на главную страницу

17 Июля 2009 года

Тема номера

Пятница

На широкой основе

Вадим МАРКУШИН, «Красная звезда».
Фото пресс-службы Президента РФ.




     В четверг в Мюнхене с кратким рабочим визитом побывал Президент России Дмитрий Медведев. В ходе переговоров с канцлером Ангелой Меркель были обсуждены вопросы европейской безопасности и пути расширения сотрудничества на широкой основе. Речь, в частности, шла о более жестких совместных действиях в борьбе с организованной преступностью и торговлей людьми. Затрагивались также такие острые темы, как Ближний Восток, Иран, Кавказ.
     После окончания переговоров Медведев и Меркель приняли участие в заседании проходившего здесь же, в баварской столице, общественного форума «Петербургский диалог». Тема дискуссии - пути выхода из кризиса глазами граждан двух стран.
     Напомним, что форум был создан в 2001 году по инициативе лидеров России и ФРГ с целью отладить отношения между двумя странами. Российскую делегацию на этот раз возглавлял первый вице-премьер Виктор Зубков. В рамках своего пребывания в Баварии он посетил бывший концлагерь Дахау и стрельбище войск СС. Теперь это мемориальный комплекс.
     Как и ожидалось, внимание руководителей России и Германии было обращено в первую очередь на деловую составляющую двустороннего и многостороннего (европейского) сотрудничества. И это не случайно. Жизнь все более настоятельно указывает на то, что хозяйственные связи требуют постоянного патронажа со стороны руководящих политических и государственных структур. В противном случае она то и дело преподносит нехорошие сюрпризы.
     Данную поездку наблюдатели отнесли именно к разряду оперативного вмешательства туда, где требуется политическое лоббирование. Речь, в частности, идет о сделке Сбербанка с американским автогигантом General Motors о покупке в конце мая 55 процентов акций «Опеля». Однако закрытия сделки, намечавшейся на 15 июля, так и не произошло. Более того, GM неоднократно заявлял, что он не отказался от переговоров с другими претендентами на «Опель».
     В числе российско-германских приоритетов остается «газовая» тема. Берлин, надо сказать, добросовестно выполняет лоббирующую роль в том, что касается строительства «Северного потока». Наметившаяся динамика с проталкиванием каспийского проекта Nabucco в обход России не могла не отразиться на стремлении Москвы ускорить ход подготовки к реализации плана прокладки трубопровода по дну Балтийского моря. Дела тут обстоят далеко не безмятежно. Если Финляндия в начале июля дала свое «экологическое» согласие на прокладку трубы, то Дания и Швеция почему-то решили отложить этот вопрос до сентября.
     Еще один вопрос из этого тематического круга, который беспокоит обе столицы, упирается в оплату Украиной газа, закачиваемого в подземные хранилища. Российская сторона, как известно, уже не раз призывала Евросоюз решить эту проблему коллективно путем совместного кредитования Киева. Однако дело пока не движется.
     Вообще же российско-германские экономические отношения переживают очень нелегкий период. Финансовые проблемы корпораций негативно отразились на торговом обороте. Речь, по сути, идет о его двукратном сокращении по сравнению с прошлым годом. При этом Германия как ведущий поставщик товаров в Россию опустилась на второе место, пропустив вперед Китай. Многие российские фирмы, заказав в Германии товары, не в состоянии оплатить счета по ним. Идея же создания совместного государственного фонда для урегулирования подобных тупиковых ситуаций зависла в воздухе бюрократических нестыковок.
     Характеризуя положение в целом, некоторые российские и немецкие специалисты произносят тревожное слово «обвал» и обсуждают потенциальные возможности каких-нибудь спасительных проектов, способных хотя бы частично заполнить образовавшийся вакуум в деловом сотрудничестве.
     Один из таких «прорывных» проектов относится к сфере производства магистральных электровозов для тяжелых составов. По имеющимся сведениям, российская группа «Синара» и германская компания «Сименс» планируют организовать совместный серийный выпуск железнодорожных тягачей на базе Уральского завода в Верхней Пышме.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex