на главную страницу

15 Июля 2009 года

События. Комментарии

Среда

Мужская работа

Михаил ЧЕВЫЧЕЛОВ,
Евгений УСТИНОВ, «Красная звезда».
Фото авторов.



     17 июля - День авиации ВМФ

     Зрелище было редкостное, военному аэродрому несвойственное: на обочине его, у самого обреза бетонной рулежной дорожки, стояли празднично одетые женщины в белом и розовом, зеленом и голубом. На открытых лицах, светлых и молодых - легкие улыбки и ожидание долгожданной встречи. Здесь же их дети, разновозрастные непоседы с разноцветными воздушными шарами в руках. Чуть в стороне - командование авиационного полка во главе с командиром полковником Сергеем Соколовым.
     Собравшиеся внимательно всматривались в низкое, плотно запечатанное седыми облаками небо, где уже весело стрекотал заходивший на посадку Ка-27-й.
     - Андрюша, сынок, смотри, вон твой папа летит, - невысокая, совсем еще юная женщина со светлыми прядями волос, ниспадающими на плечи, склонилась над худеньким чернявым мальчиком лет пяти.
     Мальчик оценивающе смотрит на казавшуюся отсюда крохотной винтокрылую машину, потом - с недоумением на маму: непонятно ему, как в таком маленьком вертолетике мог поместиться его папа, такой высокий и большой...
     Знакомимся. Красивую светловолосую женщину зовут Елена Николаевна.
     - Кого встречаете?
     - Мужа, майора Александра Данилу.
     - Волнуетесь?
     - Конечно, столько времени не виделись.
     Корабельная авиагруппа в составе двух экипажей палубных вертолетов майора Александра Данилы и командира эскадрильи подполковника Владимира Ковальчука, инженеров и техников ушла в поход на БПК «Адмирал Пантелеев» еще в апреле. А нынче на дворе уже июль. Конечно, за это время семьи авиаторов изрядно поволновались. И было отчего...
     - Провожала мужа, как на войну, - вспоминает Елена Николаевна. - Ведь на этот раз они уходили не в обычный мирный поход, а воевать с пиратами, охранять мирные торговые суда от их разбойных атак.
     - Ой, да что вы, каждый день думала о том, как он там да что с ним, - вторит Елене жена штурмана экипажа капитана Сергея Матвейчука - Ирина. Она пришла встречать мужа с дочкой - пятиклассницей Настей.
     А жена штурмана-оператора старшего лейтенанта Андрея Гуляева - Оксана, с виду совсем еще девочка, встречает супруга с крохотной очаровательной Настенькой на руках. «Пятый год пошел, как мы живем с мужем. И для меня это его первый поход и первое такое испытание, когда приходится провожать любимого человека, как на войну», - сказала она.
     Итог моих коротких опросов жен авиаторов как бы подвела боевая подруга командира эскадрильи подполковника Владимира Ковальчука - роскошно-красивая, с особой статью Елена Леонидовна: «Конечно, все мы волновались. Очень. Раньше отправляли мужей в обычные походы. А на этот раз - на боевое задание. Но мы жены летчиков и должны быть готовыми ко всему...»
     Пока я беседовал с женщинами, вертолет майора Александра Данилы оказался уже на стоянке. Смолкли двигатели, и лопасти несущего винта, закончив свое стремительное кружение, устало прогнулись к земле. Распахнулись боковые двери кабины, и вертолет стали неторопливо оставлять члены экипажа. Стоявшие у границы рулежной дорожки женщины разом потянулись к ним. Но... выдержали, границу дозволенного не перешагнули. Ждали, пока командир вертолета, построив свой немногочисленный экипаж, доложит командиру полка о том, что задание командования флота они выполнили.
     Доложил. Командир полка полковник Сергей Соколов тепло поздравил экипаж с возвращением на родную землю и скромно отошел в сторонку, давая возможность родственникам обнять вернувшихся из похода мужей и отцов. Терпеливо ожидавшие у рулежной дорожки мамы с детьми тут же ринулись к вертолету, словно в атаку. Объятия, поцелуи, восклицания и слезы радости на глазах.
     Пятилетний Андрюша Данила шагнул к отцу и важно, по-мужски, протянул ему руку. Андрюша бывал на аэродроме уже несколько раз. Даже однажды папа взял его в кабину и прокатил с одной стоянки на другую. И с тех пор Данила-младший твердо решил для себя: «Вот только подрасту - буду летать, как папа. На вертолете...» А сегодня он приготовил для отца свой рисунок. Какой - Андрюша пока не говорит. Он покажет его отцу потом, когда они вернутся с аэродрома домой...
     Командир экипажа майор Александр Данила высок, черняв и по-командирски основателен. Открытое, загорелое до черноты под тропическим палящим солнцем лицо и голос - низкий, с командными стальными нотками...
     Встречаюсь с ним впервые, хотя слышал о нем не раз. Лет восемь назад командующий ВВС и ПВО ТОФ генерал Юрий Антипов говорил о нем как об одном из молодых перспективных летчиков. Генерал хорошо знал подчиненных и не ошибся в оценках. Сегодня майор Александр Данила - один из ведущих летчиков вертолетной эскадрильи. Летает днем и ночью, в облаках и в условиях метеоминимума. И не только со своего родного аэродрома, но и с палубы корабля. А это на порядок сложнее аэродромных полетов... Это его первый антипиратский поход к берегам Аденского залива.
     Кто же они, современные флибустьеры, с кем пришлось встретиться нашим морским авиаторам лицом к лицу там, в чужих территориальных водах? И вот как охарактеризовал их в нескольких словах майор Данила.
     - Люди, отчаявшиеся, без работы и средств существования. Морской разбой - это их способ выживания в современном мире. Конечно, они могли бы заниматься и рыбной ловлей, но предпочитают старый, проверенный здесь столетиями способ добычи средств - грабить проходящие мимо богатые суда...
     - Первый раз мы с ними встретились 28 апреля. Барражировали в одном из заданных районов, когда вдруг заметили на воде небольшое суденышко, а за ним на буксире - две моторные лодки. Стоит такому суденышку, с виду совсем мирному, не вызывающему никаких подозрений, поравняться с проходящим мимо торговым судном, как две моторные лодки, маневренные и очень скоростные, отделятся от корабля-матки и буквально через несколько минут вооруженные до зубов люди окажутся на палубе торгового судна. Такова тактика современных пиратов. Следует отдать должное, она у них постоянно совершенствуется. И мы это учитываем и тоже работаем над своими тактическими приемами.
     Так вот, увидели мы странное суденышко с лодками на привязи и пошли на сближение. Суденышко стало разворачиваться, пытаясь уйти. Мы - очередь из пулемета прямо по курсу. Суденышко сбавило ход. Еще очередь - остановилось. Я доложил руководителю полетов о том, что остановил подозрительное судно, и попросил срочно доставить на него с БПК специальную группу досмотра, а сам лег в левый вираж вокруг суденышка. Слева на борту вертолета у нас стрелок сидел и все это время держал под прицелом задержанное судно.
     - Но ведь вас могли сбить в любой момент, окажись на борту суденышка ракетное оружие?..
     - Могли, но надо было держаться до подхода наших. И мы держались... А потом подошел катер, группа досмотра поднялась на палубу суденышка и... пленила, как нам сообщили потом, двадцать девять вооруженных до зубов «неизвестных».
     - На пиратское судно выходили парой, вместе с командиром эскадрильи подполковникам Владимиром Ковальчуком. Чередовались. Нельзя было одновременно подвергать риску два летательных аппарата.
     - Это была единственная встреча с морскими разбойниками?
     - Была еще одна. Десятого мая мы предотвратили захват пиратами одного из гражданских судов. Тактика у пиратов была та же: шло небольшое суденышко, с виду обыкновенное, мирное, а за ним на буксире быстроходные моторные лодки. Ну а дальше все проходило так, как я уже говорил выше...
     Кстати, хотите взглянуть на пиратское судно, которое мы задержали? - неожиданно предложил майор Александр Данила.
     - А это разве возможно?
     - А вот посмотрите на этот небольшой рисунок. Наши художники-умельцы изобразили пиратское судно довольно похожим на оригинал.
     На борту вертолета действительно было нарисовано некое судно, похожее на баркас. Рядом, величиной с судно, сжатый кулак как символ возмездия пиратам, а под ним две красные звездочки - две победы наших мужественных авиаторов в поединке с морскими разбойниками.
     В небе над аэродромом вновь застрекотал вертолет. Это заходил на посадку командир эскадрильи подполковник Владимир Ковальчук. И я поспешил на соседнюю стоянку...
     Не буду рассказывать о всех перипетиях очередной встречи морских авиаторов, вернувшихся из длительного океанского похода. Меня волновал теперь только один вопрос, на который, как мне показалось, я не нашел ответа у предыдущего собеседника. И я спросил Ковальчука: «Когда вы обнаружили пиратское судно и выходили на него, наверное, шли, как на амбразуру?»
     - Да что вы, - широко улыбнулся Владимир Иванович, - обыкновенная мужская работа... Надо бы молодежь готовить к этому.
     Вот таков он, командир эскадрильи корабельных вертолетов. Знаю его уже много лет как талантливого летчика, открытого и мужественного человека. По образу и подобию своему он воспитывает и подчиненных, которые умеют не только летать в любых погодных условиях, но и противостоять морским пиратам.

     На снимках:
     Подполковник Владимир КОВАЛЬЧУК сразу же после приземления на родном аэродроме попал в крепкие объятия жены Елены и дочки Надежды.
     Авральная работа.
     Данила-младший Андрюша поздравляет отца майора ДАНИЛУ с возвращением домой.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex