на главную страницу

31 Июля 2009 года

История Отечества

Пятница

«О НИХ МЫ ЗАБЫВАТЬ НЕ ВПРАВЕ...»

Подготовил Андрей ГАВРИЛЕНКО, «Красная звезда».



Письма, которые приходят в редакцию «Красной звезды», порой не могут оставить нас равнодушными. Автор одного из них – участник Великой Отечественной войны Георгий Артемьевич Широков. Вот что он написал.

     «29 октября исполнится 54 года со дня гибели флагманского корабля Черноморского флота линкора «Новороссийск» – трофейного корабля фашистской Италии «Джулио Чезаре» («Юлий Цезарь»). После 6 лет ржавения в итальянской военно-морской базе он был в марте 1949 года приведен в Севастополь. Осенью того же года в числе двух десятков выпускников военно-морских училищ вместе с лейтенантом О. Бар-Бирюковым я прибыл на линкор. Из Кронштадтского училища, по праву выбора места службы как окончивший его с отличием, – на должность инженера по ПУС (приборы управления стрельбой) всех трех артдивизионов корабля: главного калибра (320-мм, 10 орудий), противоминного (120-мм, 12 орудий) и зенитного (100-мм, 8 орудий и множества скорострельных автоматов). Корабль был красив не только силуэтом, очертаниями, чем отличались все корабли Италии, но и отделкой кают-компании, офицерских и старшинских кают, кубриков, отсеков... Но он был немым, молчащим, с надписями на итальянском языке, с большими трудностями шло освоение его систем управления стрельбой (вырабатывающих величины углов наведения орудий в упрежденную точку встречи снаряда с целью на ее курсе), установленных в 1938 году при модернизации линкора, – это было последнее на то время достижение мировой науки и техники. Документация на эти системы была передана с другого линкора «Кавурн».
     Добрый мой друг нашел в Москве и прислал русско-итальянский словарь. С дивизиона трофейных итальянских эсминцев к нам был прикомандирован в качестве переводчика капитан 2 ранга Делио Антонио Грамши – сын умершего в фашистской тюрьме Италии генсека компартии Италии Антонио Грамши. А через год из Ленинградского морского НИИ прибыла большая группа ученых для составления документации на эти системы. С ними прибыли и специалисты с завода для ремонта и восстановления приборов управления стрельбой.
     Позднее стало известно, что линкор готовили для возможности стрельб атомными снарядами. И в 1955 году, после окончания ремонта, возвратившись в базу с очередных испытаний в глухую октябрьскую ночь, стоя на бочках в северной бухте, он взорвался и через 3 часа затонул. Проводившая расследование государственная комиссия во главе с членом ЦК КПСС Малышевым в акте записала: «...Возможно, сработала оставшаяся немецкая донная мина, но комиссия не исключает и акта диверсии».
     «Носатые ястребы», как именовались в прессе в то время ярые враги СССР, так просто избавились от носителя атомных снарядов, как позднее без единого выстрела ликвидировали могущественную советскую державу. Малышев приказал командиру линкора всех погибших представить к награждению орденами. На политбюро ЦК решили не давать огласки случившемуся. Руководил «спасением» подорванного линкора командующий ЧФ адмирал Пархоменко – сын героя гражданской войны А. Пархоменко. С оставшихся в живых моряков взяли подписку о неразглашении трагедии. Все случившееся было засекречено на многие десятилетия. Первым осмелился написать книгу с некоторыми фактами писатель-маринист Н. Черкашин. Капитан 1 ранга О. Бар-Бирюков, офицер с аналитическим складом мышления, выйдя в отставку, занялся самостоятельным расследованием гибели корабля и моряков. Он прослужил на «Новороссийске» 6 лет и знает историю линкора, его командиров и экипаж не понаслышке. Им опубликовано более 70 работ по истории Российского флота в журналах и авторитетных газетах. Опираясь на собственные наблюдения, свидетельства оставшихся в живых членов экипажа и многих других очевидцев, изучив множество отечественных и зарубежных документов, а также некоторые недавно рассекреченные архивные данные, он написал книгу о линкоре, ставшую памятником погибшим морякам и кораблю, – «Час «Х» для линкора «Новороссийск». Исследование корабельного офицера».
     В этой книге на страницах 339 – 362 приведен список 712 моряков, награжденных Указом Президента РФ № 871 от 5.07.1999 г. орденом Мужества. Этот же список был опубликован и в журнале «Морской сборник». Но кто на бескрайних просторах страны мог прочитать это издание, имевшее в тот период небольшой тираж? Другие средства массовой информации этот список не печатали. Поэтому множество орденов лежат до сего времени, не востребованные родственниками погибших.
     Но необходимо выполнить и еще одно важное дело. Следует добиться справедливости и наградить еще 50 погибших, не попавших в наградной список. Не попали они из-за безответственности оформителей списка. Более 10 лет ведется борьба за несправедливо обойденных, были обращения в различные инстанции, но пока безрезультатно. Эти полсотни наших моряков, без боя сложивших свои головы, вместе с другими были придавлены в покрытой соляркой воде огромной палубой родного корабля. И забывать о них мы не вправе...»
     На снимке: инженер-лейтенант Г.А. Широков во время службы на «Новороссийске».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex