на главную страницу

29 Июля 2009 года

Страна и мир

Среда

Есть ли альтернатива нефти?

Игорь НОВИКОВ, эксперт Института геополитической информации «Энергия».




     ГЛУБОКОВОДНЫЕ обитаемые аппараты «Мир» во время погружений на Байкале обнаружили открытые поля газогидратов, лежащих на поверхности донных осадочных отложений. Около 5 килограммов газогидратов ученым удалось поднять на поверхность. Сообщения на эту тему, появившиеся в СМИ в начале июля, привлекли внимание, пожалуй, только специалистов. Между тем это открытия имеет важное значение с точки зрения усилий, которые прикладывает человечество в поисках новых, альтернативных источников энергоресурсов.
     Газогидраты, поясним, - это кристаллические соединения, образующиеся из метана и воды при определенном давлении и температуре, другими словами это газ в твердом состоянии. По внешнему виду газовые гидраты напоминают снег или рыхлый лед. При повышении температуры легко распадаются на воду и газ (при распаде одного кубометра газогидрата выделяется до 160 кубометров газа). Как следует из научных публикаций, они довольно широко распространены в природе и чаще всего залегают в разрезах осадочных пород на материках и дне океанов. Считается, что мировые запасы газовых гидратов содержат больше углеводорода, чем все разведанные на сегодня запасы нефти и газа.
     В нашей стране открытие этого энергоресурса произошло еще в советский период благодаря сибирской геологической школе академика А.А. Трофимука, заместителя председателя Сибирского отделения АН СССР. Первые месторождения газовых гидратов были найдены отечественными учеными в 1960-х годах на севере СССР, и уже тогда пошла речь о том, что их можно рассматривать как потенциальный и перспективный источник топлива - к тому же возобновляемый. К концу 1970-х годов советские геологи обнаружили около 30 промышленных залежей газогидратов в Западной Сибири, Якутии и других районах.
     Объемы залежей газогидратов на дне Байкала специалисты сравнивают с запасами Ковыктинского месторождения природного газа в Иркутской области (доказанные запасы газа в нем составляют около 1,9 трлн. кубометров). Но надо при этом оговориться, что газогидраты пока только потенциально являются альтернативным источником энергоресурсов. Технологий их добычи и промышленного использования еще не создано.
     В США газогидратное направление развитие энергетики также считают перспективным. При предыдущей администрации (президента Джорджа Буша-младшего) подчеркивалась необходимость государственной поддержки научно-технических разработок по добыче природного газа из подводных месторождений газовых гидратов, в том числе в Арктике. Американцы называют газогидраты «горючим снегом», и минэнерго США считает, что объемы их в сто раз больше, чем все технически извлекаемые запасы природного газа в стране.
     Поиск нетрадиционных источников природного газа во всем мире идет весьма активно. Ученые активизировали работу по развитию новейших технологий добычи нефти, угля, газа. Одним из перспективных направлений рассматриваются, в частности, ресурсы сланцевого газа (в США их оценивают в объеме до 30 трлн. кубометров). К 2030 году добыча сланцевого газа в США достигнет 120-140 млрд. кубометров. Вместе с другими нетрадиционными источниками газа угольный метан (ежегодно добывается более 50 млрд. кубометров) и газогидраты могут, по некоторым прогнозам, чуть ли не полностью обеспечить потребности США в «голубом топливе».
     Россия также располагает существенными запасами горючих сланцев (до 25 процентов мировых запасов), но в отличие от США промышленная добыча метана из угольных пластов пока не организована. Этим летом, как сообщали СМИ, «Газпром» начал бурение первой разведочной скважины на одном из метаноугольных месторождений в Кемеровской области.
     СУЩЕСТВУЕТ и немало других альтернативных источников энергии. В Евросоюзе, например, большие надежды возлагают на солнечную энергию: предполагается получение электроэнергии при помощи гелиотермических электростанций в пустыне Сахара. Первая электроэнергия оттуда начнет поступать в Европу уже через несколько лет, а к 2050 году этот способ получения электроэнергии (пустыни Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока) может обеспечить до 15 процентов потребностей стран Евросоюза.
     Ставка отчасти делается и на биотопливо, его производство в последние годы резко возросло, несмотря на то, что это влечет рост потребления становящейся дефицитом воды (для производства одного литра этанола требуется от 1.000 до 4.000 литров воды) и создает новые трудности в обеспечении слаборазвитых стран продовольствием. В прошлом году, как сообщал ИТАР-ТАСС, производство этанола составляло в мире 77 млн. литров (утроилось с 2000-го по 2007 год). К 2017 году оно может достичь 127 млн. литров. 77 процентов мирового спроса на этот вид топлива удовлетворяют Бразилия и США.
     Критики биотоплива указывают, что огромные площади сельскохозяйственных угодий используются в связи с этим не по прямому назначению. Известно, что в 2007 году в США на производство этанола ушло 23 процента произведенной кукурузы, а в Бразилии - 54 процента урожая сахарного тростника; в 2008 году 47 процентов растительного масла, произведенного в Евросоюзе, было направлено на получение биотоплива. К тому же высокоразвитым странам применение биотоплива не дает особой экономии бензина и дизельного топлива. В 2008 году доля этанола на рынке транспортного топлива в США достигла 4,5 процента, в Евросоюзе - 2,2 процента.
     Очевидно, что на нынешнем технологическом уровне экономики некоторые отрасли промышленности не могут обойтись без «черного золота» как сырья (нефтехимические предприятия). Кроме того, бензин, керосин и мазут еще длительное время будут использоваться в качестве источника энергии. Можно утверждать, что нефть по-прежнему находится в основе не только современной промышленности, но и всей цивилизации. Ведь без энергоносителей человечество не выживет.
     ЭКОНОМИКИ крупных стран (таких, как США, государства ЕС, Япония, Китай, Индия) заинтересованы в максимальном снижении цен на нефть, но это противоречит интересам нефтедобывающих государств, к числу которых относится и Россия. Это противоречие проявилось, как отмечают аналитики, и на недавней встрече «Группы восьми» (Group of Eight) в Италии, где справедливая цена на нефть стала предметом отдельной дискуссии.
     Премьер-министр Великобритании Гордон Браун и президент Франции Николя Саркози даже опубликовали в то время совместную статью под заголовком «Мы должны решить проблему повышенной ценовой нестабильности нефтяного рынка» в выходящей в Лондоне американской газете Wall Street Journal Europe. Они призвали к выработке единого взгляда основных стран-производителей и потребителей нефти на рамочные цены за баррель нефти, так как, по их мнению, в последние два года мировые цены на «черное золото» подвержены мощным колебаниям, что противоречит всем экономическим законам. Поэтому правительства «не могут больше сидеть сложа руки», когда резкие прыжки цен вредят как производителям, так и потребителям нефти. Лидеры Великобритании и Франции предложили повысить прозрачность мирового рынка нефти и поставить под контроль деятельность операторов этого рынка, чтобы исключить опасные для всех спекуляции.
     
Наша справка.
     Летом 2008 года цена на нефть вышла на исторический рекорд - 147 долларов США за баррель, а затем пошла вниз (почти до 30 долларов за баррель в конце 2008 г.). Сейчас цена барреля нефти колеблется в пределах 60-70 долларов. Правительство России, согласно своему базовому, умеренно оптимистичному прогнозу социально-экономического развития на 2010-2012 годы, рассчитывает, что цена на российскую нефть марки Urals составит в следующем году на мировом рынке не меньше 55 долларов. Основания для оптимизма дают прогнозы роста спроса на нефть в 2010 году: организация стран-экспортеров нефти ОПЕК ведет речь о росте в 0,5 млн. баррелей в день (до 84,34 млн. баррелей), Международное энергетическое агентство, представляющее интересы развитых стран-импортеров нефти, - о приросте на 1,4 млн. баррелей. Банк Goldman Sachs (США) ожидает, что цена на американскую нефть марки WTI в 2010 году в среднем будет составлять 90 долларов за баррель, другой банк США Morgan Stanley - до 85 долларов, французский банк BNP Paribas - 60 долларов, немецкий Deutsche Bank - 55 долларов.


     Но вопрос о возможности регулировать цены на нефть дискуссионен. Многие эксперты считают регулирование административным способом малореальным в силу нынешней конструкции «рыночной экономики». В высоких ценах на нефть заинтересованы не только страны-производители нефти, но и западные финансовые структуры, вкладывающие свободные средства в нефтяные фьючерсы (ценные бумаги, обязывающие обе стороны осуществить куплю-продажу товара в будущем по оговоренной цене; продаются на бирже, когда товара еще нет. - Ред.). В одиночку ни одно государство, даже США, не способно обуздать рыночных спекулянтов. Если, допустим, на Нью-Йоркской бирже будут введены какие-то ограничения, игроки, как отмечают эксперты, предпочтут переместиться на площадки с более либеральным регулированием - в Сингапур или Лондон.
     Денежная масса в большинстве стран вследствие нынешней политики центробанков растет на фоне сокращения производства и уменьшения количества товаров, поэтому владельцы «излишков» финансовых средств предпочитают вкладываться в нефть. Если избыточная денежная масса уменьшится (из-за проблем крупнейших банков мира или новых перспективных сфер вложения), то начнется неизбежный вывод денег с мирового рынка нефти.
     КОЛЕБАНИЯ цен на нефть в этом году западные аналитики объясняют не столько падением спроса из-за глобального экономического кризиса, сколько действиями биржевых спекулянтов. Об этом писала недавно американская газета Los Angeles Times. Несмотря на то, что в мире бушует экономический кризис, спрос остается на низком уровне, а у потребителей и производителей есть излишки нефти, отмечается в газете, цена на нефть в этом году с февраля по май ежемесячно росла в среднем на 10 долларов за баррель - хотя вышеуказанные факторы должны были прочно удерживать цены на низком уровне. Указывается, что «представители регулирующих органов, эксперты и руководители нефтяных компаний утверждают, что колебания цен в этом году можно объяснить только одним фактором - действиями спекулянтов». Значительные объемы нефти сосредоточены в руках всего нескольких инвестиционных банков и торговых фирм, которые и «играют» на рынке нефти, направляя туда свободные миллиарды долларов.
     По мнению некоторых российских экспертов, еще в этом году может произойти повторное крушение «нефтяной пирамиды». Аналитики из российского Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО) не исключают, что цена барреля до конца 2009 года может опуститься более чем в два раза от нынешнего уровня. «Спекуляции, вероятно, достигли пика, - считает директор ИГСО Борис Кагарлицкий. - Игроки исчерпали денежные ресурсы, что получили от государств». Новое падение цен на нефть может развернуться еще летом, предупреждает он, и это станет одним из важнейших признаков окончания стабилизации. СМИ приводят высказывание и другого представителя ИГСО - руководителя Центра экономических исследований Василия Колташова: «Падение цен на нефть - естественный процесс. Его прервало только вливание в финансовый сектор огромных средств. Спекуляции возобновились почти с прошлогодней силой. Теперь можно ожидать, что нефть повторно пробьет показатель в 40 долларов и продолжит дешеветь». По его оценке, цена барреля в 30 долларов США не является «дном».
     Очевидно, что это стало бы тяжелым ударом по российской экономике, в которой велика роль нефтяной составляющей. Судя по прогнозам Минэкономразвития, добыча нефти в 2009 году должна составить в РФ 488 млн. тонн, что даже на 0,1 процента больше показателя 2008 года. Из этого объема 245,5 млн. тонн будет продано за рубежом. В 2010 году нефти будет добыто 485 млн. тонн, в 2011-м - 483 млн. Некоторое снижение объясняется прежде всего внутренними причинами: уровень добычи на «старых» месторождениях (в основном Западной Сибири) падает, а освоение новых месторождений Восточной Сибири и Тимано-Печорской провинции требует все больших ресурсов. Потенциал «легкой добычи» нефти, доставшийся в наследство от СССР, по сути полностью исчерпан.
     Драматизировать ситуацию в отечественном ТЭК, с одной стороны, не стоит, если принять во внимание, что в актив 2008 - 2009 годов можно зачислить такие крупные проекты, как Уват (Тюмень), Южно-Хыльчуюское месторождение (Ненецкий автономный округ), Ванкор, Талакан, Верхняя Чона (Восточная Сибирь), месторождение имени Юрия Корчагина на Каспии. Проект «Сахалин-2» переведен в режим круглогодичной добычи. В целом, однако, ситуация в российской экономике по-прежнему тревожна, что не может не влиять на отечественный ТЭК.
     КАК СЛЕДУЕТ из оценок Центра анализа экономической политики Высшей школы экономики
     (ГУ-ВШЭ) - одного из наиболее авторитетных центров экономической мысли современной России, даже при сохранении текущего уровня цен на нефть в 70 долларов за баррель сокращение ВВП в 2009 году может составить более 10,5 процента, а в 2010 году, в случае сокращения бюджетных расходов на 1 триллион рублей, - еще 4,3 процента. И это произойдет несмотря на то, что второй квартал текущего года характеризовался существенным улучшением внешних условий - повышением цен на нефть. Сигналами неблагополучия являются процессы в банковской системе - постепенное накопление «плохих» долгов и сокращение кредитования населения.
     В этой ситуации серьезные трудности вызывает формирование бюджета 2010 года. Его основные характеристики уже известны: доходы составят приблизительно 6,5 трлн. рублей (на 200 млрд. меньше, чем в 2009-м), расходы уменьшатся до 9,2 трлн. рублей (на 500 млрд.). Дефицит - 2,7 трлн. рублей - придется покрывать за счет внешних и внутренних займов или вновь использовать Резервный фонд.
     
Наша справка.
     В 2008 году Стабилизационный фонд, созданный за счет поступлений в бюджет огромных средств вследствие высоких цен на нефть, был разделен на две части - Резервный фонд и Фонд национального благосостояния (последний предназначен прежде всего для финансирования пенсий). В этом году значительная часть Резервного фонда, составлявшего 4,8 трлн. рублей, уже потрачена для покрытия дефицита бюджета. К июлю с.г. оставалось около 3 триллионов, из которых к началу будущего года будет использовано еще 1-1,5 трлн. Поэтому, возможно, придется использовать Фонд национального благосостояния (2,8 трлн. рублей), средства которого были размещены на депозите во Внешэкономбанке.


     Дальнейшие перспективы российской экономики во многом зависят от цен на нефть. И возвращаясь к вопросу о прогнозах цен на «черное золото» на мировом рынке, надо подчеркнуть, что их динамику нельзя рассматривать в отрыве от общих закономерностей развития мировой экономики. На это не так давно обратил внимание отечественный аналитик Александр Айвазов. Его точку зрения будет уместно привести в завершение статьи. В материале, размещенном на сайте Агентства политических новостей, Айвазов отмечает: «Рыночная цена нефти определяется, с одной стороны, потребностью реального сектора экономики в нефти и нефтепродуктах, а с другой - потребностью спекулянтов зарабатывать с помощью фьючерсных контрактов на нефть и других производных инструментов. Во время прохождения мировой экономикой повышательной волны больших Кондратьевских циклов (К-циклов) нефть выступает в качестве обычного рыночного товара, цена которого в определяющей степени зависит от колебаний спроса и предложения. Спекулятивная составляющая на этой волне
     К-цикла близка к нулю. Но на подходе к точке бифуркации, отделяющей повышательную волну от понижательной, резко усиливается спекулятивная составляющая и цены взлетают до небес. На понижательной же волне, с одной стороны, происходит массовое обесценивание капиталов, а с другой - формируется новый технологический уклад (ТУ), который благодаря инновационной ренте дает возможность получать прибыль значительно выше среднего уровня. И весь свободный капитал устремляется в новые технологии...
     К 2000 году потенциал пятого ТУ был исчерпан (о чем свидетельствовал кризис 2000 года, разразившийся на рынке IT-технологий), огромной массе капитала, которая ускоренными темпами нарастала на всем протяжении повышательной волны пятого К-цикла, нужно было найти новые сферы своего приложения. Перенакопленный в процессе повышательной волны спекулятивный капитал искал, где можно заработать еще, если не на IT-технологиях (информационных технологиях. - Ред.), и с 2000 года начали раздуваться финансовые пузыри на рынках ипотеки, нефти, продовольствия, золота и т.д. Это продолжалось до тех пор, пока все эти спекулятивные пузыри не стали лопаться один за другим».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex