|
Вадим МАРКУШИН, «Красная звезда». |
Настоящий военный совет прошел на днях на американской базе в Бельгии. В нем приняли участие глава Пентагона Роберт Гейтс, председатель комитета начальников штабов адмирал Майк Маллен, командующий войсками коалиции в Афганистане генерал Стэнли Маккристал, главнокомандующий объединенными силами НАТО в Европе адмирал Джеймс Ставридис, начальник Центрального командования ВС США генерал Дэвид Пэтрэус, а также ряд других высших военных чинов Соединенных Штатов и НАТО. Темой совета стал Афганистан.
Ни для кого не секрет, что ситуация в этой стране приобретает все более очевидную остроту из-за нежелания движения «Талибан» вступать в переговорный процесс с кабульской властью и возросшего ожесточения его диверсионной и террористической деятельности. Удары талибов направлены как на гражданское население, так и на расквартированные части и подразделения вооруженных сил стран НАТО. При этом все чаще боевики используют фугасы-ловушки на дорогах и террористов-смертников.
В июле в Афганистане, по переданным радиостанцией «Свобода» данным, погиб 71 военнослужащий международной коалиции. Это самый высокий уровень потерь за 8 лет войны. Самые значительные потери по-прежнему несут американцы - 41 человек. Вдвое меньше у англичан - 22 человека. О национальной принадлежности других убитых натовских солдат почему-то сообщать не принято.
Первые дни августа показывают тенденцию роста потерь в живой силе. В прошлые выходные погибли сразу девять военнослужащих коалиции. Создается невольное впечатление, что посылка в Афганистан дополнительных контингентов стран альянса служит для вооруженной оппозиции сигналом к еще большей интенсивности партизанской войны.
Несравненно больше потерь от налетов боевиков несет мирное население, вроде как уже сжившееся с положением перманентной междоусобицы. По данным ООН, с января по июль в результате терактов и боевых действий в Афганистане погибли 1.013 мирных жителей, что почти на 200 человек больше, чем за такой же период прошлого года.
Более спокойные западные районы страны тоже становятся мишенями непримиримых экстремистов. В частности, в провинции Герат на этих днях в результате взрыва радиоуправляемого фугаса погибли 10 человек, около 30 получили ранения. Теракт осудил президент Хамид Карзай. В специальном заявлении пресс-службы главы государства говорится, что «враги афганского народа не останавливаются ни перед чем, чтобы помешать развитию демократических процессов».
Если ситуация не изменится, афганское общество, по словам главы Пентагона, «станет отрицательно воспринимать эту войну». Вообще-то странные какие-то слова. Наверное, искажение в переводе. В сотнях публикаций по афганской тематике говорится о повсеместном недовольстве войной, даже об отчаянии, озлоблении к политикам, политическому бессилию. А тут получается, что народ лишь собирается поменять некую свою лояльность на «отрицательное восприятие войны».
Впрочем, многое в этом плане скоро станет яснее - через две недели в Афганистане пройдут президентские выборы, на которых избиратели дадут оценку миротворческой деятельности руководства страны.
Между тем вступивший в должность генсека НАТО датчанин Андерс Фог Расмуссен среди приоритетных задач альянса на ближайшее время назвал прежде всего урегулирование в Афганистане. По его мнению, успеха на этом направлении нельзя добиться, во-первых, без сотрудничества с Россией, во-вторых, без вовлечения в этот процесс других международных и гуманитарных организаций. «НАТО сделает свою часть работы, но в одиночку нам не справиться», - подчеркнул он, выступая на пресс-конференции в Брюсселе.
Нелишне будет также привести выдержку из доклада, только что обнародованного комитетом по иностранным делам палаты общин британского парламента. Как говорится в документе, развертывание британского контингента в провинции Гильменд «было испорчено нереалистичным планированием, плохой координацией между различными департаментами правительства и, самое главное, неспособностью дать войскам четкие указания».
Однако в военном ведомстве со столь нелицеприятной критикой парламентариев не согласились. Как считает министр вооруженных сил Билл Раммелл, британская стратегия в Афганистане была «всеобъемлющей и скоординированной». Другое дело, что «активность повстанцев превзошла наши ожидания, но у нас есть чем на это ответить», - подчеркнул он.
|