на главную страницу

15 Июля 2009 года

Геополитика

Среда

«Навуходоносор»: очередная реанимация

Борьба за «советское наследство» продолжается

Андрей ДИЕВ, эксперт Института геополитической информации «Энергия».




     ВНИМАНИЕ экспертного сообщества продолжает привлекать развитие событий вокруг проекта газопровода «Набукко» (так на Западе именуют древнего вавилонского правителя Навуходоносора). На этой неделе, 13 июля, в Анкаре было подписано межправительственное соглашение по этому проекту, предусматривающему поставки природного газа из региона Каспийского моря в европейские страны в обход России. Срок подписания переносился дважды из-за неясности по поводу возможных поставщиков газа для трубопровода, но в конце концов при активном участии штаб-квартиры Евросоюза участники соглашения поставили под ним свои подписи.
     Для реализации проекта был создан консорциум «Nabucco Gas Pipeline International», в который входят австрийская компания OMV, венгерская MOL, румынская Transgaz, болгарская Bulgargaz и турецкая Botas. К ним впоследствии присоединилась немецкая RWE. Магистральный трубопровод намечено проложить через территории Турции и балканских стран до Австрии, откуда газ попадет в западноевропейские газовые сети. Поначалу предполагается прокачивать около 15 млрд. кубометров газа в год, а со временем увеличить объемы до 31 млрд.
     Согласно сообщениям турецких СМИ Туркменистан обещал поставлять 10 млрд. кубометров газа в год, Азербайджан - 8 млрд., 2 млрд. ожидается из Египта и 7 - 8 млрд. - из Ирака. Анкара отказалась от претензий на 15 процентов газа, который будет проходить по «Набукко», но взамен добилась права доступа к европейским газовым резервам. Для этого трубопровод будет построен так, чтобы газ смог идти в двух направлениях - с востока на запад и с запада на восток, т.е обратно в Турцию. По мнению экспертов, на первых порах проект вряд ли будет рентабельным, но, похоже, Евросоюзу важнее геополитический аспект вопроса.
     На сегодняшний день уже существует несколько маршрутов вывоза энергоресурсов на Запад в обход России: нефтепроводы Баку - Тбилиси - Джейхан (Турция), Баку - Супса (Грузия), газопровод Баку - Тбилиси - Эрзурум (Турция). Это дает повод политическим кругам, связанным со штаб-квартирой
     НАТО, ставить вопрос об обеспечении безопасности маршрутов энергетических поставок на мировой рынок. США и их сторонникам в Евросоюзе нужен повод для дальнейшего военного проникновения на постсоветское пространство. Военные базы созданы в Прибалтике, под предлогом антитеррористической операции в Афганистане страны НАТО обрели опорные пункты в Средней Азии, есть признаки намерений обрести базы и на Южном Кавказе, в районе Каспия.
     В июне с.г. в Баку прошел семинар на тему «Энергобезопасность: вызовы и новые возможности», организованный Советом евроатлантического партнерства. Руководитель директората по обороне и экономической безопасности НАТО Михаэль Гауль в своем выступлении утверждал, что альянс может способствовать обеспечению безопасности маршрутов поставок энергоресурсов: «Стабильности энергетических поставок угрожают многие факторы как природного, так и техногенного характера, и НАТО может сыграть здесь некоторую позитивную роль».
     САМЫЙ существенный вопрос - чей газ намечено поставлять в Европу по «Набукко»? Судя по заявлениям, речь идет в первую очередь о «голубом топливе» из Азербайджана и Туркмении. Гипотетически эти республики бывшего СССР способны наполнить трубопровод газом. Азербайджан при участии крупных западных компаний сделал за последние годы серьезный шаг вперед в развитии своей добывающей промышленности. Республика уже не нуждается в покупке «голубого топлива» у российского «Газпрома» и даже стала поставлять его на экспорт. Газ с месторождения Шах-Дениз идет в Турцию и Грузию по южно-кавказскому трубопроводу Баку - Тбилиси - Эрзурум, а строящийся газопровод из Греции в Италию «Посейдон» - позволит поставлять в следующем десятилетии до 8 млрд. кубометров газа и на Апеннинский полуостров.
     

     Наша справка
     Азербайджан располагает разведанными запасами природного газа в объеме до 1,5 трлн. кубометров, включая месторождение Шах-Дениз, расположенное в азербайджанском секторе шельфа Каспийского моря, с извлекаемыми запасами до 1,3 трлн. кубометров. Из общего объема газа, добываемого в стране, для обеспечения потребностей внутри республики в год идет 13 - 14 млрд. кубометров. В 2009 г. на крупнейшем месторождении Шах-Дениз будет добыто 9 млрд. кубометров (на всех месторождениях - около 20 млрд.), а на второй стадии реализации этого проекта - до 16 млрд. кубометров.

     

     Но одних возможностей Азербайджана явно недостаточно для наполнения «Набукко». Существует несколько других вариантов решения проблемы ресурсной базы: Иран, Ирак и Туркменистан. Но в Ираке весьма неспокойно, и будущее этого государства весьма неопределенно, принимая во внимание курдский вопрос и противоречия между суннитами и шиитами (соответственно поддерживаются Саудовской Аравией и Ираном). Иран же является потенциальным объектом для удара Израиля и США - нынешний вице-президент США Джозеф Байден недавно откровенно поведал, что Вашингтон не будет препятствовать Израилю в осуществлении превентивной атаки на иранские ядерные объекты, если Иерусалим решит, что этот удар необходим.
     ИРАН готов стать участником нового проекта Евросоюза, тем более что изначально его европейские инициаторы видели именно эту страну своей ресурсной базой. В начале 2004 года австрийская компания OMV подписала с иранцами меморандум о взаимопонимании - планировалось экспортировать иранский газ в Австрию по маршруту: Иран - Турция - Болгария -Румыния - Австрия.
     

     Наша справка
     Иран обладает вторыми в мире доказанными запасами природного газа (27,5 трлн. кубометров, т.е. 18 процентов всех мировых запасов). Годовая добыча составляет около 170 млрд. кубометров, но экспортируется не более 5 млрд. Основные объемы газа используются внутри страны населением на нужды промышленности и электроэнергетики. Значительная доля добычи закачивается обратно в пласты для поддержания высокой производительности при нефтедобыче.

     

     Однако в проект вмешалась большая политика. Кто-то «подсказал» австрийским бизнесменам, что вести дела с Ираном, находящимся в конфронтации с США и Израилем, не «политкорректно». К тому же главные месторождения природного газа в Иране расположены неудобно для транзита в Европу - на самом юге страны (на побережье Персидского залива и на иранском шельфе). Знаменитое месторождение «Южный Парс» с его запасами в 13 трлн. кубометров находится на границе Ирана с Катаром. С экономической точки зрения иранцам и европейским инвесторам выгоднее построить современные заводы по сжижению газа и экспортировать СПГ морским путем в Европу, Индию, Китай и Южную Корею. Возможен также проект газопровода в Пакистан и Индию (строительство уже намечено).
     Словом, пять лет назад проект не «сложился». Тогда и родилась идея заполнить трубопровод, идущий в обход России, газом Азербайджана и Туркменистана. Идея тоже не новая. Еще в 1990-е годы англо-голландская компания «Шелл» (принадлежит финансовому конгломерату, который порой называют «британской ветвью Ротшильдов») прорабатывала проект транспортировки в Европу туркменского газа через Иран и Турцию, у компании имелось даже соглашение с правительством Туркменистана о подготовке технико-экономического обоснования проекта. Но опять в бизнес вмешалась большая политика: США уже давно крайне отрицательно относятся ко всем проектам, способствующим экономическому развитию Ирана. И хотя планировался лишь трубопроводный транзит с созданием ограниченной транспортной инфраструктуры, могущественная «Шелл» воздержалась от реализации проекта.
     НЕГАТИВНОЕ отношение США к вовлечению Ирана в проект «Набукко» сохраняется до сих пор. В минувшем июне об этом однозначно заявил в Анкаре специальный посланник госсекретаря США по вопросам евразийской энергетики Ричард Морнингстар. Касаясь вопроса наполнения нового трубопровода, американский эмиссар призвал Туркменистан увеличить добычу газа.
     Администрация Обамы, видимо, не намерена отказываться от стратегии своих предшественников, выступающих за уменьшение зависимости Евросоюза от углеводородного сырья из РФ. В самой Европе, особенно в структурах исполнительной власти Евросоюза, также немало сторонников вовлечения Азербайджана и Туркменистана в геополитические игры против России. Все это прикрывается непривычным для русского языка выражением «диверсификация маршрутов».
     «Набукко» должен составить конкуренцию новому российскому газопроводному проекту «Южный поток», а также трубопроводу «Голубой поток», идущему по дну Черного моря в Турцию (есть проект расширения его пропускной способности - «Голубой поток-2»). «Южный поток» намечено проложить по дну Черного моря и территории балканских стран в Центральную и Южную Европу. «Газпром» сможет перекачивать по нему до 47 млрд. кубометров газа в год. Правда, с маршрутом «Южного потока» еще не все ясно, ибо трубопровод должен пройти по украинской зоне Черного моря, а политика нынешнего официального Киева имеет сильно атлантический уклон (так что не исключена прокладка маршрута через турецкие воды).
     Шансы для «Набукко» возросли, когда к реализации проекта решил подключиться немецкий энергетический концерн RWE, который в апреле с.г. заключил с правительством Туркменистана предварительное соглашение о поставках природного газа из Центральной Азии в Европу. Это показало, кстати, что внутри немецкой политической элиты нет единой позиции относительно стратегии обеспечения Евросоюза энергоресурсами. В связи с этим примечательна недавняя статья во влиятельной французской газете «Монд». Мари де Вержес пишет: «Велика вероятность того, что битва за газопроводы в Европе обернется грызней между немцами. Бывший министр иностранных дел от партии зеленых Йошка Фишер недавно был назначен советником по проекту «Nabucco» - трубопроводу длиной в 3.400 километров, который должен соединить страны-производители на Каспийском море с Австрией, пройдя через Турцию в обход России. Фишер идет по стопам своего начальника времен красно-зеленой коалиции, бывшего канцлера Герхарда Шредера: с 2006 года социал-демократ председательствует в наблюдательном совете консорциума, занимающегося строительством газопровода «Северный поток», связывающего Россию с Германией, которым будет управлять «Газпром». Как в свое время Герхарду Шредеру, шестидесятиоднолетнему Йошке Фишеру предложили кругленькую сумму за услуги, которые он будет предоставлять немецкому энергетическому концерну RWE и австрийской нефтегазовой компании OMV».
     РЕШАЮЩУЮ роль в судьбе газопровода сыграет, видимо, позиция Туркменистана, который первоначально, с момента своего самостоятельного развития, ориентировался на продажу газа России и Ирану. Изменения в ориентации Ашхабада обнаружились, когда были обнародованы договоренности о поставках «голубого топлива» в Китай. Сейчас ударными темпами завершается строительство трубопровода через земли Узбекистана и Казахстана, и уже в начале следующего года в Поднебесную начнет поступать туркменский газ (до 30 млрд. кубометров в год с последующим увеличением до 40 млрд.).
     

     Наша справка
     Туркменистан обладает одними из крупнейших в мире месторождений «голубого топлива». Общие запасы газа превышают 20 трлн. кубометров. Запасы месторождения газа в Марыйской области на юго-востоке Туркмении составляют от 4 до 14 трлн. кубометров. Это подтверждают британские специалисты, проводившие независимый аудит недавно открытой группы месторождений Южный Иолотань - Осман и месторождения Яшлар. Пока в республике добывается около 80 млрд. кубометров газа в год, но идет речь о добыче в недалекой перспективе до 140 млрд. кубометров.

     

     Новый энергетический проект Китая в постсоветской Средней Азии является сам по себе крупным геоэкономическим событием, меняющим в известной степени саму геополитическую конфигурацию в этом важном Евразийском регионе (уже действует нефтепровод из Казахстана в западные районы КНР Атасу - Алашанькоу). В июне с.г. президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов и вице-премьер Китая Ли Кэцян подписали целый пакет соглашений, который некоторые СМИ назвали «газовым союзом» Пекина и Ашхабада. Китай предоставляет Туркменистану
     3 млрд. долларов на освоение крупнейшего в стране газового месторождения Южный Иолотань. Для великой азиатской державы, золотовалютные запасы которой, по некоторым публикациям, достигли
     2 трлн. долларов США, это весьма посильное вложение.
     Теперь Ашхабад обращает свой взор на Запад. В случае сокращения поставок в Россию («Газпромом» было законтрактовано в Туркменистане на ближайшие годы по 50 млрд. кубометров газа в год) наполнение «Набукко» туркменским газом, может быть, и реально. Вопрос, однако, в том, как закачать «голубое топливо» в новый трубопровод, который, вероятно, намечается как продолжение и развитие уже построенного газопровода Баку - Тбилиси - Эрзурум (был рассчитан на ежегодную транспортировку 20 - 30 млрд. кубометров).
     Географически Туркменистан расположен так, что требуется строить газопровод через Каспий, что в международно-правовом отношении проблематично, так как может потребовать согласия других каспийских государств, включая Россию, имеющую свои интересы в европейском газовом бизнесе. Правовой статус Каспия, как известно, до сих пор не определен. Если этот вопрос не будет отрегулирован, то остается другой вариант - прокладывать маршрут через территорию Ирана, игнорируя позицию США.
     На данный момент известно, что начать строительство газопровода «Набукко» планируется в 2010 году, поставки газа - в 2014 году. В участии в тендерах на проектирование, строительство и эксплуатацию «Набукко» проявляет заинтересованность украинская компания «Нафтогаз Украины». Об этом заявил на днях уполномоченный президента Украины по международным вопросам энергобезопасности Богдан Соколовский. Славянские братья имеют, увы, склонность поддерживать многие начинания Запада, имеющие антироссийский контекст.
     ЗАПАД (США и Евросоюз), приходиться констатировать, по-прежнему проявляет настойчивость в снижении зависимости европейской экономики от российских энергоресурсов, которую они оценивают как высокую. В 2008 году при общем потреблении 22 странами Европы и Турцией природного газа в объеме 520 млрд. кубометров доля российского «Газпрома» составила 159 миллиардов (в Италии российская доля - 30 процентов, Германии - 43, Турции - 66 процентов).
     В приоритетах для Евросоюза на постсоветском поле геополитической игры - «продавить» постройку «Набукко» при привлечении к его наполнению Туркменистана. Успех Китая с созданием восточного маршрута экспорта туркменского природного газа стал отчасти неожиданностью для западных архитекторов нового мирового порядка. И теперь предпринимаются попытки направить вектор энергетической политики богатого нефтью и газом Туркменистана на Запад, используя возникшие недавно некоторые проблемы во взаимоотношениях Ашхабада и «Газпрома».
     Выступая на днях на расширенном заседании правительства, глава государства Гурбангулы Бердымухамедов заявил, что независимый аудит газовых месторождений Туркмении, проведенный в 2008 году, и последние открытия туркменских геологов показали мировому сообществу, что страна располагает колоссальными запасами природного газа. Этих запасов, по его словам, хватит и для заполнения газопровода «Набукко». В связи с этим заместитель госсекретаря США Уильям Бернс приветствовал намерение главы Туркменистана принять решение о присоединении страны к проекту нового газопровода, предназначенного для транспортировки газа из Прикаспийского региона в Европу в обход России. Касаясь вопросов сотрудничества Туркменистана с США в рамках реализации этого проекта, заместитель госсекретаря отметил, что американские компании могут многое предложить туркменской стороне для разработки своих энергетических ресурсов. Борьба за «советское наследство», как видим, продолжается.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex