на главную страницу

24 Июля 2009 года

Армия и общество

Пятница

ВОЕННЫЙ СУД: СЛУЖБА ПО ЗАКОНУ

Подготовил Сергей КНЯЗЬКОВ, «Красная звезда».



17 июня 2009 г. по представлению Президента России Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на должность заместителя председателя Верховного суда - председателя Военной коллегии Верховного суда Российской Федерации назначен генерал-лейтенант юстиции Владимир ХОМЧИК. Сегодня он отвечает на вопросы «Красной звезды».

     Визитная карточка

     Владимир Владимирович Хомчик родился 8 сентября 1953 г. в деревне Ветеневка Слонимского района Гродненской области Белоруссии. С 1973 г. проходил срочную военную службу. С 1974 г. - курсант военно-юридического факультета Военного института Министерства обороны СССР, с 1978 г. - член военного трибунала Минского гарнизона, с 1983 г. - член военного трибунала Среднеазиатского военного округа.
     С 1985 г. - инспектор, помощник председателя, начальник отдела обобщения судебной практики Военной коллегии Верховного суда, с 1996 г. - судья Верховного суда Российской Федерации, с 2005 г. - заместитель председателя Военной коллегии Верховного суда Российской Федерации, с июня 2009 г. - заместитель председателя Верховного суда Российской Федерации - председатель Военной коллегии Верховного суда Российской Федерации.
     Генерал-лейтенант юстиции. Заслуженный юрист Российской Федерации.

     - Владимир Владимирович, прошел месяц с момента назначения вас на высокую и ответственную должность. Расскажите, пожалуйста, о современном состоянии и перспективах развития отечественных военных судов.
     - Военные суды находятся в единой судебной системе Российской Федерации, являются судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых предусмотрена военная служба. Они создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений.
     В действующую систему военных судов входят 9 окружных, 3 флотских и 119 гарнизонных военных судов (в том числе 5 дислоцируются за границей), в которых по штату предусмотрено 850 должностей военного судьи. У отечественной военно-судебной системы богатые история и традиции. В прошлом году российская военно-судебная система отметила свой 90-летний юбилей.
     Выступая на состоявшемся в 2008 г. VII Всероссийском съезде судей, Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев дал положительную оценку судебной системе России, констатировав, что в целом решены ее главные, фундаментальные проблемы: сформировано конституционное правосудие, экономическое и административное судопроизводство, восстановлены суды присяжных, мировые судьи, служба судебных приставов. Вместе с тем продолжающаяся судебная реформа направлена на формирование в обществе неукоснительного исполнения закона, что говорит о возрастающей роли суда как одной из ветвей власти и о его реальном влиянии на жизнь значительного числа граждан нашей страны.
     Военный суд не исключение. Его значимость для обеспечения и защиты нарушенных и оспариваемых законных прав и интересов, в первую очередь военнослужащих и членов их семей, сегодня трудно переоценить. Общая оценка нашей работы состоит в том, что в целом военные суды справляются с возложенными на них задачами.
     На современном этапе развития судебной системы нам предстоит решать задачи, связанные с реализацией Федерального конституционного закона «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации» от 29 июня 2009 г. № 3-ФКЗ, который упраздняет институт прикомандирования военнослужащих к Верховному суду РФ, военным судам, Судебному департаменту при Верховном суде РФ и, как следствие, прохождение ими военной службы на судебных должностях или в аппаратах судов. При принятии данного Федерального конституционного закона законодатели отметили, что он будет способствовать обеспечению конституционного принципа независимости судей и их беспристрастности. Принят также Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам военных судов и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации», цель которого устранить несоответствия между отдельными нормативными правовыми актами в связи с принятием изменений в Федеральный конституционный закон «О военных судах в Российской Федерации».
     - Так значит, военной службы в военных судах не будет?
     - Да, это так. Военнослужащие, назначенные судьями военных судов или Военной коллегии Верховного суда Российской Федерации и прикомандированные к военным судам или Верховному суду РФ, вправе либо уволиться с военной службы, либо приостановить военную службу в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ и продолжать замещать государственные должности Российской Федерации в военных судах или Военной коллегии без переназначения.
     Работники аппаратов военных судов, Судебного департамента при Верховном суде РФ и Военной коллегии - военнослужащие должны изменить свой статус. На указанных военнослужащих при увольнении с военной службы по основанию, предусмотренному подп. «ж» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (в связи с переводом на федеральную государственную гражданскую службу), распространяются права и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации для военнослужащих при их увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и для граждан, уволенных с военной службы по данному основанию.
     Права и обязанности указанных работников, а также порядок прохождения ими федеральной государственной гражданской службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами федеральной государственной гражданской службы.
     - В СМИ появились сообщения, что так называемая девоенизация военных судов является первым шагом к их ликвидации, в том числе и в связи с тем, что большинство действующих офицеров военно-судебной системы собираются перейти в гражданские суды?
     - Хотел бы на этот вопрос дать однозначный ответ - военные суды ликвидировать никто не собирается, они будут продолжать функционировать как часть федеральных судов общей юрисдикции. При этом хочу особо обратить ваше внимание, что в 2003 г. постоянный комитет по правам человека Совета Европы подготовил и опубликовал своеобразный обзор - меморандум «Судопроизводство в военных судах», в котором обобщил практику функционирования военных судов в различных странах и выработал критерии законности военного суда при условии наличия гарантий его беспристрастности и независимости. В соответствии с выработанными критериями российские военные суды отнесены к числу легитимных судебных органов.
     Информация о предполагаемой утечке кадров из военно-судебной системы после ее реформирования не соответствует действительности. Военным судьям и офицерам из числа аппарата военных судов о предстоящем реформировании стало известно еще в 2005 году. К сегодняшнему дню каждый офицер уже давно определился, остается он в военно-судебной системе или выбирает другой путь в своей юридической карьере. По имеющимся у нас данным, в основном все действующие военные судьи и офицеры - работники аппарата военных судов и Военной коллегии остаются в нашей системе.
     - Раньше судьей военного суда мог стать офицер. А какие требования теперь предъявляются к кандидатам на должность судьи военного суда?
     - Судьей военного суда может быть гражданин Российской Федерации, отвечающий требованиям, предъявляемым к кандидатам на должность судьи Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации». Военнослужащий, имеющий воинское звание офицера, а также гражданин, имеющий воинское звание офицера, пребывающий в запасе или находящийся в отставке, обладают преимущественным правом на назначение на должность судьи военного суда.
     В новых условиях военные суды должны не утратить все то лучшее, что было достигнуто за прошедшие годы, и самое главное, сохранить профессионалов, лучшие кадры. По моему убеждению, военный профессионал, а он остается таковым и после увольнения с военной службы, имеющий за плечами годы армейской или флотской службы, хорошо знающий военное законодательство, в том числе требования общевоинских уставов, законодательство и практику рассмотрения специфических дел о преступлениях против военной службы, в состоянии разобраться в огромном массиве существующей нормативной базы и вынести по конкретному делу правильное решение.
     Подавляющее большинство судей военных судов - выходцы из военной среды, получившие хорошее военно-юридическое образование. Своим добросовестным отношением к выполнению служебного долга и высокими моральными качествами они обеспечивают осуществление правосудия в различных военных гарнизонах, в том числе в «горячих точках», и поддерживают авторитет военных судов.
     Нельзя не учитывать и того, что воинские части и подразделения дислоцируются нередко на территории нескольких районов, областей, а иногда и регионов. И не будь военных судов, дела в отношении военнослужащих одной и той же части или соединения рассматривались бы разными судами.
     Кроме того, многие воинские части, обслуживаемые военными судами, расположены в удаленных от населенных пунктов и малопригодных для жительства гражданского населения местах.
     Бывают и оперативные переброски войск на значительные расстояния. И наши судьи вынуждены работать, в буквальном смысле слова, в сложных условиях, в т.ч. в районах проведения контртеррористических операций. Именно в таких условиях осуществляют сегодня правосудие судьи Грозненского, Владикавказского, Махачкалинского и других гарнизонных военных судов, подведомственных Северо-Кавказскому окружному военному суду. А рассмотрение уголовных, гражданских и административных дел за границей, в закрытых гарнизонах?
     Данная подсудность законодательно закреплена исключительно за военными судами, так как это связано с определенными государственными секретами.
     Одна из особенностей работы военных судей состоит в том, что они в воспитательных целях активно используют различные формы профилактики правонарушений: например, открытые судебные процессы в воинских частях в присутствии личного состава по наиболее актуальным делам.
     Каждое четвертое уголовное дело рассматривается с выездом непосредственно в воинские части, а каждое пятое судебное решение по инициативе военных судей доводится до военнослужащих в приказах командования либо через средства массовой информации.
     - Дальнейшее развитие системы судов общей юрисдикции, включая военные суды, связывается с важной проблемой повышения ее эффективности. Как будет строиться работа в этом направлении?
     - Усиление внимания к проблемам эффективности военно-судебной подсистемы страны напрямую связано с реализацией в нашей практической деятельности таких основных концептуальных положений дальнейшего развития судебной реформы, как:
     - обеспечение свободного и равного доступа гражданина к суду;
     - обеспечение независимости и беспристрастности правосудия;
     - профессионализм и оперативность правосудия;
     - гласность и открытость суда;
     - обеспечение состязательности, равенства сторон, справедливости в суде;
     - реализация Кодекса судейской этики на всех уровнях судебной деятельности;
     - взаимодействие судебной власти и средств массовой информации, выработка четких принципов их сотрудничества и взаимодействия как одного из действенных инструментов демократического общества, в том числе работающего на повышение авторитета судебной власти и в целом на повышение государственного престижа страны.
     Действительно, задача сегодняшнего дня состоит в закреплении и развитии результатов судебной реформы, в продвижении ее дальше, особенно в вопросах расширения доступа граждан к правосудию, приближения судебной защиты к стандартам Европейского сообщества, в поиске новых возможностей совершенствования законодательства и судебной практики его применения.
     Военными судами в 2008 г. рассмотрено 87.250 дел и различных материалов, подлежащих разрешению в судебном порядке, в т. ч. 18.524 уголовных дела, 45.260 гражданских дел, 21.880 дел об административных правонарушениях и 1.586 материалов о грубых дисциплинарных проступках. Обращают на себя внимание продолжающиеся в течение последних двух лет снижение количества рассмотренных уголовных дел (за два года примерно на одну треть) и рост более чем в три раза материалов о грубых дисциплинарных проступках.
     Еще одним из показателей эффективности судебной деятельности является судебная нагрузка в военных судах. В связи с наметившейся в последние годы тенденцией уменьшения судебной нагрузки в военных судах необходимо тщательно проанализировать соответствие штатной численности военных судей и количества рассматриваемых ими дел и материалов. С учетом результатов этой работы уже приняты меры по «выравниванию» основных среднестатистических показателей судебной нагрузки военных судов с другими судами общей юрисдикции.
     - Какие категории уголовных дел в настоящее время наиболее актуальны для военных судов?
     - На первом месте по распространенности по-прежнему находятся уклонения от военной службы (3.837 дел - 37%). Второе место занимают хищения чужого имущества (2.085 дел - 20%). Преступления против порядка подчиненности и воинских уставных взаимоотношений занимают третье место (1.677 дел - 16%). Темп снижения судимости за последние годы вырос примерно на 7%. Отмеченное изменение произошло за счет уменьшения судимости как за преступления против военной службы (21,5%), так и за общеуголовные (23,4%).
     В 2008 г. продолжилось снижение судимости за преступления против порядка подчиненности и уставных взаимоотношений между военнослужащими. За последние два года суммарно этот показатель уменьшился более чем на 58%. Такое резкое снижение судимости за эти преступления, являющиеся по своей природе латентными, на наш взгляд, не имеет достаточных криминологических оснований. С одной стороны, сокращение сроков военной службы по призыву положительно сказалось на желании призывников проходить военную службу, однако, с другой стороны, изучение материалов уголовных дел показывает, что нередко причиной такого положения дел является сокрытие командирами (начальниками) неуставных проявлений в воинской среде. Руководству Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба, при выработке мер борьбы с указанными преступлениями следует учитывать выявленную тенденцию. В целях оказания помощи командованию военные суды при рассмотрении каждого дела этой категории должны выявлять криминогенные факторы и оперативно информировать о них в установленном порядке соответствующих воинских должностных лиц.
     В последнее время много говорится об офицерской преступности. В 2008 г. осуждено 1.974 офицера, в 2007 г. - 2.244. Наблюдается снижение судимости на 12%. Однако такое количество судимых офицеров является недопустимо высоким для этой категории военнослужащих.
     - Начиная с 2007 г. военные суды рассматривают материалы о грубых дисциплинарных проступках, за совершение которых предусмотрен дисциплинарный арест. Каковы результаты этой работы?
     - В 2008 г. военные суды рассмотрели около 1.600 материалов о грубых дисциплинарных проступках, за совершение которых возможно применение к военнослужащим дисциплинарного ареста. Это в три раза больше, чем в 2007 г. (510). Отменены или изменены 8,1% решений данной категории дел. Дела о грубых дисциплинарных проступках, связанных с уклонением от военной службы, занимают первое место.
     - А нарушения, связанные с применением дисциплинарной практики командирами, выявляются военными судами?
     - В прошлом году в отношении 116 военнослужащих принято решение об отказе в назначении дисциплинарного ареста и материалы возвращены командирам для применения иных мер дисциплинарного воздействия, производство по 30 материалам прекращено в связи с отсутствием оснований для привлечения к дисциплинарной ответственности, а в отношении 7 военнослужащих материалы направлены прокурору.
     Учитывая устойчивую тенденцию к росту числа таких дел, окружным (флотским) военным судам необходимо осуществлять постоянный контроль за практикой их рассмотрения гарнизонными военными судами. Необходимо регулярно анализировать практику назначения судами наказаний, поскольку на военные суды теперь возложена задача формирования взвешенной дисциплинарной практики, связанной с арестом военнослужащих за грубые дисциплинарные проступки.
     - К 1 декабря 2009 г. Президентом Российской Федерации поставлена задача завершить активную фазу формирования нового облика Вооруженных Сил. Сейчас значительное количество военнослужащих перемещается по службе, изменяется структура войск (сил). Какие в этой связи проблемы решают военные суды?
     - Наиболее острой в связи с проводимым существенным сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации и увольнением с военной службы значительного количества военнослужащих является проблема обеспечения жильем. Много проблем возникает с обеспечением жильем военнослужащих, проходивших военную службу в районах Крайнего Севера и на Дальнем Востоке и избравших после увольнения другое место жительства.
     Деятельность военных судов при рассмотрении этой категории дел весьма осложнена тем, что нормы законодательства о статусе военнослужащих, предусматривающие жилищные гарантии военнослужащим и лицам, уволенным с военной службы, многократно менялись. Действующий Жилищный кодекс РФ установил ряд принципиально новых подходов по таким вопросам, как основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях и порядке их учета. Новые жилищные нормы в отдельных случаях вступают в противоречие с ранее разработанным механизмом обеспечения жильем военнослужащих, подлежащих увольнению либо уволенных с военной службы и пожелавших изменить место жительства. После принятия Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ возникла настоятельная необходимость принятия ряда нормативных правовых актов, детально регламентирующих порядок и основания обеспечения жильем военнослужащих с учетом действующего жилищного законодательства. Проблемы, связанные с обеспечением жилищных прав военнослужащих, в настоящее время изучаются в Военной коллегии и прорабатываются с привлечением Министерства обороны РФ для подготовки и дачи разъяснений судебной практики. Задача эта достаточно сложная, поскольку такие разъяснения должны строго соответствовать закону, а действующее законодательство, как я уже говорил, к сожалению, противоречиво и содержит ряд пробелов.
     В постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 обобщена судебная практика, возникшая при применении Жилищного кодекса Российской Федерации.
     Нарушение требований Жилищного кодекса при принятии решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма с учетом положений ч. 3 ст. 11 и ч. 4 ст. 57 Жилищного кодекса может служить основанием для предъявления в судебном порядке требования о признании этого решения, а также заключенного на его основании договора социального найма недействительными и выселении проживающих в жилом помещении лиц.
     В настоящее время обязанность по обеспечению жильем военнослужащих как в период прохождения военной службы, так и при увольнении законом возложена на органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета. Военным судам следует исходить из действующих ныне требований закона и признавать право подлежащих увольнению военнослужащих на получение жилья от федеральных органов исполнительной власти, в которых они проходили службу. Однако при вынесении таких судебных постановлений не следует выходить за рамки закона и фактически заниматься подзаконным нормотворчеством, обязывая командование совершить действия, не предусмотренные законодательством и не вытекающие напрямую из жилищного и военно-административного законодательства. В тех ситуациях, когда отсутствует реальное жилье для своевременного обеспечения им военнослужащего, суды могут лишь обязать соответствующих должностных лиц обеспечить военнослужащих (в том числе и пожелавших изменить место жительства) жильем на основании норм, установленных Федеральным законом «О статусе военнослужащих» за счет средств федерального бюджета, выделяемых на соответствующие цели федеральным органам исполнительной власти, в которых они проходили службу. Порядок же реализации этого права может быть установлен только исполнительной властью.
     В течение 2008 г. военные суды рассмотрели значительное число дел, связанных со спорами о порядке выплаты денежного довольствия, особенно дополнительных выплат. Следует учитывать, что все вопросы выплат военнослужащим Вооруженных Сил в настоящее время урегулированы приказом министра обороны РФ от 30 июня 2006 г. № 200 «Об утверждении порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации».
     Вместе с тем необходимо отметить, что изменение порядка выплаты предусмотренного Указом Президента Российской Федерации от 18 февраля 2005 г. № 177 ежемесячного денежного поощрения в Министерстве обороны Российской Федерации привело к обращениям военнослужащих, зачисленных в распоряжение командира (начальника), в суды с заявлениями о признании незаконными действий командования, связанных с прекращением выплаты этого поощрения.
     Как показало изучение судебной практики, за период с 1 октября 2006 г. военными судами было рассмотрено более 13.600 заявлений военнослужащих, связанных с невыплатой ежемесячного денежного поощрения. При этом 95% таких заявлений было удовлетворено, и приняты решения о взыскании невыплаченного ежемесячного денежного поощрения.
     В настоящее время в Военной коллегии подготовлен обзор судебной практики по делам о защите прав военнослужащих на денежное довольствие и дополнительные выплаты, в котором дана оценка правильности судебной практики по данной категории дел.
     - Вами было отмечено, что результаты судебной реформы зависят от приближения судебной защиты к стандартам Европейского сообщества. А какова практика Европейского суда по правам человека в отношении военнослужащих?
     - Подавляющее большинство жалоб, поданных в Европейский суд по правам человека против Российской Федерации, как и против других стран, отклоняются судом еще до рассмотрения дела по существу, в основном в связи с их неприемлемостью. Однако количество решений, вынесенных по существу, также растет.
     До 2007 г. по жалобам, связанным с делами, рассмотренными военными судами Российской Федерации, Европейский суд вынес только два решения, в одном из которых (в отношении капитана 3 ранга Канаева, обжаловавшего длительное неисполнение судебного решения о выплате проездных) суд подтвердил свою практику, установленную прецедентным решением по делу Пеллегрен (Pellegrin) против Франции, о неподсудности суду дел в отношении военнослужащих, связанных с их службой. Другое дело (по жалобе Шейдаева) было связано с нарушениями при производстве по уголовному делу.
     Однако за последние два года число решений, вынесенных Европейским судом по правам человека по жалобам военнослужащих, существенно возросло.
     Главным образом, это вызвано изменением позиции Европейского суда по правам человека по вопросу приемлемости жалоб таких лиц после рассмотрения в апреле 2007 г. дела по заявлению Вильхо Эскилинен (Vilho Eskelinen) против Финляндии, в решении по которому Европейский суд фактически дезавуировал прецедент по делу Пеллегрен против Франции.
     В результате жалобы военнослужащих Российской Федерации, связанные со службой, стали рассматриваться Европейским судом по правам человека.
     Первое такое решение было вынесено 7 июня 2007 года об удовлетворении жалобы майора Довгучица на длительное неисполнение решения Рязанского гарнизонного военного суда о выплате командировочных в валюте за период нахождения в командировке на территории Республики Таджикистан, а также на нарушение вышестоящими судами принципа правовой определенности в связи с изменением в порядке надзора вступившего в законную силу и предъявленного к исполнению решения Рязанского гарнизонного военного суда.
     Всего в 2007 г. было вынесено 7 решений по жалобам, связанным с рассмотрением дел военными судами Российской Федерации, в 2008 г. - 10 решений, причем по одному из дел в отношении 26 человек.
     По делам, рассмотренным военными судами Российской Федерации, Европейский суд по правам человека вынес 21 решение, из которых подавляющее большинство связано с неисполнением решений гарнизонных военных судов по гражданским делам различными государственными органами Российской Федерации.
     - На чем должно быть сосредоточено внимание военных судей на современном этапе судебной реформы?
     - Основное наше внимание должно быть сосредоточено на качестве судебной работы, на соблюдении законных сроков рассмотрения всех категорий дел, на соблюдении прав и законных интересов всех участников судебного процесса, что является лучшим подтверждением эффективности функционирования военных судов.
     У военных судов - большой потенциал, опыт и традиции. Все это, конечно, надо сопоставить с требованиями сегодняшнего дня.
     Военные суды готовы к преодолению любых трудностей в работе, и есть все основания полагать, что они смогут и впредь успешно выполнять поставленные перед ними задачи.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex