на главную страницу

29 Июля 2009 года

События. Комментарии

Среда

ПОПРАВ ЧЕСТЬ ОФИЦЕРА



Каждое четвертое преступление в армии и на флоте сегодня совершают военнослужащие контрактной службы. Это не может на вызывать глубокого беспокойства. Ведь в сравнительно недалеком прошлом, в конце 80-х годов ХХ века, на долю офицеров, прапорщиков и мичманов, сверхсрочнослужащих приходилось не более 2-3 процентов преступных деяний, совершенных в войсках и на флоте.
Причем практически во всех военных округах и на всех флотах обозначилась тенденция к увеличению числа преступлений, совершаемых теми, кто служит по контракту. А как обстоят дела в этом плане в столичном военном округе?
За разъяснением мы обратились к руководителю военного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Московскому военному округу генерал-майору юстиции Олегу МОРОЗОВУ.

     - Олег Алексеевич, в чем, на ваш взгляд, причины роста преступных проявлений именно в этой сфере?
     - Если проанализировать преступления, совершенные военнослужащими по контракту, то мы убедимся, что большинство из них имеют экономическую и коррупционную направленность. Вывод напрашивается сам собой: сказывается недостаточное денежное довольствие военнослужащих, которое, хотя и увеличивается, пока не снимает всех проблем. Некоторые офицеры, не обладающие прочными нравственными устоями, поступаются долгом и честью и ищут дополнительные доходы. Не сомневаюсь: нынешние преобразования в армии и на флоте, связанные в том числе с повышением престижности военной службы и оплаты ратного труда, в перспективе приведут к заметному снижению преступлений экономического характера. Корыстные преступления в статистике отойдут на второй план.
     - Неужели, Олег Алексеевич, недостаточное материальное обеспечение - единственная и основная причина совершения офицерами преступлений?
     - Это всего лишь одна из причин. Наше государство далеко не всегда могло обеспечивать своих защитников полной мерой. Бывало - и это типичная картина, - что офицерская семья при переезде к новому месту службы размещала все нажитое в нескольких чемоданах. Другой была нравственная атмосфера в частях и экипажах кораблей. Незаконная нажива, корысть считались несовместимыми со статусом и призванием офицера, без всякого участия правоохранительных органов осуждались в офицерской среде с такой жесткостью, что опозорить свое имя и звание «липкими» руками никто и в мыслях не мог.
     В армии и на флоте десятилетиями бытовало представление: государство обеспечивает офицерский корпус в меру своих возможностей. Для военнослужащего осознание ценности своего труда, службы, ощущение теплого и признательного отношения со стороны общественности, родных, близких, знакомых значили больше, чем размер денежного довольствия.
     В новое время многое изменилось, и с этим нельзя не считаться. Это уже данность. Сегодня и к пополнению армейских рядов, и к его воспитанию нужно относиться по-новому, что-то из прошлого умело возрождая, а что-то и кардинально трансформируя. Раньше военнослужащие не видели рядом с собой людей, готовых сорить деньгами, устраивать вызывающие пиршества, глядеть на окружающих свысока, а подчас и с презрением. Сегодня они видят такое, и не всем хватает духовной стойкости, чтобы преодолеть соблазны.
     Подчеркну: нам, людям, призванным пресекать преступные посягательства на интересы государства и человека, особенно отчетливо видно, что большинство военнослужащих армии и флота - это олицетворение чести, достоинства, преданности долгу, образец высокой ответственности и самоотверженности. Но есть и исключения. Вооруженные Силы ведь, хотим мы того или нет, - скол общества. И если в обществе проявляются и набирают силу какие-то тенденции, то они непременно в той или иной мере отражаются и в ратном строю.
     - Вы не могли бы охарактеризовать ситуацию в цифрах?
     - В прошлом, 2008 году в Московском военном округе осуждены 825 военнослужащих по контракту. В том числе 304 офицера. 111 из них - старшие и высшие офицеры. Очень горькие цифры.
     И в первом полугодии нынешнего, 2009 года заметного улучшения ситуации не наблюдается. Военные следственные органы МВО возбудили 1.666 уголовных дел. Из них в отношении офицеров - 224. К ответственности привлекаются 89 старших офицеров.
     - А для какой категории должностных лиц преступления наиболее характерны?
     - Это, как ни прискорбно, военные комиссариаты. 5 марта 2009 года Ярославский гарнизонный военный суд осудил майора Д.С. Чуркова - начальника отделения призыва Даниловского райвоенкомата. Этот офицер, преследуя личную заинтересованность, вносил фиктивные сведения в дела призывников, что влекло освобождение их от службы. Из-за его преступных деяний в период осеннего 2006 и весеннего 2007 года призывов от службы без всяких на то медицинских оснований были освобождены 28 призывников. Считай, целый взвод.
     6 апреля этого года наш военный следственный отдел по статье 290 часть 2 УК РФ (получение взятки) возбудил уголовное дело в отношении подполковника А.Е. Сидорова - начальника такого же отделения в Ленинском райвоенкомате Московской области. Этот делец был задержан при получении взятки в размере 120 тысяч рублей от одного из призывников, желающего уклониться от службы.
     Московский гарнизонный военный суд за аналогичные должностные преступления осудил в прошлом году бывшего военного комиссара Митинского объединенного военкомата СЗАО столицы полковника И.А. Столярова.
     Этот позорный список, к сожалению, можно продолжить.
     Правда, уклоняться от службы некоторым из наших молодых граждан помогают не только работники военкоматов.
     Так, 7 сентября 2008 года капитан Р.А. Калинов, временно исполнявший обязанности командира части, за 2,5 тысячи рублей разрешил одному из подчиненных ему солдат выехать к месту жительства. А итог таков: 19 мая 2009 года Балашихинский гарнизонный военный суд приговорил Р.А. Калинова к 3 годам лишения свободы с лишением в последующем права занимать должности на государственной службе.
     По тому же пути незаконного обогащения пошел и подполковник Р.Р. Ювакаев - бывший командир парашютно-десантного батальона. За взятку в 10 тысяч рублей он освободил от исполнения обязанностей военной службы подчиненного ему младшего сержанта, предоставив последнему возможность выехать домой. Командованию части Р.Р. Ювакаев предоставлял ложную информацию о том, что его подчиненный находится якобы в учебном центре. При этом предприимчивый комбат за ежемесячное вознаграждение в 15 тысяч рублей еще дважды продлевал подчиненному «отпуск». Рязанский гарнизонный военный суд осудил Р.Р. Ювакаева. Приговор в отношении его вступил в законную силу.
     - В одном из интервью Главный военный прокурор Сергей Фридинский заявил, что в 2008 году в Вооруженных Силах совершено самое большое за последние 10 лет количество преступлений коррупционной направленности. Это справедливо и в отношении Московского военного округа?
     - К сожалению, мы - не исключение.
     Скажем, 6 марта этого года в Воронежском гарнизоне возбуждено уголовное дело в отношении полковника В.И. Худякова. Этот командир части совместно с руководством строительной организации завысил объем работ по капитальному ремонту служебных помещений и организовал их оплату. Он заключал договора на мнимую аренду спортивных сооружений, а в действительности оплачивал аренду сауны, услугами которой регулярно пользовался лично и в компании со знакомыми. Словом, в совокупности причинил государству ущерб на сумму свыше 500 тысяч рублей.
     По статье 286 часть 1 УК РФ (превышение должностных полномочий) недавно осужден заместитель начальника инженерных войск МВО полковник И.М. Курдынко.
     С законом не считаются и руководители рангом пониже. Скажем, начальник отдела хранения горючего одной из частей капитан А.П. Козлов в сговоре с начальником хранилища ГСМ старшим сержантом контрактной службы А.М. Ивановым, расхищая горючее, прикрывались фиктивными актами. Эта преступная парочка причинила государству ущерб более чем на 5 миллионов рублей.
     - Олег Алексеевич, какими вам видятся пути снижения количества преступлений среди военнослужащих-контрактников?
     - Разумеется, важнее всего искоренить сами причины явления. Это многосложная и комплексная задача. Предстоит не на словах, а делом повышать престиж защитника Отечества. Последовательно, используя все возможности и резервы, совершенствовать систему материального обеспечения тех, кто выбрал службу судьбой. Но было бы ошибкой полагать, что все измеряется и исправляется рублем. Среди тех, кто корысти ради опозорил свое имя преступлением, немало и таких, кто особой нужды не испытывал. Более того, тратил «левые доходы» разгульно, на застолья.
     Мне кажется, что сегодня каким-то новым содержанием надо наполнять повседневную воспитательную работу с теми, кто заключил контракт и связал судьбу с армией и флотом. Важно, чтобы вековое воинское кредо «Честь имею!» для профессиональных защитников Отечества становилось законом жизни, бытия, незыблемой позицией в большом и малом.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex