Ходили мы походами
Здравствуйте, дорогие краснозвездовцы! Пишет вам мичман-подводник Северного флота. Мне за 60, но, несмотря на возраст, не чувствую себя в отставке. Много времени посвящаю общественной работе, которую принято называть военно-патриотическим воспитанием молодежи. На днях один из моих воспитанников, окончивший в этом году Голицынский пограничный институт ФСБ РФ, приезжал вместе с другими моими мальчишками и девчонками представляться по случаю присвоения первого офицерского звания лейтенант. И привез с собой номер «Красной звезды» за 19 марта этого года, чуть ли не целиком посвященный Дню подводного флота. Сберег, шельмец! Спасибо ему. Ублажил старого морского волка.
Много сегодня о море, о моряках и не увидишь, и не прочитаешь. То же телевидение, если и откликнется на День Военно-морского флота, то разве что «Командиром счастливой «Щуки». Ваши же публикации, написанные профессионально, со знанием дела, прочел с радостью и дрожью в сердце. От них так и веет морем. Жив наш подводный флот! Не перевелись романтики морских глубин!
Сорок лет назад мы, выпускники школ старшин-техников Северного флота, влились в состав экипажей ракетных подводных крейсеров. В 1970-е в Северодвинске со стапелей сошли К-418, К-420 (моя), К-423. Одновременно с нами заводские, швартовые и ходовые испытания проходил и «Комсомолец». На нем служили трое выпускников моей группы. Один из них, Сережа Черников, погиб в Норвежском море. Вечная ему память!
Признаюсь, грешен: балуюсь стишками. Не буду переписывать всё посвящение друзьям - длинно. Приведу только две строфы - первую и заключительную:
Отдраен люк, и ароматный воздух -
Арктический, холодный, как металл,
За месяцы забытый в «автономке»,
В отсек ворвался, как бальзамный вал.
Окончен поход. Он по счету десятый.
Но он не последний - уверен вполне.
Не раз нас еще от души покачает
На злой, непокорной и бурной волне.
Хочу через газету поздравить с Днем Военно-морского флота своих боевых друзей из несгораемых, непромокаемых и непотопляемых экипажей К-420 и К-137. С праздником!
||
Мичман Василий ПОГОДАЕВ. Александров, Владимирская область.
Былое

В одном из номеров «Красной звезды», выходящих по средам, с интересом прочитал репортаж из гвардейского Красносельского Краснознаменного авиаполка имени Валентины Гризодубовой. Этим полком командует полковник Николай Краснокутский. Подумалось: история иногда изумляет какими-то удивительными созвучиями.
Дело в том, что родина Гризодубовых - Краснокутский район Харьковской области. Посылаю вам снимок сахарного завода, что в селе Пархомовка Краснокутского района. На этом заводе работал дед Гризодубовой - Василий. В этом селе он растил сына Степана, который стал одним из первых русских авиаконструкторов и летчиков. Степан Васильевич - основатель планеризма в России. Ну а его дочь Валентина, в юности не раз гостившая у деда в Пархомовке, и вовсе стала знаменитостью: Героем Советского Союза, Героем Социалистического Труда. Ее имя теперь носит полк.
А пишу я ради того, чтобы 27 июля мы вспомнили ее отца, много сделавшего для отечественной авиации и воспитавшего дочь-патриотку. В этот день исполняется ровно 125 лет со дня его рождения.
||
Майор в отставке Борис ЗАВГОРОДНИЙ. Воскресенск, Московская область.
Дневник школьника
Зима 1943-го. Сергиевы Горки - старое, на краю Владимирского ополья, село - по самые крыши потонуло в снегу. Холодно на улице, студено в избе. Лучше всего в школе, там тепло и уютно. Живем мы тут уже два года. Пришли осенью 1941-го с родной Смоленщины, спасая стадо элитных колхозных коров-симменталок. Мама работает в местном колхозе, я учусь в седьмом классе. Ощущая ход великой истории, решил завести дневник, чтобы навсегда запечатлеть памятные ее страницы. Прошло столько лет, а я снова и снова обращаюсь к исписанным мальчишеским почерком страницам:
«1 марта. В жестком полувоенном ритме катятся школьные дни: линейки, рапорты, построения... Вывесили новое расписание занятий: добавлены уроки военного дела. Получил повестку из военкомата добрейший учитель, историк Иван Ефимович Муханов. Пришел напоследок в класс «просто так»... Постоял. Хотел, видимо, сказать что-то патриотическое, но только махнул рукой: «Прощайте, ребята».
«11 марта. Последние дни хозяйствовали с сестренкой. Только пришел из школы - увидел в окошко маму: еле тянет груженые санки. Выскочил навстречу, помог. Привезла она мешок соли, немного свеклы, несколько вилков капусты, узелок картошечки. Вот наелись-то!
Ездила мама в Дзержинск за солью. Какое там ездила - шла пешком: 90 км туда, 90 - обратно. Соль там на станции свалена буртами под навесом. Ее никто не продает. Но стражи зорко охраняют. Так вот женщины по ночам тайком пробираются к буртам, нагребают драгоценного минерала и уползают. Чтобы набрать мешок, надо сделать несколько ходок. Охранник стрельнет для острастки, но мужественных русских женщин этим не испугать. Зато на соль можно что-то выменять из еды, да и себе она нужна: без нее кусок в рот не лезет».
«18 марта. Шел в школу. Навстречу - две военные девчонки. Их тут у нас целый взвод. Дежурят с зенитным пулеметом на церковной колокольне. Гляжу на них и смешно становится: ну какие это вояки?! Замечаю в их облике что-то новое. А-а-а, погоны! Как здорово! И петлички другие: продолговатые, с ясными пуговками.
В школе Клавдия Васильевна подает мне районную газету. Читаю и глазам не верю: 12 марта освобождена Вязьма, 16-го - Холм-Жирковский, наш райцентр. Ура! Можно возвращаться домой!»
||
Петр КИСЕЛЕВ. Выборг, Ленинградская область.
Резонанс
20 февраля в «Красной звезде» под заголовком «Детей сада № 5 - под крышу!» было опубликовано коллективное письмо из Тоцкого гарнизона Оренбургской области. В нем сотрудники и родители воспитанников детсада № 5 сообщали, что их дошкольное образовательное учреждение находится на грани закрытия «из-за несоответствия санитарно-техническим требованиям, требованиям пожарной безопасности и ветхости здания. В случае закрытия детсада 117 детей военнослужащих окажутся неустроенными. А детсадовская очередь и без того перевалила за 300 человек».
В ответе на публикацию, подписанном заместителем командующего войсками Приволжско-Уральского военного округа, говорится, что детский сад размещается «в бывшем общежитии барачного типа постройки 1956 года, изначально не приспособленном для содержания в нем детей. Из-за длительной эксплуатации деревянная конструкция кровли подверглась гнилостным изменениям. Наблюдается проседание потолочных перекрытий с большой вероятностью обрушения». Приводимый в ответе перечень выполненных за последнее время строительно-монтажных работ, позволивших лишь частично устранить недостатки, не вселяет уверенности, что беды удастся миновать. Та же пожарная сигнализация из-за недостатка финансирования отремонтирована лишь на 80 процентов.
Мало оптимизма вселяет и заключительная часть ответа: «Строительство нового детского сада позволит снять социальную напряженность в гарнизоне. Титульным списком капитального строительства на 2009 год предусмотрена разработка проектной документации на строительство детского сада на 250 мест. Начало строительства запланировано на 2010 год». Вопрос в том, начнется ли оно и когда закончится...
||