авиаторов, ветеранов, рабочих и служащих с Днем авиации Военно-морского флота.
     Боевая деятельность авиации ВМФ на протяжении всей истории флота отличалась беззаветной стойкостью и мужеством, высокой боевой активностью и воинским мастерством. Морские летчики восприняли и развили все ценное из истории Военно-морского флота.
     В начале прошлого века гидросамолеты с авианесущего крейсера «Орлица» добились первой в России боевой победы над морем – сбили два немецких аэроплана, что и явилось точкой отсчета рождения морской авиации.
     В довоенный период, в то время, когда вся страна следила за судьбой челюскинцев, морские летчики приняли активное участие в спасении полярных исследователей. Золотая Звезда Героя Советского Союза за № 1 была вручена именно воспитаннику морской авиации Анатолию Васильевичу Ляпидевскому.
     В годы Великой Отечественной войны летчики морской авиации отличались бесстрашием, героизмом и высоким летным мастерством. Уже в ее начале, в августе 1941 года, морская авиация нанесла первый удар по Берлину и, как было указано в приказе Верховного Главнокомандующего, первой проложила путь к Победе.
     В послевоенные годы морские авиаторы продолжали совершенствовать свое боевое мастерство, осваивать новую боевую технику. Особую гордость военные моряки испытывают за летчика-североморца Юрия Алексеевича Гагарина – первым проложившего путь человечества к звездам.
     Традиции флотских ветеранов-авиаторов свято хранит и приумножает сегодняшнее поколение морских летчиков, которые продолжают самоотверженно трудиться над укреплением боевой готовности флота.
     Дорогие товарищи! Приветствую и поздравляю вас с профессиональным праздником – Днем авиации Военно-морского флота!
     Желаю всем авиаторам крепкого здоровья, счастья, семейного благополучия, дальнейших успехов в ратном труде на благо Отечества!
     С уважением

     
адмирал Владимир ВЫСОЦКИЙ,
главнокомандующий ВМФ.

     Летчики и моряки – представители, пожалуй, самых романтичных профессий. А морские летчики – романтики вдвойне. За последнее время флотским авиаторам России доводилось выполнять поставленные задачи в самых различных точках всех четырех океанов нашей планеты. И неизменно их действия получали самые высокие оценки. Впрочем, безукоризненность, четкость, высокая ответственность особенно характерны для морских авиаторов. Так было всегда. И нынешнее поколение тех, кто сегодня служит во флотской авиации, остается верным традициям, заложенным их предшественниками.
     История морской авиации началась в сентябре 1910 года, когда над Севастополем впервые в летописи Российского флота пролетел аэроплан, пилотируемый лейтенантом Станиславом Дорожинcким. Именно в период с 1910 по 1915 год был получен первый опыт использования самолетов для ведения морской разведки, поиска и борьбы с подводными лодками, нанесения бомбовых ударов по кораблям и береговым объектам противника, обеспечения связи между кораблями. В те же годы были оборудованы и нашли достойное применение первые авианосные корабли России.
     17 июля 1916 года четыре гидросамолета М-9, взлетев с авианосного судна «Орлица» Балтийского флота, провели воздушный бой над морем с немецкими самолетами. Он закончился полной победой российских морских летчиков. Два кайзеровских самолета были сбиты. Наши вернулись без потерь. Этот день, день первой победы морских летчиков на отечественных гидросамолетах в воздушном бою над морем, принято считать днем рождения морской авиации российского Военно-морского флота. В соответствии с приказом главнокомандующего ВМФ 17 июля отмечается День авиации Военно-морского флота.
     К началу Великой Отечественной войны морская авиация представляла собой достаточно внушительную силу, насчитывая свыше 2,5 тысячи боевых самолетов, распределенных между четырьмя флотами, а также Каспийской и иными озерными и речными флотилиями. Большую часть самолетного парка морской авиации составляли истребители (45,3% состава), на втором месте были гидросамолеты-разведчики (25%), затем – бомбардировщики (14%) и торпедоносцы (9,7%). Остальные 6% приходились на учебные и вспомогательные самолеты.
     Основными задачами, стоявшими перед морской авиацией в тот период, были следующие: противовоздушная оборона баз и сил флота на переходе и в бою в пределах радиуса действия истребителей, разведка в интересах ВМФ, нанесение ударов по базам неприятельского флота и его кораблям в открытом море, борьба с подлодками противника. В ходе войны морская авиация совершила свыше 375 тысяч боевых вылетов. На счету ее летчиков – 5.509 самолетов противника, в том числе 4.495, уничтоженных в воздушных боях, 10 надводных кораблей основных классов, три подлодки, 193 вспомогательных корабля и катера.
     Летчики морской авиации совершили немало ярких подвигов. Так, в ночь с 7 на 8 августа 1941 года пилоты 1-го минно-торпедного авиаполка Балтийского флота под командованием полковника Преображенского на самолетах Ил-4 нанесли первый бомбовый удар по Берлину. С 7 августа по 5 сентября 1941 года балтийские Илы бомбили столицу Германии десять раз. В общей сложности на Берлин выходили 33 экипажа, сбросившие на город около 30 тонн бомб. Число, конечно же, мизерное по сравнению с тем, что советская авиация (не говоря о союзниках) высыпала на Берлин, Кенигсберг и другие крупные города рейха в дальнейшем. Тем не менее это было очень важно: в успешный, победоносный для врага период войны советская авиация убедила мир в лживости германских утверждений о ее уничтожении, доказала уязвимость гитлеровской столицы.
     Морская авиация дала стране и миру первых Героев Советского Союза. 259 морских авиаторов были удостоены этого звания, пятеро из них – дважды. 25 частей и соединений морской авиации стали гвардейскими, 41 часть получила почетные наименования городов, 50 были награждены орденом Красного Знамени. Первым дважды Героем Советского Союза в годы Великой Отечественной войны стал морской летчик Б. Сафонов.
     Самоотверженно защищали морские и океанские рубежи Родины морские авиаторы в годы «холодной войны» и при оказании интернациональной помощи братским народам. Достоен вклад морских авиаторов в дело освоения космоса и новой авиационной техники, где неувядаемой славой покрыли себя летчики палубной авиации во главе с Героем России легендарным Т. Апакидзе.
     После окончания Великой Отечественной морская авиация, как и все советские Вооруженные Силы, стремительно обретает новое лицо. К середине 1950-х годов главной ударной силой морской авиации становятся соединения бомбардировщиков Ту-4, оснащенных противокорабельными ракетами. Эти соединения, ставшие основой МРА – морской ракетоносной авиации, стали одной из главных отличительных черт советского флота. В тот период, однако, произошло и существенное ослабление морской авиации в целом: в ходе реформ, предпринятых Н.С. Хрущевым, ВМФ лишился собственных истребителей, которые вернулись в его состав только в 1970–1980-х годах.
     На смену Ту-4 уже в конце 1950-х пришли реактивные Ту-16, в дальнейшем неоднократно модернизированные, а затем сверхзвуковые Ту-22М. Основной задачей полков и дивизий стала борьба с крупными боевыми кораблями, прежде всего авианосцами. Дальность полета ракетоносцев позволяла в случае войны атаковать вражеские корабли в Северной Атлантике (примерно до широты Азорских островов), в Средиземном и Красном морях, Персидском заливе и Аравийском море, в северной и западной частях Тихого океана.
     Помимо бомбардировщиков-ракетоносцев морская авиация располагала многочисленными самолетами-заправщиками, постановщиками помех, дальними разведчиками, которые обеспечивали успех ударных соединений.
     Кроме борьбы с надводными кораблями на морскую авиацию по-прежнему возлагались задачи по противодействию подводным лодкам. Для этого флот располагал обширным набором противолодочных летательных аппаратов – от вертолетов палубного базирования до дальних Ту-142, созданных на основе стратегических бомбардировщиков Ту-95. Истребительные авиаполки морской авиации по-прежнему осуществляли задачи ПВО флота и сопровождения ударных самолетов. В 1970-е годы ВМФ СССР получил первые авианесущие корабли с самолетами вертикального взлета Як-38.
     Сегодня морская авиация, как род сил ВМФ, состоит из стратегической, тактической, палубной и береговой.
     Стратегическая и тактическая авиация предназначена для противоборства с группировками надводных кораблей в океане, подводными лодками и транспортами, а также для нанесения бомбовых и ракетных ударов по береговым объектам противника. Палубная авиация является основной ударной силой авианосных соединений ВМФ. Ее основные боевые задачи в вооруженной борьбе на море – уничтожение авиации противника в воздухе, стартовых позиций зенитных управляемых ракет и других средств противовоздушной обороны противника, ведение тактической разведки и др. При выполнении боевых задач палубная авиация активно взаимодействует с тактической.
     Вертолеты морской авиации – эффективное средство целеуказания ракетному оружию корабля при уничтожении подводных лодок и отражении атак низколетящих самолетов и противокорабельных ракет противника. Неся на себе ракеты класса «воздух– поверхность» и другое вооружение, они являются мощным средством огневой поддержки десанта морской пехоты и поражения ракетных и артиллерийских катеров противника.
     На вооружении морской авиации состоят различные типы самолетов и вертолетов. Количество летательных аппаратов позволяет решать весь комплекс задач. Планами развития предусмотрены: модернизация самолетного и вертолетного парка; продление ресурса авиационной техники и ее комплектующих; оснащение новыми комплексами, способными решать боевые задачи в удаленных районах Мирового океана в условиях силового и радиоэлектронного противодействия с применением высокоточного и помехозащищенного оружия; разработка новых средств поиска и поражения подводных лодок.
     Важнейшее направление – дальнейшее развитие корабельной авиации. Предусмотрены довооружение авианесущих кораблей новыми многоцелевыми вертолетами, придание корабельному истребителю функций многоцелевого палубного самолета, в котором остро нуждается морская авиация.
     В результате активных усилий на всех уровнях обеспечены боеспособность и боеготовность частей. В последние годы улучшается обеспечение боевой готовности и боевой подготовки соединений и частей ВВС и ПВО ВМФ, растет количество боеготовых экипажей и натренированность личного состава.
     В последнее время неоднократно проводились летно-тактические учения различного масштаба. Продолжается совершенствование выучки летного состава. Для подготовки корабельных летчиков разработана особая методика полетов над водной поверхностью, на предельных режимах полета, в усложненной и специфической обстановке палубного базирования. Такой подготовке предшествует жесткий отбор летного и инженерно-технического состава, способного решать боевые задачи в экстремальных условиях и при длительном отрыве от базовых аэродромов. Основа подготовки – теоретический курс, практические полеты на аэрофинишер – имитатор палубы корабля – и непосредственно полеты с посадкой на авианосец. В последние годы улучшилось качество подготовки выпускников вузов за счет увеличения часов налета на курсанта и улучшения учебной материально-технической базы.
     Выполнение задач боевой службы морскими летчиками тесно связано и с боевой учебой авиаторов иностранных государств. Это проявляется в совместных учениях по поиску и спасанию терпящих бедствие экипажей воздушных и морских судов, в реальных действиях по противодействию международному терроризму и в ряде других мероприятий. Выполняются посадки на палубы иностранных кораблей в ходе совместных учений с целью обмена опытом и повышения летной квалификации.
     В предпраздничный для морских авиаторов день всему личному составу остается пожелать ощущения глубокой гордости за принадлежность к морской авиации, верности ее славным традициям, осознания персональной ответственности каждого из них за безопасность воздушных и морских рубежей Родины. Есть надежда, что с каждым годом объем средств, необходимых для боевой подготовки и организации повседневной деятельности, будет возрастать. Это позволит более полно чувствовать моральное удовлетворение от ратного труда. Всем военнослужащим, гражданскому персоналу, ветеранам, членам их семей – крепкого здоровья, благополучия, добра и дальнейших успехов в службе и труде во имя России!


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex