на главную страницу

4 Августа 2009 года

Страна и мир

Вторник

НАША СИЛА - ВЕРА

Вадим МАРКУШИН, «Красная звезда». Фото Владимира ПАСЯКИНА.



     Подходит к концу большое пасторское турне патриарха Московского и всея Руси Кирилла по Украине, разделенной политически и духовно. Начавшись в Киеве, матери городов русских, оно завершается в западных областях, там, где недобрые ветры и поветрия ощущаются особенно болезненно. С другой стороны, и здесь, на западе страны, Кириллу пришлось почувствовать истую волю православных к сохранению тех национальных и культурных ценностей, которые формировались в течение последних веков.
     Все эти дни патриарх стремился выразить одобрение этой праведной воле, освятив и укрепив ее проникновенным словом. Он делал это в своем великолепном стиле, вновь и вновь демонстрируя вершины ораторского мастерства, лишенного каких-то чисто внешних, эффектных приемов, зато сосредоточенного на излагаемой мысли. Конечно же, не зря к этому выдающемуся деятелю питают глубокое уважение не только верующие, но и вообще все граждане России. Не может не впечатлять его речь, свободная от традиционной церковной напевности, старославянских атрибутов и акцентов. Абсолютно все сконцентрировано на смысле.
     Как пишет киевское «Зеркало недели», в ходе визита патриарху Кириллу удавалось даже «неудобную для себя ситуацию обращать в свою пользу». Издание, в частности, обращает внимание своих читателей на то, что «совместное возложение цветов к памятнику Неизвестному солдату и Мемориалу жертвам голодомора оказалось не дипломатическим компромиссом, как предполагалось, а «почитанием наших общенациональных святынь». Во всяком случае, подчеркивает автор публикации, «короткий, но прочувственный спич Кирилла не оставил ни малейших сомнений у аудитории: трагедия голодомора, так же как трагедия Великой Отечественной войны, – это то, что объединяет наши одинаково пострадавшие от безбожных режимов народы». Выступая же в телестудии «Интер», патриарх на фоне «надоевших и измельчавших» киевских лидеров «сумел заполнить собой пустое пространство, в которое с тоской по авторитетам смотрели украинские телезрители с образованием выше среднего». Кирилл был признан «философом, настоящим пастырем, его встреча в телестудии получила в народе статус «проповеди».
     Могли ли украинские политики, вступившие в очередной раунд борьбы за президентскую власть, упустить выгоду от демонстрации своих симпатий к такой мощной фигуре, как патриарх Кирилл? Разумеется, нет. «Считаю, что этот знаковый визит объединит украинский народ, объединит православие», – заявил прессе Виктор Янукович. О необходимости единения православных высказалась и Юлия Тимошенко. По ее словам, рано или поздно «Господь пошлет организационное единство» всем четырем украинским церквам, включая грекокатоликов. О полезности создания единой украинской поместной церкви говорил Виктор Ющенко, рассчитывающий на переизбрание на второй срок. «Я верю, что большой исторической правдой и справедливостью для Украины станет утверждение единой поместной православной церкви», – подчеркнул он.
     Нет, шествие главы РПЦ Московского патриархата по украинской ниве никак не походило на райскую прогулку. Кирилл совершал, по его же выражению, «деяние огромного исторического значения». Это была нелегкая просветительская работа по разъяснению угрозы разъединения, по сути, одного народа. Опираясь на мощные опоры в массах своих сторонников, вдохновляясь исходящими от них флюидами добра и почитания, духовный отец аккумулировал коллективную волю верующих, да и просто симпатизирующих ему людей, укрепляя их веру в светлые идеалы, в справедливость.
     В Донбассе патриарх говорил о трудности добывания хлеба насущного, о высокой цене шахтерского труда, как и труда металлургов, машиностроителей, химиков. «Ваш труд производит реальные ценности. Если бы весь мир трудился так, как трудится шахтерский Донбасс, то не было бы никакого кризиса. Кризис – это результат греха, который проник в современную экономику. Люди честного труда расплачиваются за тех, кто стяжал миллионы и миллиарды из воздуха. И церковь громко об этом говорит: каждый труженик достоин пропитания. Поэтому не нужно унывать. Когда возникают временные трудности, нужно помнить, что трудящийся человек совершает дело, достойное того, чтобы иметь награду и от Бога, и от людей», – сказал Кирилл.
     Разъясняя позицию РПЦ в ходе общения с журналистами по телемосту Москва – Киев, глава синодального отдела Московского патриархата по взаимодействию церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин обратил особое внимание на то, что Русская православная церковь – это не «церковь Российской Федерации». Наименование церкви «относится не к этнониму «русский» или «великоросс», а к понятию «Русь», определяющему духовную общность людей, чувствующих свое единство в рамках традиций Святой Руси.
     Представители УПЦ Киевского патриархата в свою очередь ставят акценты на «политических целях» визита Кирилла. По мнению самопровозглашенного патриарха Киевского Филарета, московский гость приезжал, чтобы объединить вокруг Москвы Украину и Белоруссию, сформировать альтернативу Западу в лице «православной цивилизации». Нет, дескать, неспроста ездил Кирилл в Севастополь и Донецк, в эти «центры скопления всего антиукраинского». Он ездил туда, чтобы «воспрепятствовать дальнейшей украинизации» УПЦ Московского патриархата.
     Развеивая эти упреки, Кирилл заявил: «Моя задача – не давать политических рецептов, не делать политического анализа, моя задача как патриарха, помолившись вместе с народом, вместе с ним поразмышлять о нашем общем церковном настоящем, о нашем будущем». Там же, где, по словам патриарха, происходит разделение, там «вытекает кровь, теряется энергия, появляется дробность на месте целостности, утрачивается способность достигать цели, поставленные перед народом, нацией и государством».
     Находясь в Симферополе, Кирилл принял участие в освящении накупольных крестов строящегося кафедрального собора в честь Александра Невского. «Мы сегодня являемся свидетелями того, как после разрушения наступает возрождение. Дай Бог, чтобы этот яркий символ возрождения, собор святого князя Александра Невского, многому нас научил и дал нам надежду на возрождение духа, жизни человеческого общества», – сказал патриарх. «Дай Бог, чтобы с возрождением веры в нашем народе усилилось паломничество в Крым, к истокам нашего православия», – подчеркнул он. Кирилл призвал воспринимать Крым «не только как место пляжного отдыха, но и как место паломничества, как духовный центр».
     Кульминацией визита патриарха Кирилла на Украину стало посещение им места крещения князя Владимира в 988 году в Херсонесе. Крестившись сам, князь Владимир с греческими епископами и священниками крестил киевлян на берегу Днепра, положив начало распространению христианства на Руси. Думается, это весьма важный момент – обращение к истокам, общим корням. Ведь, пожалуй, ничто так сильно не мотивирует взаимное сближение между людьми, как осознание родства.
     Слово «наш» («наше», «наши») звучало лейтмотивом во всех речах Кирилла. И это был не лукавый политический прием, как кое-кто полагает в Киеве. Это – выражение сущности бытия.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex