на главную страницу

29 Июля 2009 года

История Отечества

Среда

«СУХОЙ» – МИРОВОЙ ЭТАЛОН

Опытно-конструкторскому бюро П.О. Сухого
исполнилось 70 лет

Юрий АВДЕЕВ, «Красная звезда».



ОКБ П.О. Сухого - одно из ведущих предприятий оборонно-промышленного комплекса страны. Здесь рождались уникальные самолеты, составившие основу могучего воздушного флота страны. За это время коллективом создано около 100 типов самолетов, из них более 60 выпускалось серийно. За семь десятков лет построено около 12.000 машин, из них более двух тысяч были поставлены в 30 стран мира. На самолетах «Су» установлено более 50 мировых рекордов.
Сегодня «СУХОЙ» - это всемирно известный бренд, за которым стоят надежные, работоспособные, а зачастую и уникальные машины. Не одно поколение талантливых инженеров и конструкторов хранит верность замечательным «суховским» традициям, в основе которых - высочайший профессионализм, научная смелость и умение опережать время.

     
На пути к ОКБ


     Опытно-конструкторское бюро носит имя своего основателя, выдающегося авиационного конструктора Павла Осиповича Сухого. Основы теории авиации он постигал на лекциях мэтра аэродинамики Николая Егоровича Жуковского в МВТУ на физико-математическом факультете. Свою конструкторскую деятельность Павел Сухой начал под руководством легендарного конструктора Андрея Николаевича Туполева. Под его руководством он разработал и в марте 1925 года защитил дипломный проект «Одноместный истребитель с мотором 300 л.с.». После окончания обучения Туполев взял молодого специалиста в ЦАГИ, где в то время проектировалась авиационная техника.
     Одной из первых работ П. Сухого стало участие в создании истребителя И-4 (АНТ-5). Этот цельнометаллический самолет находился на вооружении ВВС РККА с 1928 по 1933 год. Одна из модификаций И-4 стала составной частью летательного аппарата «Звено» Вахмистрова. Была реализована идея по увеличению радиуса действия истребителей для прикрытия бомбардировщиков в районе цели. В качестве авиаматки для доставки к цели четырех И-4 использовался двухмоторный ТБ-1.
     Умение молодого специалиста находить простые, эффективные и в то же время оригинальные решения не осталось не замеченным. В октябре 1930 г. П. Сухой возглавил одну из конструкторских бригад отдела авиации, гидроавиации и опытного строительства (АГОС) ЦАГИ, преобразованного в конструкторский отдел сектора опытного строительства (КОСОС). Эксперты считают, что именно с этого момента началось формирование конструкторского коллектива будущего ОКБ. Следующие девять лет Сухой под общим руководством Туполева занимался конструированием не только истребителей. Особой строкой в его биографии стали работы по созданию рекордных самолетов.
     В начале 1931 г. бригада П. Сухого приступила к разработке рабочих чертежей самолета РД (АНТ-25), а 22 июня 1933 г. под управлением летчика Михаила Громова состоялся первый полет самолета.
     Здесь можно сделать отступление и привести выдержку из характеристики аттестационного листа, выданного Сухому: «Крупный специалист в области конструирования легких самолетов. Имеет глубокую теоретическую подготовку. К конструкциям подходит продуманно и критически. Руководимая им бригада по всем своим производственным показателям - хозрасчету, труддисциплине, борьбе с прогулами и браком и уплотнению рабочего дня - является одной из лучших в конструкторском отделе. Бригада, первая в КОСОС, перешла на хозрасчет целиком и успешно справилась с этой задачей». Как говорится, по работе и оплата, а в итоге были созданы самолеты, поставившие СССР в один ряд с ведущими авиастроительными странами мира.
     В июле 1936 года летчики В. Чкалов, Г. Байдуков и штурман А. Беляков на АНТ-25 совершили беспосадочный перелет из Москвы над заполярными районами на Дальний Восток. Пролетев за 56 часов 20 минут 9.374 км, экипаж совершил посадку на песчаной косе острова Удд (ныне о. Чкалов).
     Через год этот же экипаж впервые в истории авиации пролетел через Северный полюс. Протяженность воздушного пути из г. Москвы в г. Портленд (США) в сложных метеорологических условиях превысила 9.000 км.
     12 июля 1937 года стартовавший с подмосковного аэродрома АНТ-25 через Северный полюс вели летчики М. Громов, А. Юмашев и штурман С. Данилин. Погода была более благоприятной, и экипаж за 62 часа 17 минут пролетел 11.500 км (по прямой 10.148 км), установив абсолютный мировой рекорд дальности полета по прямой. Необходимо отметить, что после посадки у города Сан-Джасинто, на границе США и Мексики, в баках самолета оставалось горючего еще на полторы тысячи километров.
     В феврале 1936 года построен АНТ-37бис «Родина». Его разработал П. Сухой, ставший фактически автором самолета. 24-25 сентября 1938 года летчицы В. Гризодубова, П. Осипенко и штурман М. Раскова совершили на нем полет по маршруту Москва - пос. Керби (Дальний Восток) протяженностью 6.450 км (по прямой 5.910 км) за 26 часов 29 минут летного времени. Они установили женский рекорд дальности полета.
     
От поршневых к реактивным

     В конце 1930-х годов был объявлен конкурс по созданию ближнего бомбардировщика «Иванов». Главное условие задачи сформулировали следующим образом: «Самолет должен быть очень простым в изготовлении, чтобы можно было сделать столько его экземпляров, сколько у нас в стране людей с фамилией Иванов...»
     Сухой сконструировал ББ-1 (АНТ-51). Самолет стал образцом применения передовой и продуманной технологии. Машина получилась настолько удачная, что военные рекомендовали выпускать ее также в модификациях штурмовика и ближнего разведчика.
     Постановлением Комитета обороны при СНК СССР от 29 июля 1939 года П.О. Сухой со своим коллективом был направлен на завод № 135 в г. Харькове. Здесь Павел Осипович - главный конструктор нового ОКБ-135. В Харькове помимо выполнения главной задачи Сухой начинает проектировать скоростные высотные истребители Су-1 и Су-3. После успешного запуска в серийное производство ББ-1, принятого на вооружение как Су-2, по просьбе Сухого весь коллектив ОКБ переводится в подмосковные Подлипки.
     На фронтах Великой Отечественной войны Су-2 зарекомендовал себя прекрасно. К концу 1942 года на трех заводах, выпускавших Су-2, успели построить 912 машин. Однако эвакуация авиационных предприятий и связанные с этим проблемы привели к тому, что серийный выпуск самолета был прекращен, но в качестве разведчика Су-2 оставался в боевом строю до 1944 года.
     В годы войны под руководством П.О. Сухого создаются и совершенствуются самолеты Су-6, Су-8. В 1943 году за штурмовик Су-6 Павел Осипович был удостоен Сталинской премии первой степени. После смерти конструкторов Н.Н. Поликарпова и В.Г. Ермолаева все доработки их серийных машин поручаются коллективу Сухого.
     В конце Второй мировой войны ОКБ активно занимается созданием реактивных самолетов, но вместе с тем выполняет работы и по машинам с поршневыми двигателями. В конструкторском бюро создан первый отечественный авиационный ракетный комплекс перехвата целей Су-9. На нем впервые в практике отечественного самолетостроения применены тормозной парашют для уменьшения пробега при посадке, бустерное управление для уменьшения усилия на ручке управления при больших скоростях полета и катапультируемое сиденье. Позднее созданы перехватчики Су-11 и Су-15.
     В ноябре 1949 года решением правительства ОКБ Сухого было ликвидировано. Необходимо пояснить, что тогда закрыли еще девять самолетостроительных и пять двигателестроительных ОКБ, несколько других организаций Минавиапрома. Преобразование военно-промышленного комплекса велось по ряду причин, но главная - необходимость восстановления разрушенной войной европейской части территории страны. Перед государством, истощенным войной, кроме оборонных проблем остро стояли и другие, а средств не хватало.
     ОКБ Сухого восстановили в мае 1953 года. Реактивная авиация шагнула за сверхзвуковой рубеж. П.О. Сухой и возглавляемый им коллектив сконструировали семейство истребителей-бомбардировщиков Су-7, Су-17 и более 20 их модификаций. Су-17 стал первым в СССР самолетом с крылом изменяемой стреловидности. Столь мощный конструкторский рывок не остался без внимания зарубежных специалистов и военных. Они назвали Павла Осиповича «конструктором, вышедшим из тени».
     В конструкторском бюро П.О. Сухого при создании новой техники постоянно использовали самые передовые достижения, полученные в ходе исследований и экспериментов, проведенных в научных организациях, по аэродинамике, прочности, управляемости и устойчивости самолетов.
     В 1962 году начались работы по созданию дальнего ударно-разведывательного комплекса Т-4. Опытная машина поднялась в небо 22 августа 1972 года. Самолет впервые в нашей стране оснастили электродистанционной системой управления и автоматом тяги, а планер выполнили сварным из титана и высокопрочной стали.
     В 1965 году началась проработка проектов по созданию истребителя четвертого поколения.
     В 1969 году поднимается в воздух фронтовой бомбардировщик Су-24 с крылом изменяемой стреловидности, первый отечественный всепогодный ударный самолет. Он строился серийно и имел несколько модификаций, находится на вооружении ВВС России и ряда других стран.
     По неофициальному предложению военных в начале 1968 года специалисты ОКБ в свободное от работы время приступили к проработке реактивного самолета поля боя. В начале 1972 года П.О. Сухой утвердил общий вид штурмовика и подписал приказ о начале его рабочего проектирования. Через три года, 22 февраля 1975 года, Су-25 впервые поднялся в воздух. Интересно, что тактико-технические требования к штурмовику ВВС страны утвердили только в марте 1977 года. Официально машину приняли на вооружение в 1987 году, хотя «Грач» участвовал в боевых действиях на территории Афганистана с 1980 года.
     Павел Осипович ушел из жизни 15 сентября 1975 года беспартийным, в воинском звании подпоручика царской армии, дважды удостоенным звания Героя Социалистического Труда, награжденным тремя орденами Ленина, орденами Красной Звезды, «Знак Почета», Трудового Красного Знамени. Он автор 50 оригинальных конструкций самолетов, из которых 34 были построены и испытаны. Доктор технических наук П.О. Сухой - лауреат Ленинской, Сталинской и Государственных премий - так и не стал академиком. В данном случае конструктора, обладающего высокой требовательностью к себе и умеющего создавать уникальные самолеты, подвела природная скромность.
     
На рубеже веков

     Коллектив, созданный П.О. Сухим, продолжил его дело. В 1977 году прототип истребителя Су-27 совершает первый полет. Он создавался в качестве ответа на американский F-15 Eagle.
     В 1983 году на должность генерального конструктора ОКБ Сухого назначили Михаила Симонова. Вскоре выяснилось, что по ряду параметров машина не отвечает техническому заданию и значительно уступает F-15. Перед Михаилом Петровичем стояла дилемма: сделать вид, что ничего страшного в этом нет, или, как говорится, чистить авгиевы конюшни. Генеральный конструктор принял решение переделать проект. Конечный результат получился прекрасным.
     13 сентября 1987 года норвежский патрульный самолет Р-3В Orion пытался вести наблюдение за группой советских военных кораблей в нейтральных водах Баренцева моря. Летчику Су-27 отдали приказ выполнить учебный перехват разведчика и не позволить ему сбросить в воду буи. Экипаж норвежского самолета попытался избавиться от «сопровождавшего» и резко уменьшил скорость. Расчет был прост, истребитель не удержится рядом с Р-3В на столь малой скорости. Однако Су-27 продолжал полет точно под разведчиком. Норвежский летчик, потеряв истребитель из виду, начал маневрировать и в результате ударил винтом по килю Су-27. Винт разрушился, его обломки пробили фюзеляж Р-3В, повредили двигатель. Произошла разгерметизация, и Orion был вынужден покинуть зону патрулирования. Су-27 благополучно вернулся на базу.
     Авиасалон в парижском пригороде Ле Бурже в июне 1989 года стал триумфом «двадцать седьмого». Во время демонстрационного полета Су-27, пилотируемый Виктором Пугачевым, вышел на угол атаки 120 градусов. Иностранные специалисты были в шоке, летчик вывел машину на закритические углы. Самолет вот-вот рухнет на землю, а вместе с ней рухнет и авторитет великой авиационной державы. Однако истребитель продолжил полет практически вперед двигателями. Никто тогда не смог толком понять, как вообще такое возможно и почему самолет не свалился в штопор. «Кобра Пугачева» стала еще одним подтверждением высочайших возможностей конструкторской школы Сухого.
     Под руководством М. Симонова в ОКБ Сухого созданы различные модификации Су-27. Генеральный конструктор после «перестройки», когда финансирование со стороны государства резко уменьшилось, стал инициатором частичного перевода работы ОКБ на «коммерческие рельсы». Первоначально внебюджетные средства появились за счет продажи за рубеж спортивных самолетов. Затем, после распада союзного государства, резкого сокращения гособоронзаказа и финансирования, за рубеж стали поставлять и боевые самолеты.
     Михаил Петрович ломал устоявшиеся стереотипы и в создании новых авиационных комплексов. По желанию заказчика авиационные комплексы марки «Су» дорабатывались и оснащались зарубежным оборудованием. В итоге на базе прототипов Су-27 с использованием всех научно-технических наработок были созданы: двухместный ударный Су-30, палубный истребитель Су-33, двухместный палубный истребитель Су-33КУБ, двухместный истребитель-бомбардировщик Су-34, многоцелевой истребитель Су-35.
     В настоящее время ОКБ Сухого ведет работы по созданию перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА). Авиационный комплекс 5-го поколения стал одним из приоритетов в деятельности конструкторского бюро. На различных уровнях уже не раз звучали обещания в скором времени продемонстрировать новейшую разработку. Однако указанные сроки проходили, а дебюта не было. С чем это связано? Вероятно, в данном случае помимо ряда причин традиционно действует правило, имеющееся в ОКБ: если делать работу, то на совесть. Демонстрация ПАК ФА ожидается на МАКС-2009 или в конце этого года. О более точной дате пока ничего не известно. Несомненно одно: поклонники отечественной авиации, специалисты, эксперты с нетерпением ждут того дня, когда смогут увидеть результат труда легендарного ОКБ и сказать: «Здравствуй, «Су»дарь»!
     В начале 1990-х годов в ОКБ развернуты работы по гражданской тематике. 19 мая 2008 года с аэродрома Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного объединения им. Ю.А. Гагарина совершил свой первый полет региональный самолет Sukhoi SuperJet 100. В настоящее время проводятся испытания самолета.
     По оценкам экспертов, доля мирового рынка самолетов вместимостью 60-110 пассажирских кресел до 2024 года составит более 5.000 новых самолетов.
     В реализации проекта участвует ряд зарубежных компаний. Данный факт свидетельствует, что деятельность Авиационной холдинговой компании, в состав которой входит ОКБ Сухого, оценивается за рубежом как весьма перспективная. В противном случае ни о каком партнерстве не было бы и речи.
     ОКБ Сухого пришло к 70-летнему юбилею, имея огромный положительный опыт в создании конкурентоспособных авиационных комплексов, отвечающих самым жестким современным мировым требованиям.
     Краснозвездовцы присоединяются к многочисленным поздравлениям в адрес легендарного ОКБ Сухого и желают его коллективу дальнейших творческих успехов на благо Родины.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex