на главную страницу

4 Августа 2009 года

Армия и общество

Вторник

ДОВЕРЯЙ, НО ПРОВЕРЯЙ!

Беседовала Анна ПОТЕХИНА, «Красная звезда».



Срок действия Договора о СНВ заканчивается 4 декабря 2009 г. Президенты Российской Федерации и США, подписав 6 июля в Москве протокол «О совместном понимании по вопросу о дальнейших сокращениях и ограничениях стратегических наступательных вооружений», определили основные элементы и параметры новой, юридически обязывающей договоренности взамен действующего Договора о СНВ. Это только начало достаточно долгого договорного процесса.
   В немалой степени концепция будущих международных договоренностей зависит от итогов реализации ранее подписанных документов. О результатах выполнения Договора о СНВ, а также других международных договоренностей «Красной звезде» рассказал первый заместитель начальника Российского национального Центра уменьшения ядерной опасности (НЦУЯО) полковник Сергей РЫЖКОВ.

     - Сергей Владимирович, расскажите о задачах, которые выполняет ваша организация?
     - Российский национальный Центр по уменьшению ядерной опасности является своего рода уникальным подразделением. Он был создан одновременно с американским Центром в соответствии с Соглашением между СССР и США от 15 сентября 1987 г. За прошедшие годы он проявил себя как авторитетный орган Министерства обороны, решающий задачи по контролю реализации международных договоров и соглашений о сокращении и ограничении вооружений, укрепления мер доверия. По основным решаемым вопросам (прежде всего уведомленческой и инспекционной деятельности) в установленном порядке действует от имени и под контролем Правительства Российской Федерации.
     Первоначально, после создания в 1987 году, на НЦУЯО возлагалась только одна задача – обмен заблаговременными уведомлениями с США о пусках баллистических ракет.
     В дальнейшем, по мере заключения новых международных договоров и соглашений, реализация которых возлагалась на Вооруженные Силы, сфера и объем деятельности российского национального Центра возрастали.
     - Контроль за реализацией каких международных договоров и соглашений осуществляет НЦУЯО сегодня?
     - В настоящее время в компетенции Центра находятся вопросы непосредственного выполнения 16 международных договоров и соглашений, таких как:
     Договоры о сокращении и ликвидации вооружений:
     о ликвидации ракет средней дальности и меньшей дальности – 1987 г.;
     об обычных вооруженных силах в Европе – 1990 г.;
     о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений – 1991 г.;
     о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы (между Российской Федерацией, республиками Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Китаем) – 1997 г.;
     об адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе – 1999 г.;
     о сокращении стратегических наступательных потенциалов – 2003 г.;
     Соглашения об укреплении доверия:
     об уведомлениях о пусках МБР и БРПЛ -1988 г.;
     о взаимных заблаговременных уведомлениях о крупных стратегических учениях – 1989 г.;
     Договор по открытому небу – 1992 г.;
     Глобальный обмен военной информацией – 1994 г.;
     об укреплении доверия в военной области в районе границы (между Российской Федерацией, республиками Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Китаем) – 1996 г.;
     Венский документ по мерам укрепления доверия и безопасности в Европе – 1999 г.;
     Гаагский кодекс поведения по предотвращению распространения баллистических ракет – 2002 г.;
     Документ о мерах укрепления доверия и безопасности в военно-морской области на Черном море – 2003 г.;
     Договоры об ограничении разработки и испытании вооружений:
     об ограничении подземных испытаний ядерного оружия – 1974 г.;
     о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний – 1996 г.
     - Какие министерства и ведомства Российской Федерации, а также органы обеспечения, созданные в видах и родах войск ВС РФ, участвуют в этой работе?
     - В Вооруженных Силах Российской Федерации сформирована система подразделений обеспечения реализации договоров. Помимо национального Центра, в видах и родах войск ВС РФ в нее входят центры и отделы обеспечения реализации договоров, в военных округах и на флотах – отделы и отделения обеспечения реализации договоров. Эти подразделения обеспечивают подготовку личного состава, вооружения и собственно объекты к иностранным инспекциям, организовывают безопасность инспекторов, их питание, размещение и сопровождение, а также обеспечивают выполнение процедур инспектирования.
     К слову, процедуры инспектирования объектов четко регламентированы соответствующими протоколами и временными параметрами, а инспекторы имеют иммунитеты и привилегии дипломатических сотрудников.
     Для решения технических вопросов, относящихся к выполнению принятых сторонами договорных обязательств, российский НЦУЯО проводит ежегодные консультации с национальным Центром США, регулярные рабочие встречи с представителями органов верификации государств-участников, а также участвует в работе постоянно действующих комиссий, учрежденных договорами и соглашениями.
     Кроме этого, НЦУЯО координирует работу по реализации международных договоров или взаимодействует при ее проведении более чем с 15 министерствами и ведомствами Российской Федерации (МИД, МВД, ФСО, ФСТЭК, Роскосмос, Росатом и др.), без работы которых качественное решение задач в указанной сфере просто невозможно.
     - Сколько проведено инспекций на территориях государств-участников и на объектах ВС РФ? Каковы их результаты?
     - Действительно, инспекционная деятельность определяет жизнедеятельность любых договоренностей. Она включает в себя два равнозначных по значению и объему компонента.
     Во-первых, подготовка и проведение инспектирования объектов (наблюдательных полетов) зарубежных стран, а также анализ, обработка и доведение до органов военного управления и федеральных органов исполнительной власти информации о наличии вооружений и состоянии объектов, получаемой от зарубежных государств.
     При этом НЦУЯО в соответствии с требованиями нормативных документов является организующим инспекционную деятельность органом военного управления. На него возлагается задача планирования инспекций и руководства инспекционными группами, организации взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти.
     Объемные показатели этой деятельности определяются требованиями международных договоров, и только по основным из них составляют более 170 инспекций в год, в том числе:
     по Договору о СНВ – свыше 40 инспекций;
     по Договору по Открытому небу – свыше 50 наблюдательных полетов;
     по Венскому документу 1999 г. – около 80 инспекций;
     по соглашениям с Китаем – 4 инспекции.
     Во-вторых, подготовка российских военных объектов к инспектированию и сопровождение иностранных инспекций и наблюдательных полетов и их всестороннее обеспечение на нашей территории, а также анализ, обработку и доведение до иностранных верификационных центров предусмотренной международными договорами информации о наличии вооружений и состоянии российских объектов. При этом НЦУЯО возглавляет эту деятельность.
     По вопросам обеспечения иностранной инспекционной деятельности на него возлагается задача организации взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, организация сопровождения иностранных групп на российских военных объектах (не только Вооруженных Сил России, но и МВД, Погранслужбы ФСБ России, ФСО).
     Ежегодно мы принимаем порядка 150 инспекций в год, в том числе:
     по Договору о СНВ – около 60 инспекций;
     по Договору по Открытому небу – до 42 наблюдательных полетов;
     по Венскому документу 1999 г. – до 20 инспекций;
     по соглашениям с Китаем – 2 инспекции.
     Анализ проводимой инспекционной деятельности показывает, что в подавляющем большинстве своем государства-участники придерживаются достигнутых договоренностей и принятых на себя обязательств. Спорные вопросы и различные понимания отдельных положений решаются в ходе переговорных процессов в различных форматах и на соответствующих международных форумах.
     Особо хочется подчеркнуть, что именно на Центре, как головном организаторе и исполнителе как внешних, так и внутренних инспекций, лежит ответственность за отстаивание на основе профессиональной компетенции интересов России в ходе этой работы.
     - В каких формах проходят проверки соблюдения положений международных договоров?
     - Контроль осуществляется национальными техническими средствами, используемыми в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Кроме того, проводится контроль за соблюдением договора на объектах и в местах, подпадающих под его действие, путем посещений, показов, наблюдением за военной деятельностью. Наконец, происходит обмен информацией, а также контроль, состоящий в комплексном применении указанных форм в их различном сочетании.
     - Как осуществляется обмен информацией с государствами – участниками международных договоров?
     - Для уведомлений и обмена информации в НЦУЯО создана необходимая инфраструктура. В ее составе работающий в круглосуточном режиме пункт управления с узлом связи, на котором развернута аппаратура прямой документальной связи с национальным Центром США; национальный абонентский пункт информационной сети связи с 55 государствами Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, по которой передается основной объем уведомлений международных договоров об обычных вооружениях; аппаратура оборонной телефонной линии связи между министрами обороны России и США; средства связи с органами военного управления и заинтересованными федеральными органами исполнительной связи.
     Кроме того, в соответствии с «Соглашением между Китайской Народной Республикой и Республикой Казахстан, Российской Федерацией, Киргизской Республикой, Республикой Таджикистан о взаимном сокращении вооружений и военной техники в районе границы» создается информационная сеть связи между государствами – участниками совместной стороны и КНР.
     Объем работы по обмену информацией с нашими партнерами по международным договорам очень большой. В среднем ежегодно наш Центр принимает около 6 тыс. уведомлений и передает государствам-участникам свыше 1.500 уведомлений с использованием около 480 установленных форматов.
     - Каковы результаты выполнения договоров по ликвидации МБР и БРПЛ, ракет средней и меньшей дальности, а также обычных вооружений?
     - Приведу некоторые количественные показатели. 8 декабря 1987 г. в Вашингтоне был подписан советско-американский Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Впервые был совершен практический шаг от ограничения вооружений к их реальной ликвидации.
     Уничтожению подлежали советские и американские ракеты наземного базирования двух классов – РСД, дальность которых свыше 1.000 км, но не превышает 5.500 км, и РМД, дальность которых равна или превышает 500 км, но не превосходит 1.000 км. Вместе с ракетами по Договору ликвидации подлежали их пусковые установки и другое оборудование.
     Договором предусматривалось за три года, с 1 июня 1988 г. по июнь 1991 г., в СССР ликвидировать 1.846 ракет, 825 пусковых установок. США за этот же период должны были ликвидировать 846 ракет и 289 пусковых установок.
     К 1 июня 1991 г. обязательства сторон были выполнены.
     1 июня 2001 г. завершена инспекционная и контрольная деятельность сторон по выполнению Договора.
     Договор о РСМД бессрочный. В течение всего срока действия Договора стороны не имеют права производить ракеты средней и меньшей дальности.
     Логическим продолжением Договора о РСМД явился Договор СНВ-1, подписанный 31 июля 1991 г. в Москве, ратифицированный и вступивший в силу 5 декабря 1994 г.. Он предусматривал за семилетний период, т.е. до 5 декабря 2001 г., сокращение средств СНВ до уровня: количество носителей (МБР, БРПЛ, ТБ) – 1.600 единиц; количество боезарядов для них – 6.000 единиц.
     Российская Федерация и США выполнили свои обязательства по сокращению стратегических наступательных вооружений в указанный срок.
     Срок действия договора заканчивается 4 декабря 2009 г., и усилия сторон направлены на выработку новых договоренностей в области контроля за стратегическими наступательными вооружениями.
     Что касается обычных вооружений, то, как известно, 19 декабря 1990 г. в Париже подписан и 9 ноября 1992 г. вступил в силу Договор об обычных вооруженных силах в Европе. Договором ограничиваются: боевые танки, боевые бронированные машины, артиллерийские системы (100 мм и выше), боевые самолеты, ударные вертолеты.
     Кроме того, ограничиваются: самолеты морской авиации, вертолеты Ми-24р и Ми-24к, танковые мостоукладчики, бронетранспортеры в Ракетных войсках стратегического назначения, боевые машины пехоты в силах внутренней безопасности.
     Не ограничиваются, но подпадают под действие Договора: учебно-тренировочные самолеты, невооруженные учебные самолеты, невооруженные транспортные вертолеты, бронетранспортеры и боевые машины пехоты – подобные.
     Россия приступила к ликвидации своих обычных вооружений 8 августа 1992 г. и, несмотря на известные трудности, выполнила свои обязательства (свою норму сокращения) своевременно и в полном объеме.
     По состоянию на 1 мая 2009 г. уровень наличия ограничиваемых договором вооружения и техники в районе применения Договора составляет: боевые танки – 4.574 ед.; боевые бронированные машины – 9.460 ед.; артиллерийские системы – 5.538 ед.; боевые самолеты – 1.967 ед.; ударные вертолеты – 410 ед. Этот уровень существенно ниже разрешенного Договором.
     В силу целого ряда обстоятельств, не раз озвученных руководством государства, Указом Президента Российской Федерации от 13 июля 2007 г. № 872 и Федеральным законом РФ от 29 ноября 2007 г. № 276-ФЗ Российская Федерация приостановила действие Договора об обычных вооруженных силах в Европе и связанных с ним международных договоров. Это касается прежде всего инспекционной и уведомленческой деятельности.
     - Какие итоги работы можно подвести в связи с окончанием действия Договора о СНВ?
     - Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений, подписанный 31 июля 1991 г. и вступивший в силу 5 декабря 1994 г., в настоящее время является базовой, юридически обязывающей договоренностью, определяющей основные параметры сокращения вооружений в области СНВ.
     За период действия Договора о СНВ ядерные арсеналы США и России претерпели столь значительные сокращения, что на этом необходимо остановиться отдельно.
     По состоянию на 31 июля 1991г. было:
     США – 2.246 носителей и 10.563 боезаряда;
     СССР- 2.288 носителей и 8.757 боезарядов;
     В настоящее время:
     США – 1.195 носителей и 5.573 боезаряда;
     РФ – 811 носителей и 3.906 боезарядов.
     Такое сокращение стратегических наступательных вооружений – главный итог 15-летней реализации этого Договора. Это позволило сохранить стабильность в мире и, что самое главное, совместные усилия США и РФ в условиях реализации Договора обеспечили предсказуемость развития двусторонних отношений наших государств.
     За период действия Договора было проведено 464 инспекции объектов СНВ США, что позволило в полном объеме реализовать механизм контроля, заложенный в Протоколе об инспекциях. В свою очередь американская сторона за этот же период провела на территории РФ 559 инспекций. Результаты проведенных инспекций подтверждают тот факт, что стороны, следуя духу подписанных в 1991 г. договоренностей, строго выполняют все положения и ограничения действующего Договора о СНВ.
     Подписание и последующая ратификация достигнутых новых договоренностей в области СНВ позволит продолжить процесс сокращения ядерных арсеналов двух стран, начатый в 1994 году, до согласованных уровней, укрепить меры доверия, обеспечить предсказуемость и стабильность двусторонних отношений между государствами в военной сфере.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex