на главную страницу

17 Июля 2009 года

Армия и общество

Пятница

В небе над Крымом

Владимир ПАСЯКИН, «Красная звезда».
Фото автора.



     17 июля - День авиации ВМФ

     Конец июня. В авиагарнизоне Гвардейское плюс 38 градусов в тени! На солнце столбик термометра тянется к 50-градусной отметке. Именно в это время в Севастополе был зарегистрирован абсолютный максимум июньской температуры по метеонаблюдениям. Это на Павловском мысу, который находится на берегу Севастопольской бухты. Здесь же, в самом центре Крымского полуострова, на бетонке аэродрома в дневное время находиться просто невозможно. Даже невооруженным глазом видно, как горячий воздух струится, вьется над раскаленными бетонными плитами.
     Одну из плит повело, деформировало, и потребовался ее срочный ремонт. Взлетно-посадочная полоса всегда должна быть готова к приему и отправке самолетов, поэтому работы велись в ударном темпе, несмотря на изнуряющую жару.
     Нельзя было не заметить, что здесь, в центральной части Крымского полуострова, где нет освежающего дыхания моря, гарнизонная жизнь начинается рано, буквально с восходом солнца. Днем, в обеденное время, насколько это возможно, замирает и к вечеру вновь активизируется.
     Именно ближе к вечеру, когда жара спала, мы вместе с заместителем командира авиационной базы по воспитательной работе лейтенантом Валентином Витюком проехали на аэродром, где полным ходом шли восстановительные работы. Рядом с экскаватором «стрелял» отбойный молоток. Работали матросы. Всем этим процессом руководил заместитель командира аэродромной роты по технической части лейтенант Александр Сологуб.
     - Не знаю, что это за марка бетона, но одно могу сказать совершенно уверенно, - прокомментировал лейтенант, - на совесть наши отцы и деды строили.
     Чтобы сделать полеты безопасными для летчиков, требуется настоящее искусство от инженеров, техников и всех тех, кто обеспечивает боевую деятельность авиаторов Севастопольского Краснознаменного, ордена Кутузова отдельного морского штурмового авиационного полка. Полеты, выполнение задач боевой подготовки - это один из аспектов работы большого коллектива гражданского и военного персонала, который день и ночь трудится над тем, чтобы обеспечить эти самые полеты в любое время года и суток. И не только в пределах родного авиагарнизона.
     Прошлогодняя августовская операция по принуждению Грузии к миру стала серьезным боевым экзаменом для всего коллектива полка.
     - Задачу нам поставил начальник ВВС Черноморского флота, - вспоминает командир прославленного полка летчик 1-го класса полковник Михаил Багаев. - Сначала приказали подготовить четыре самолета для перебазирования в Анапу, а затем в Ейск. В эту группу вошли офицеры, в числе которых мой заместитель по летной подготовке подполковник Владимир Цуранов, командир эскадрильи подполковник Владимир Богданов. Опытные, знающие летчики. И с ними необходимый инженерно-технический состав. А через день перебазировалась еще одна группа из двух самолетов.
     Летчики и инженерно-технический состав действовали в условиях жесткого лимита времени. Работать приходилось в спартанских условиях. Кому-то приходилось ночевать на земле, под крылом самолета. Но это не повлияло на качество решения поставленных задач. Зато авиаторы получили бесценный боевой опыт, действуя в экстремальной обстановке. Полк не понес боевых или других потерь. Обе группы сделали необходимое количество вылетов. И не случайно позже авиаторов отметят на самом высоком уровне, они получат медали и благодарности от Верховного Главнокомандующего за выполнение поставленных задач.
     Пусть и не такое экстремальное, но не менее напряженное задание выпало на долю полка и в недавних крупномасштабных учениях «Кавказ-2009». Штурмовики - грозная сила и без них не обходится ни одно масштабное учение.
     За всю свою историю личный состав полка всегда с честью выполнял все поставленные перед ним задачи.
     - В июле 1990 года полк вернулся к местам своей боевой славы в Крым и перелетел к месту своей новой дислокации на аэродром Гвардейское ВВС КЧФ, - рассказал заместитель командира полка подполковник Геннадий Загонов, - для «севастопольцев» наступил наиболее сложный период в послевоенной истории полка.
     11 мая 2008 года прославленному полку исполнилось 70 лет. Торжественные мероприятия проходили в авиагарнизоне Гвардейское с участием ветеранов полка и ВВС ЧФ, депутатов Государственной Думы, официальных делегаций Республики Чувашии и Центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина. К этой дате в полку открыли памятник, возле которого всегда цветы.
     Здесь сильны добрые традиции. Их стараются поддерживать и приумножать. Каждый из вновь прибывших молодых офицеров обязательно посещает музей полка.
     - Чувство гордости за соединение - это огромная сила, - говорит полковник Михаил Багаев, - и мы делаем все возможное, чтобы славная история полка, его давние боевые традиции работали в полной мере.
     В ходе командировки мне удалось пообщаться не только с командным звеном полка и авиационной базы, но и с молодыми офицерами.
     Офицеры горят желанием служить и с максимальной отдачей выполняют свои служебные обязанности.
     У 28-летнего капитана Андрея Когута отец был военным летчиком. Он погиб в авиакатастрофе. Сын, несмотря на трагическую судьбу отца, не побоялся продолжить его дело. Стал военным летчиком. Командир полка дает высокую оценку этому офицеру, его профессиональной подготовке. Офицер буквально рвется в небо.
     В звено Когута входит экипаж, который возглавляет старший лейтенант Ильми Айваржи (250 часов налета). Он окончил Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков в 2005 году. Штурманом у него старший лейтенант Павел Горбачев, у которого пока сто часов налета.
     Хорошую практику получают здесь выпускники военных авиационных училищ.
     Топлива для полетов достаточно. Летчиков больше волнует проблема старения техники. Боевые машины были далеко не новые еще в ту пору, когда перелетели в Гвардейское.
     Долго в ту пору не мог решиться вопрос обновления авиатехники взамен устаревшей и уже списанной. Но решился-таки после того, как свое согласие дал в ту пору президент Украины Леонид Кучма. От нынешнего президента Украины такого шага трудно ожидать. Поэтому авиаторы не питают особых надежд на новые самолеты. Они изо всех сил стараются поддерживать в технически исправном состоянии действующую авиатехнику.
     - Делать это непросто, - говорит полковник Михаил Багаев, - инженерно-технический состав полка, возглавляемый подполковником Станиславом Ретюнским, делает все возможное, чтобы обеспечить безаварийные полеты самолетов. Настоящие профессионалы и, я бы сказал, фанаты своего дела. Умные головы и золотые руки. Особо хочется отметить майоров Андрея Мануйлова, Николая Портянова, Андрея Андреева...
     Вернемся, однако, к тем, кто на земле обеспечивает полеты авиаторов в небе. К вечеру столбик термометра пошел вниз. Когда жара спала, мы вместе с лейтенантом Валентином Витюком проехали на аэродром, где полным ходом шли восстановительные работы на взлетно-посадочной полосе.
     Уже позже я узнал: поставленную задачу личный состав аэродромной роты, которой уже около года командует старший лейтенант Никита Назаров, выполнил. В назначенный срок полоса была готова к использованию.
     На авиационной базе, которой командует полковник Андрей Войтук, ежедневно выполняется огромный объем работ. Даже если нет плановых полетов. На него замыкается не только аэродромная рота, но и все тыловые службы. То есть все то, что обеспечивает повседневную жизнь полка и гарнизона в целом. Людей нужно одеть, обуть, накормить, обеспечить всем необходимым. Во время полетов нагрузка, понятное дело, значительно возрастает. В подчинении полковника Войтука не одна сотня человек. Как военных, так и гражданских.
     ...Из авиагарнизона Гвардейское мы уезжали в Севастополь вместе с командиром полка летчиком 1-го класса полковником Михаилом Багаевым. Он рассказал об итогах зимнего периода обучения.
     - За полгода подготовили шесть летчиков 1-го класса, - свидетельствует Михаил Андреевич, - четырех штурманов 1-го класса и двух - 2-го класса. План зимнего периода обучения по налету выполнен.
     Командир полка доволен тем, что приходит много молодежи. Так много, как, пожалуй, никогда за последние годы. В прошлом году, например, из числа молодых лейтенантов подготовили к полетам семь летчиков. Планируют в летний период обучения подготовить еще столько же. Теоретически они подготовлены. Предстоит самое важное: отработать технику пилотирования. Это не просто важная и сложная задача. Это вопрос государственной важности, потому что от этого зависит боеготовность и боеспособность ведущего ударного авиаполка Черноморского флота.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex