на главную страницу

22 Июля 2009 года

Армия и общество

Среда

Владимир Чуров
АЭРОДРОМ БЛИЗ ШАРВАРА

(Из цикла рассказов «Путешествие
с гвардии генерал-майором артиллерии
Владимиром Иосифовичем Брежневым
от Будапешта до Вены»)



В номере «Красной звезды» за 15 - 21 июля 2009 г. мы рассказывали, что в расширенном заседании редколлегии нашей газеты принял участие председатель Центризбиркома России Владимир Чуров. В том же номере была опубликована беседа с ним, касающаяся самых разных сторон избирательного процесса. Но Владимир Евгеньевич все свое свободное время посвящает еще и изучению военной истории. Причем вникает в такие детали, которым многие из профессиональных историков не придают значения. Сегодня мы предлагаем вниманию читателей одну из публикаций Владимира Чурова именно такого характера. При этом напомним, что упоминаемый в рассказе генерал В.И. Брежнев - дед Чурова по материнской линии.


     В конце войны гвардии генерал-майор артиллерии (звание присвоено постановлением Совета Народных Комиссаров СССР 20 января 1943 года) Владимир Иосифович Брежнев был назначен заместителем командующего войсками - командующим артиллерией в 9-ю гвардейскую армию к генерал-полковнику Василию Васильевичу Глаголеву, будущему командующему ВДВ.
     (Владимир Иосифович Брежнев родился в 1897 году в старинной дворянской семье. Отец был артиллерийским полковником, дед и прадед - генералами русской армии. В Первую мировую поручик Брежнев воевал на Западном, Юго-Западном и Румынском фронтах. В Красной Армии - с апреля 1918-го, в боях против Колчака и банд Семенова и Унгерна. Командовал артиллерийским полком, потом служил в Рязанской пехотной и артиллерийской школах. Арестован в 1938 году. Выпущен из тюрьмы в марте 1940 года с восстановлением в кадре. На фронте с первых дней и до конца войны. Член ВКП(б) с декабря 1942 года. Орден Кутузова I степени, орден Суворова II степени, орден Ленина, два ордена Красного Знамени, орден Красной Звезды, венгерские и монгольские ордена. После войны - начальник кафедры артиллерии в Академии имени М.В. Фрунзе.)
     9-я гвардейская была армией особенной, специально созданной для молниеносного наступления на Вену. Штабы и управление перевели из 7-й армии Карельского фронта, за полгода до того практически без потерь (благодаря организованной генералом Брежневым мощнейшей, самой длительной в Великой Отечественной войне артподготовке) форсировавшей Свирь и за полторы недели очистившей от финнов восточный берег Ладожского озера. Соединения взяли из отдельной гвардейской воздушно-десантной армии - 37-й, 38-й, 39-й гвардейские корпуса, укомплектованные по особому штату. В каждой роте было по 140 человек, тогда как в обычной стрелковой роте к концу войны хорошо если было 50-60 бойцов. На Вену шли отборные войска - прошедшие огонь, воду и медные трубы, не боящиеся ни Бога, ни черта, воевавшие не один год. У многих были наколки, у каждого - штатная или самодельная финка за голенищем сапога. Такие финки с гибким лезвием из рессорной стали и рукояткой, набранной из алюминия и разноцветной пластмассы от сбитых немецких самолетов, делали умельцы в артиллерийских мастерских. Конкретная биография (не у всех): лагерь - фронт - штрафная рота - госпиталь - разведка - госпиталь - десантная гвардия. Армии придали 19-ю артиллерийскую дивизию прорыва Резерва Главного командования.
     В самый разгар - на четвертый день - последнего в той войне немецкого наступления севернее озера Балатон армия прибыла в район Кечкемета и поступила в резерв 3-го Украинского фронта. 16 марта 1945 года 9-я гвардейская армия вместе с 4-й гвардейской армией генерал-лейтенанта Никанора Дмитриевича Захватаева начала наступление на позиции IV танкового корпуса СС и венгерской 3-й армии между озером Веленце и городом Бичке. Утром 19 марта в полосе прорыва 9-й армии севернее города Секешфехервар пошли в атаку части 6-й гвардейской танковой армии генерал-полковника танковых войск Андрея Григорьевича Кравченко. В воздухе господствовала наша авиация: 17-я воздушная армия генерал-полковника авиации Владимира Александровича Судца и части 18-й воздушной армии (авиации дальнего действия) главного маршала авиации Александра Евгеньевича Голованова. Направление - Вена!
     После прорыва позиций севернее Секешфехервара наши войска наступали быстро, в основном двигаясь под надежным прикрытием с воздуха густыми колоннами по дорогам, огибая невысокие (вершины их не более 700 метров) горно-лесные массивы. Слабая оборона немцев и остатков венгерских частей на промежуточных позициях у Веспрема, Папа, Девечера, по реке Раба, у Кесега на австро-венгерской границе, у Винер-Нойштадта прежде всего сметалась артиллерией (свыше 3 тысяч стволов в ударной группировке). В конце войны на 3-м Украинском фронте у Маршала Советского Союза Федора Ивановича Толбухина людей жалели и танки берегли. Тем более что их было гораздо меньше, чем у Конева и Жукова на Берлинском направлении. А шли гвардейцы лихо и уже 13 апреля взяли Вену. Недаром за бои от Секешфехервара до Вены они получили 6 благодарностей и салютов в свою честь в приказах Верховного Главнокомандующего! 24 марта - приказ 306 за Секешфехервар, Мор и Веспрем, салютовали 20 залпами из 224 орудий; 26 марта - приказ 311 за Папа и Девечер, салют в 12 залпов из 124 орудий; 28 марта - приказ 314 за форсирование Рабы, Шарвара и Чорно, салют в 20 залпов из 224 орудий; 29 марта - приказ 316 за Сомбатель, Капувар, Кесег и выход к австрийской границе, снова салют в 20 залпов из 224 орудий; 3 апреля - приказ 328 за Винер-Нойштадт, скромный салют в 12 залпов из 124 орудий; 13 апреля - приказ 334 за Вену и грандиозный салют в 24 залпа из 324 орудий в Москве. И напоследок, 15 апреля, - 7-й приказ за номером 336 за взятие Санкт-Пельтена, где остановились, дожидаясь подхода американских союзников. Салют в 12 залпов из 124 орудий. Приказ 334 высечен золотыми буквами на лицевой стороне постамента памятника советским воинам на Шварценбергплатц в центре Вены. Во всех перечисленных приказах Сталина среди отличившихся названы артиллеристы генерал-майора артиллерии В.И. Брежнева.
     ...Весной 2009 года дела привели меня впервые в Будапешт. Через два дня я должен был на автомобиле переехать в Вену для участия в заседании, вполне, впрочем, бестолковом, совета одной из европейских организаций. Любезные хозяева позволили мне выбрать маршрут, проходивший по местам боев 9-й гвардейской армии, через Секешфехервар, Веспрем, Шарвар, Сомбатель, Кесег и Винер-Нойштадт. Крюк оказался невелик, да к тому же мы избежали пробок на главных автострадах. Рельеф местности помог мне понять логику решений, принимавшихся командованием 64 года назад.
     Хотя генерал Владимир Иосифович Брежнев умер от тяжелой болезни в военном госпитале в Лефортове в 1963 году, в той поездке он постоянно был вместе со мной. В военном музее Будапешта в витрине лежал такой же орден Венгерской Республики, какой был у него. Я клал цветы к подножию памятников над могилами его солдат и офицеров, искал следы наших и вражеских позиций. Со мной были два старых военных фотоальбома - их подарили тогда генералу Брежневу на память о работе его великолепной артиллерии на пути от Будапешта до Вены.
     Первый альбом показывает результаты боев при прорыве основной линии обороны немцев и венгров севернее Секешфехервара - на ровной местности между городом и горами Вертеш, в треугольнике, образованном дорогами на Замоль и на Мор. Жестокие бои шли у господских дворов Борбала, на хуторах Лай и Маргит, у деревень Мадьяралмаш и Шаркерестеш. В альбоме 19 листов пожелтевшей от времени рисовальной бумаги. На каждый лист с обеих сторон наклеено по нескольку черно-белых фотографий с поясняющими надписями.
     Второй альбом посвящен боям от реки Раба до Вены - в нем тоже 19 листов с наклеенными с двух сторон фотографиями. Среди них - фотографии «кладбищ» венгерских и немецких самолетов в лесу на окраине города Шарвар и на аэродроме в городе Ват (Vat), расположенном к западу от Шарвара, ровно на половине пути в Сомбатель. 24 марта 1945 года, спасаясь от наступающих частей Красной Армии, сюда перелетели остатки 101/I и 101/III Vadaszosztaly - 1-й и 3-й истребительных авиагрупп венгерских королевских ВВС. Несколько дней они не могли взлетать с размокшего грунта, при этом поле, судя по фотографиям, подвергалось бомбежке и артиллерийскому обстрелу. Только 27 марта последние венгерские самолеты перебазировались в Австрию - сначала в Гросспетерсдорф, а затем на аэродром в Винер-Нойштадт.
     В 2009 году, проезжая через Шарвар в Сомбатель, я посмотрел и на это поле, и на этот или точно такой же чахлый лесок, а вернувшись в Москву, в свободное время занялся увлекательной задачей - определением типов самолетов, изображенных на фотографиях военной поры. Так составился рассказ из 1945 года.
     Хотя Magar Kiralyi Honved Legiero - венгерские королевские военно-воздушные силы - оснащались не самыми современными самолетами, сражались они против нас ожесточенно, практически до последнего дня войны. Еще 30 апреля 1945 года венгерские летчики, взлетая с аэродромов в Австрии, вступали в безнадежные бои с нашими новейшими истребителями и штурмовиками.
     А на аэродромах в Венгрии оставались разбитые и брошенные машины разных типов...
     На первых трех фотографиях из военного альбома генерала Владимира Брежнева изображены частично разобранные и поврежденные итальянские истребители Fiat CR.42 Falco («Сокол») и Reggiane Re.2000 Hйja («Ястреб») на аэродроме в Вате. «Сокол» был сконструирован главным инженером авиационного подразделения ФИАТа Селестино Росателли по любимой им схеме маневренного биплана с крыльями неравного размаха (у нас такую схему называют полуторапланной). Самолет впервые поднялся в воздух 23 мая 1938 года. Поскольку венгерские королевские военно-воздушные силы в период между двумя мировыми войнами традиционно оснащались итальянской техникой, они первыми заказали 52 машины уже в середине 1938 года. Всего венгры купили 70 самолетов такого типа и еще два получили в 1941 году в обмен на два средних бомбардировщика Савойя-Маркетти S.M.79, захваченных у Югославии. Венгерские «Соколы» воевали против нас на фронте до конца 1941 года, прежде всего в качестве легких штурмовиков, потом уцелевшие были выведены во вторую линию и использовались для обучения летчиков. Есть сведения, что, когда война докатилась до территории самой Венгрии, эти устаревшие самолеты, если они еще были способны взлетать, использовались как ночные бомбардировщики.
     На снимках стоит обратить внимание на характерные W-образные фермы Уоррена, жестко соединяющие крылья и фюзеляж, удлиненный реактивный выпускной патрубок, обтекатели стоек и колес неубирающегося шасси. На снимках обтекатели закрывают 3/4 колеса, тогда как у более поздней модификации 42bis они значительно меньше и прикрывают лишь верхний край покрышки.
     ...После революции в Америку эмигрировали три выдающихся русских авиаконструктора: Игорь Сикорский, Александр Северский и Александр Картвели. Поговаривают, что чертежи более скоростного истребителя-моноплана Reggiane Re.2000 продал итальянской фирме «Капрони» Александр Северский, после того как в 1935 году американские военные отказались принять на вооружение его новый самолет P-35A. Причем продал специально для борьбы с ненавидимыми им «Советами и коммунистами» во время гражданской войны в Испании. В Италии Re.2000 начали производить сначала на экспорт. 27 декабря 1939 года Венгрия договорилась о поставке 70 самолетов с запасными частями и купила лицензию на производство. До 1944 года венгры выпустили еще 192 самолета с небольшими изменениями в конструкции, назвав их Hйja - «Ястреб». В основном они меняли не очень надежный итальянский радиальный двигатель Piaggio P.XI RC40 на похожий французский Gnome-Rhone K.14 Mistral Major, выпускавшийся в Венгрии по лицензии под обозначением Weiss Manfred WMK 14. Он был легче, поэтому для сохранения центровки его выдвинули на 400 мм вперед, к тому же капот стал несколько меньшего диаметра. Я попытался определить модификацию самолета на фотографиях из альбома с помощью циркуля и линейки, измерив и сопоставив длины капота и выпущенной стойки шасси, а также диаметры капота по внешней и внутренней кромке и длину лопасти винта на моих снимках и чертежах и снимках в том же ракурсе из описаний Re.2000. Вышло, что на снимках - самолеты модели Hйja II с моторами VMK 14. Тоннель радиатора сдвинут ближе к крылу - на один уровень с выхлопными патрубками, кожухи капота гладкие, без боковых замков, кок винта отсутствует.
     Венгры воевали на своих «Ястребах» против наших «ястребков» до весны 1943 года. После этого оставшиеся машины использовали для школ повышенного обучения (летного мастерства) и противовоздушной обороны Венгрии. В конце 1944 года некоторые еще летали.
     На снимках хорошо видны обтекатель механизма уборки и поворота шасси на нижней поверхности крыла - стойка убиралась назад с поворотом на 90°, чтобы колесо поместилось в нише, характерная «борода» маслорадиатора, короткие выпускные патрубки.
     Следующий снимок менее интересен. Это всего лишь фюзеляж старого немецкого бомбардировщика «Юнкерс-88», буквально втиснутый между деревьями. Крылья сняты, и фюзеляж поставлен на деревянные козлы, чтобы не повредить подфюзеляжную гондолу. То, что это модификация А, следует из конструкции остекления кабины. Опознавательные знаки - немецкие. Вряд ли предполагалось, что эта машина когда-нибудь еще полетит.
     Зато на следующем фото - целая «музейная коллекция» 109-х «мессершмиттов» трех разных модификаций, все со снятыми крыльями. На «флангах» - весьма древние Bf 109D-1 с маломощным карбюраторным мотором Jumo 210Da, с большим воздухозаборником тоннеля жидкостного радиатора, тремя вырезами в капоте перед коком винта и небольшим воздухозаборником справа по борту для охлаждения пулеметов и элементов силовой установки. Это машина позднего выпуска с реактивными патрубками такой же конструкции, как на следующей серии E, прикрытыми спереди небольшим обтекателем. Любопытно, но если верить данным из справочной литературы, в Венгрию и было поставлено только два таких истребителя. На самолетах модификации D-1 воевали летчики германского легиона «Кондор» в Испании. Применялся он только в начале Второй мировой войны - в боях над Польшей, Францией и в «Битве за Британию».
     Второй самолет справа - более быстрый истребитель модификации E-1/N или 4/N с усовершенствованным двигателем Даймлер-Бенц 601N, о чем свидетельствует заостренный, а не срезанный кок винта небольшого диаметра, применявшийся только на машинах с таким двигателем.
     Следующие два «мессершмитта» - одной из самых многочисленных модификаций G-2. Они производились и в Венгрии на вагономашиностроительном заводе в Гьёре (Gyor) - MVG. На этих машинах в тоннеле под двигателем разместили не жидкостный, а маслорадиатор. Щелевой воздухозаборник стал гораздо меньше. Нижняя крышка капота для обслуживания механизмов не снималась, а откидывалась вправо на петлях, что и видно на снимке. Кабина не герметичная. Нижние передние уголки не застеклены, и на них есть отверстия для вентиляции. Верхняя крышка капота на следующем снимке имеет слева по борту очень характерный для G-2 и более поздних серий удаленный от стенки воздухозаборник нагнетателя двигателя круглого сечения - «фару». Но на более поздних сериях, вооруженных крупнокалиберными пулеметами, например на G-6, на крышке капота был полусферический обтекатель увеличившихся в размерах гильзо- и звеньеотводов, которого нет на нашем снимке.
     После внимательного изучения всех фотографий у меня сложилось впечатление, что, возможно, в 1945 году на окраине Шарвара на поле рядом с сахарным заводом и в Вате располагались не действующие, предназначенные для боевых вылетов аэродромы, а склады списанной, предназначенной для разборки на запасные части, или, как говорили у нас в армии, для «раскулачивания» устаревшей техники. Может быть, это была сильно пострадавшая от бомбежек ремонтная база. В то время бомбить могли как советские, так и американские воздушные эскадры.
     Хотя надо признать, что современные любители авиационной техники отдали бы все, лишь бы получить сейчас для своих музеев и авиационных представлений такие самолеты в таком состоянии.

     Технические данные самолета Fiat CR.42 Falco («Сокол»)
     страна: Италия
     конструктор: Селестино Росателли (Celestino Rosatelli)
     тип: одноместный истребитель, полутораплан (биплан с нижним крылом меньшего размера)
     двигатель: 14-цилиндровый двухрядный радиальный поршневой двигатель воздушного охлаждения Fiat A.74 R1C.38 мощностью 840 л.с. на высоте 3.800 м
     скорость: 420 км/ч на высоте 5.000 м
     высота полета: до 10.200 м
     дальность: 775 км
     вооружение: два синхронных пулемета Бреда (Breda-SAFAT) калибра 12,7 мм в фюзеляже перед открытой кабиной пилота
     выпускался: с 1939 по 1944 год.
     Технические данные самолета Reggiane Re.2000 Hйja I и Hйja II(«Ястреб»)
     страна: Италия, Венгрия
     конструктор: Антонио Алессио и Роберто Лонги, но также предполагают, что был скопирован американский истребитель Seversky P-35 конструкции Александра Северского при участии Александра Картвели
     тип: цельнометаллический одноместный истребитель моноплан с низкорасположенным крылом
     двигатель: 14-цилиндровый двухрядный радиальный поршневой двигатель воздушного охлаждения Piaggio P.XI RC.40 мощностью 840 л.с. на уровне моря и 985 л.с. на высоте 4.000 м (Hйja II: 14-цилиндровый двухрядный радиальный поршневой двигатель воздушного охлаждения Gnome-Rhone K.14 Mistral Major, развивавший мощность 930 л.с. на высоте 4.530 м, выпускавшийся в Венгрии по лицензии под обозначением Weiss Manfred WMK 14)
     скорость: 530 км/ч на высоте 5.000 м (485 км/ч на высоте 4.200 м)
     высота полета: до 10.500 м
     дальность: 1.150 км
     вооружение: два синхронных пулемета Бреда (Breda-SAFAT) калибра 12,7 мм в фюзеляже перед кабиной пилота (или Gebauer того же калибра)
     выпускался: с 1939 по 1944 год в Италии и Венгрии (по лицензии).
     Технические данные самолета Junkers Ju 88A
     страна: Германия
     конструктор: В. Эверс и Э. Гасснер
     тип: четырехместный цельнометаллический бомбардировщик/пикирующий бомбардировщик
     двигатель: два рядных 12-цилиндровых V-образных перевернутых поршневых двигателя Jumo 211J-1 мощностью по 1.350 л.с. жидкостного охлаждения с сегментными радиаторами и круглыми капотами, придававшими им вид радиальных двигателей воздушного охлаждения
     скорость: 470 км/ч на высоте 5.300 м
     высота полета: до 8.200 м
     дальность: 2.730 км
     вооружение: один пулемет MG 81 калибра 7,92 мм в кабине и один пулемет MG 131 калибра 13 мм или два пулемета MG 81 в носу для защиты передней полусферы, два пулемета MG 81 для стрельбы назад-вниз в подфюзеляжной гондоле и два таких же пулемета для стрельбы назад-вверх в задней части кабины; до 2 т бомб
     выпускался: с 1939 по 1942 год.
     Технические данные самолета Messerschmitt Bf 109D-1 («Дора»)
     страна: Германия
     конструктор: Вилли Мессершмитт
     тип: одноместный цельнометаллический истребитель-низкоплан
     двигатель: 12-цилиндровый рядный карбюраторный V-образный перевернутый поршневой двигатель жидкостного охлаждения Jumo 210Da взлетной мощностью 720 л.с. и 640 л.с. на высоте
     скорость: 460 км/ч на высоте 4.500 м
     высота полета: до 8.100 м
     дальность: около 600 км
     вооружение: два синхронных пулемета MG 17 калибра 7,92 мм в фюзеляже над мотором и два пулемета MG 17 в крыльях
     выпускался: в 1938-1939 годах.
     Технические данные самолета Messerschmitt Bf 109E-1/N («Эмиль»)
     страна: Германия
     конструктор: Вилли Мессершмитт
     тип: одноместный цельнометаллический истребитель-низкоплан
     двигатель: 12-цилиндровый рядный
     V-образный перевернутый поршневой двигатель жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском топлива DB 601N взлетной мощностью 1.200 л.с. и 1.270 л.с. на высоте 5.000 м
     скорость: 575 км/ч на высоте
     высота полета: до 10.500 м
     дальность: около 800 км
     вооружение: два синхронных пулемета MG 17 калибра 7,92 мм в фюзеляже над мотором и два пулемета MG 17 в крыльях
     выпускался: в 1939-1940 годах.
     Технические данные самолета Messerschmitt Bf 109G-2 («Густав»)
     страна: Германия
     конструктор: Вилли Мессершмитт
     тип: одноместный цельнометаллический истребитель-низкоплан
     двигатель: 12-цилиндровый рядный
     V-образный перевернутый поршневой пушечный двигатель жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском топлива DB 605A взлетной мощностью 1.475 л.с. и 1.355 л.с. на высоте 5.700 м
     скорость: 575 км/ч на высоте
     высота полета: до 12.000 м
     дальность: 840 км
     вооружение: 20-мм мотор-пушка MG 151 в развале блоков цилиндров и два синхронных пулемета MG 17 калибра 7,92 мм в фюзеляже над мотором
     выпускался: в 1942 году.


     



Относительно целый истребитель Reggiane Re.2000 Hйja II («Ястреб») венгерского производства.












     




Засунутый между деревьями фюзеляж бомбардировщика Junkers Ju 88A с немецкими опознавательными знаками. Хорошо видны места крепления лонжеронов крыла.







     
Линейка Messerschmitt Bf 109 с отсоединенными крыльями. На крайнем демонтирован кок винта. Два в середине - Bf 109G-2, по краям - Bf 109D-1 (кок винта меньшего диаметра, воздухозаборник справа, большой нижний воздухозаборник тоннеля жидкостного охлаждения). Второй справа - Bf 109E-1/N или -4/N с заостренным коком винта. Справа на земле лежит сдвижная часть фонаря кабины.




     


Сильно поврежденный (вероятно, в результате бомбежки) истребитель Reggiane Re.2000 Hйja II («Ястреб») производства MбVAG с венгерскими опознавательными знаками. Левая стойка шасси подломилась. Частично оторванный тоннель радиатора - на одном уровне с патрубком.





     



Истребитель биплан Fiat CR.42 Falco («Сокол»). Под капотом двигателя - транспортировочный ящик. Был замаскирован срубленными молодыми соснами.






     Фюзеляж Messerschmitt Bf 109G-2 с венгерскими опознавательными знаками, бортовым номером V.751. Это самая первая машина такой модификации, собранная в Венгрии. В 1943 году была в составе 5/2 истребительной эскадрильи «Пума» на Восточном фронте. На переднем плане - хвостовая часть Messerschmitt Bf 109 с немецкими опознавательными знаками, возможно, заводскими бортовыми номерами, с демонтированными стабилизаторами, рулями высоты и рулем направления. В нижней части фюзеляжа видно место крепления подкоса стабилизатора, на киле - длинный выступ крепления антенны, значит, это машина одной из ранних модификаций (до E включительно). Во врезке - часть капота Messerschmitt Bf 109D-1 позднего выпуска.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex