на главную страницу

22 Июля 2009 года

Армия и общество

Среда

Мичман с «Пантелеева»

Евгений УСТИНОВ, «Красная звезда».
Фото автора.



Белорус старший мичман Маскалевич – «румын». Такое, пожалуй, возможно только на нашем флоте, где «румынами» окрестили минеров с торпедистами. Окрестили давно, еще в те времена, когда в Бухаресте по спецзаказу царского правительства для них тачали башмаки, не скользившие на шаткой палубе при обслуживании первых гальванических снарядов, крайне ненадежных и взрывоопасных. Сто лет спустя «румынскую» обувь выпала честь примерить и Владимиру Маскалевичу. По чистой, как он утверждает, случайности.

     26 июля - День Военно-морского флота России

     
Сила искусства


     Мы с Адамычем из поколения, осаждавшего кинотеатры с фильмом «В зоне особого внимания»: я не раз смотрел культовую картину в Барнауле, а он – в самом сердце белорусского Полесья, Мозыре. После чего независимо друг от друга стремились, как можно скорее, почувствовать свою причастность к достойнейшему из мужских занятий – ратной службе.
     Твердо решив стать десантником, часто и подолгу до этого хворавший Володька лет с десяти занялся спортом. Да так, что в багаже призывника Маскалевича уже были определенные достижения в биатлоне, легкой атлетике, парашютном спорте, а еще и в шахматах. Болезни, немного поартачившись, отступили. А следом капитулировали эскулапы, отправившие в архив его старую, распухшую от эпикризов медкнижку. За ненадобностью!
     
Севастопольский вальс

     Передо мной любопытная фотография. На ней два школьных приятеля: десантник Александр Скурковский и военный моряк Владимир Маскалевич. Хотя все должно бы быть по-другому. Это Саня всегда рвался служить на флот, а наполнять свой парашют синевой мечтал и стремился Володя!
     Осенью 1985 года Владимир напоминал полководца, вынужденно отступавшего под натиском превосходящих сил неприятеля. После неудачных попыток поступить в Минское суворовское и Рязанское воздушно-десантное училища он оказался в Учебном отряде имени адмирала Ф.С. Октябрьского. Отходить из Севастополя было некуда. Да и незачем. На фоне аналогичных учебных учреждений старейшая матросская альма-матер Черноморского флота выигрышно смотрелась за счет отменной материально-технической базы, сильного преподавательского состава, а также целостной системы обучения и воспитания, венцом которого была стажировка на боевых кораблях.
     Переживший две разрушительные войны – Крымскую и Великую Отечественную, сформированный еще при Нахимове отряд был похож на музей, а учеба в нем – на увлекательнейшую экскурсию. Здесь Владимиру открылось назначение множества устройств, из которых состоит военный корабль. Пришло понимание значимости и прямой зависимости действий отдельно взятого человека для успеха всего экипажа. Ежедневные теоретические занятия, как правило, перемежались с практической работой в аудиториях, где можно было потрогать руками торпеду или даже посидеть на мине. О рытье курсантами траншей и канав тогда речь вообще шла!
     Владимир Адамович всегда с удовольствием возвращается в подаривший ему море город. Всякий раз встречаясь с юностью, он с теплотой вспоминает своих первых командиров и наставников – капитана 3 ранга Ситникова, капитан-лейтенанта Новоселова, старшего мичмана Мазана и старшину 2-й статьи Липшина. Учили как надо! Молодым матросом Маскалевич мог запросто заткнуть за пояс любого старослужащего.
     
В Бомбей за звездами

     Они столкнулись на Бомбейском рынке – примадонна советской эстрады и моряки с БПК «Адмирал Захаров».
     - Женщина, если вам не нравится эта юбка, отдайте мне, – попросил одну из посетительниц популярного магазина «Саша» старший мичман Евгений Блинов, усмотрев в ее руках подходящий подарок для своей дражайшей половины.
     На что та только сильней ухватилась за вожделенный предмет женского гардероба.
     Никто не хотел уступать. И модная коттоновая юбчонка могла бы и пострадать, не догадайся старшина минно-торпедной команды оторвать взгляд от предмета спора. Перед ним стояла... Пугачева.
     - Ой, Алла Борисовна... Здравствуйте!
     Слово за слово разговорились. В Бомбей Пугачева приехала на Международный фестиваль искусств. И не одна. Вместе с ней, приняв приглашение посетить корабль, в порту высадился десант известных артистов: группа «Рецитал», Игорь Николаев, Владимир Пресняков-младший... Ближе к вечеру на вертолетной площадке состоялся большой концерт. Гости явно были в ударе, исполняли свои самые «горячие» хиты, непринужденно общались и радовали шутками, после чего с удовольствием оставили автографы на открытке со знойной индийской красоткой, случайно оказавшейся у Владимира Маскалевича.
     Шел 1987 год. Наш флот активно осваивал удаленные районы Мирового океана. В почетном качестве военного туриста Владимир тогда побывал в Анголе, Мозамбике, Индии, на Сейшелах и во Вьетнаме. И звезды сами спускались к нему с небосвода. Славное было время!
     
Служба как призвание

     Офицером он так и не стал. Хотя надеялся уже через год-другой подать документы в военно-морское училище. Сначала не отпускал БПК «Адмирал Захаров», на котором он тогда служил. Корабль нуждался в нем ничуть не меньше, чем, скажем, в снарядах и в топливе. Последовавшее затем снижение возрастного ценза для поступающих в вузы и вовсе глухой стеной отделило его от заветной цели. «Не всем же быть большими начальниками», – философски рассудил, Владимир Адамыч и отправился в школу мичманов-прапорщиков. Что интересно, исполнявший до этого обязанности техника стартовой батареи противолодочных ракет Маскалевич, оказавшись на «Адмирале Пантелееве», получил во владение торпедные аппараты и реактивные бомбометные установки, таким образом последовательно и со свойственной ему основательностью освоил все комплексы минно-торпедного вооружения БПК проекта 1155.
     К слову, незадолго до нынешней боевой службы управление БЧ-3 «Пантелеева» вынужденно подверглось серьезным кадровым перестановкам. Но мир не перевернулся. В обширном «румынском» заведовании по-прежнему царит идеальный порядок, а боевые расчеты в любых ситуациях продолжают действовать словно хорошо отлаженный механизм. Как резонно заметил по этому поводу командир БПК капитан 2 ранга Сергей Собокарь, минно-торпедная боевая часть корабля сильна своим оптимизмом и основательностью. Костяк коллектива – опытные мичманы. Маскалевич – один из них.
     
Всегда на посту

     Матросом Василий Степанов служит без году неделя, но уже в состоянии посвятить в тайны своего заведования любого несведущего:
     - Вы находитесь в боевом посту наводки РБУ-6000, где расположен механизм подачи глубинных бомб. Контролируя отсюда работу системы в автоматическом режиме, мы, если потребуется, можем вручную зарядить установку и навести ее на цель...
     Слушая вполуха экскурсовода, осматриваюсь. Тесное, примерно два на полтора метра помещение напоминает монашескую келью. Где-то внизу размещается погреб реактивного боезапаса, над головой в карауле застыла сама РБУ. Сверху вниз через пост проходит стальная труба, соединяющая их с конвейером, у которого на расстоянии вытянутой руки выстроились шкафчики приборов. Для Адамыча это вырубленное в металле глухое углубление – не просто священное место, где за несколько месяцев из молодого матроса можно подготовить всезнающего специалиста, но и место жительства.
     Нет, конечно же, каюта у старшего мичмана Маскалевича имеется. Но, как и многие офицеры и мичманы корабля, он потеснился, уступив свое койко-место кому-то из прикомандированных. А что тут такого? Лег, проснулся – и ты уже на посту. Тревога! Корабль гудит, как потревоженный улей. Все еще только разбегаются, а ты уже на месте. Удобно...
     
Промыслом божьим

     Своего покровителя Владимир Адамыч обрел с легкой руки супруги лет десять назад. С тех пор иконка Николая Чудотворца органично вписалась в его походную жизнь.
     В этом плавании, например, наряду с обеспечением охраны и обороны корабля в составе вахты ППДО моряки из минно-торпедной боевой части «Адмирала Пантелеева» принимали деятельное участие в задержании пиратского судна-матки, привлекались к конвоированию гражданских судов в Аденском заливе. Не знают отдыха подчиненные капитан-лейтенанта Сергея Максименко и теперь, на обратном пути в базу, сосредоточившись на отработке курсовых и специальных задач.
     Иностранная «подводная лодка» попалась в сети гидроакустической станции «Пантелеева» в восточной части Индийского океана. Приняв целеуказание, личный состав БЧ-3 выполнил стрельбу противолодочными ракетами и торпедами (условно), а при сближении на дистанцию 5,5 километра накрыл субмарину залпом из РБУ. Еще одна практическая реактивная глубинная бомба сорвалась с направляющей, когда гидроакустики обнаружили «торпеду», выпущенную противником по нашему кораблю.
     На разборе учений особо было отмечено, что ракеты и торпеды гарантированно поразили условную цель. Глубинные бомбы лишь поставили точку в этой дуэли, закономерную и неотвратимую. Среди отличившихся капитан-лейтенант Сергей Иваненко, старшина 2-й статьи Николай Сорокин, а также подопечные старшего мичмана Владимира Маскалевича старший матрос Дмитрий Бархатов, матросы Иван Веселов и Дмитрий Гаврилов.
     - Дома все в порядке. Ждут. По счастью, Оксане Владимировне объяснять ничего не нужно – она тоже военнослужащая, – делится сокровенным Владимир Адамович.
     - Вооруженные Силы скоро примут новый облик, в котором не будет места мичманам и прапорщикам. Как поступите? Приладите на погоны старшинские лычки? – интересуюсь я у него.
     - Пока остается как есть, буду служить. Мичманом. А там посмотрим.
     В общем и частном, считает старший мичман Владимир Маскалевич, жизнь удалась. Он занят любимым делом. Его окружают хорошие, милые сердцу люди. Все остальное – решаемо. Когда-нибудь семья Маскалевичей все же вселится в собственную квартиру. А высшее образование за отца получает дочь Эвелина, которая учится на третьем курсе престижного института.
     Тем не менее, привыкший во всем полагаться на собственные силы, Адамыч по-прежнему хранит при себе икону с ликом Николая Чудотворца. На всякий случай.

     На снимках: старший мичман Владимир МАСКАЛЕВИЧ; «Адмирал Пантелеев» в море.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex